Я работаю педагогом-психологом и постоянно в своей профессиональной деятельности помогаю воспитателям в решении самых разных проблем, отвечаю на просьбы помочь в сложных ситуациях. Я обратила внимание на то, что у некоторых детей старшего дошкольного возраста наблюдалось конфликтное поведение, они часто ссорились, сверстники отказывались дружить друг с другом.
Поэтому, совместно с моим научным руководителем мы провели исследование, в котором изучали пути формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Классики отечественной дошкольной педагогики и психологии Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская отмечали, что взаимоотношения ярче проявляются там, где сама деятельность создает условия для объединения детей. Наиболее ценной в этом отношении является совместная игра, которая, прежде всего, имеет общественный характер. Итак, совместная, в том числе игровая деятельность является основным условием возникновения и развития общения, взаимодействия и взаимоотношений детей.
На основе анализа теоретической и методической литературы мы определили, что одним из эффективных средств, как диагностики, так и формирования положительных взаимоотношений является игровая проблемная ситуация, ведь межличностные отношения формируются в процессе непосредственного взаимодействия.
Всего в нашем эксперименте мы провели 5 игровых проблемных ситуаций. Во время эксперимента и в повседневной жизни мы постоянно наблюдали за различными внешними проявлениями, действиями и поступками детей, обращая особое внимание на то, каким образом дети общаются, взаимодействуют. Чтобы правильно фиксировать результаты наблюдения, и в последствие сделать правильные выводы, нам надо было четко определить, за проявлениями какого конкретного явления мы будем наблюдать и какими диагностическими средствами это можно сделать наиболее точно.
Сначала мы решили подобрать готовые стандартизированные, общие методики, схемы наблюдений для изучения ребёнка, его поведения, особенностей развития взаимоотношений с детьми и взрослыми. Но при подборе диагностических методик мы обнаружили противоречие. С одной стороны, в психологии и дошкольной педагогике общение, межличностные взаимоотношения и взаимодействие считаются самостоятельными социально-психологическими феноменами, но с другой стороны в практике эти понятия зачастую не различаются, да и авторы анкет, тестов зачастую употребляют эти понятия как синонимы. Итак, одним из явлений, за которым мы планировали наблюдать во время участия детей в проблемных ситуациях, были особенности межличностного взаимодействия.
Проведя глубокий теоретический анализ данной проблемы, выбирая диагностические средства, мы столкнулись с необходимостью разработки собственных диагностических средств для фиксации и анализа проявлений взаимодействия детей в игровых проблемных ситуациях и в повседневной жизни. Хочу особо отметить, что ответственно относиться к выбору методик надо не только в исследовании, но и в любой момент профессиональной деятельности. Из своей практики, работая в детском саду, могу сказать, что это является одной из наибольших трудностей в деятельности современного педагога. Проще взять готовую схему, чем придумать свою, а свою можно придумать только после глубокого теоретического изучения проблемы. Действительно, если речь идёт об общем взгляде на всю группу в целом, то такой подход к наблюдению – правомерен.
Но если речь идёт о более глубоком изучении проблем в развитии и поведении дошкольников, о выборе индивидуального маршрута развития для каждого ребёнка группы, воспитатель должен уметь ответственно и осмысленно выбирать и применять методики, осуществлять наблюдение. Всегда надо делать вывод: можно ли использовать методику в авторском варианте или она нуждается в модификации.
Воспитателям особенно теперь, в связи с изменениями в нашей системе дошкольного образования надо уметь модифицировать авторские или самостоятельно составлять собственные планы, схемы наблюдений. Важно понимать, насколько выбранное диагностическое средство является надёжным и валидным, т.е. позволяет изучить конкретный аспект поведения и развития ребёнка.
Итак, мы нашли различные авторские методики: тесты, наблюдения. Мы провели их до и после эксперимента, сравнили результаты. Но при этом обнаружили, что нам не хватает методик для наблюдения за проявлениями дружелюбия или конфликтности детей экспериментальной группы. Мы поставили цель разработать краткие, но информативные планы наблюдений за детьми.
Различают 2 вида наблюдения: житейское и научное.
ЖИТЕЙСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ показало: после эксперимента, дети стали относится друг к другу более дружелюбнее, их взаимодействие стало партнёрским, бесконфликтным, взаимоотношения детей улучшились.
Но ведь и для науки и для практики важно не только заметить изменения, но и понять, почему это произошло? И в этом нам помогает другой вид наблюдения – НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ.
Планы научного наблюдения за компетентностью детей мы нашли в книге “Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников” под редакцией Ольги Витальевны Дыбиной. План за направленностью взаимодействия детей мы составили сами, основываясь на реальных поступках и действиях детей старшего дошкольного возраста. Именно такой продуманный подход к наблюдению за взаимодействием детей, позволил нам сделать правильные выводы о роли и значении игровых проблемных ситуаций в развитии взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. Наблюдение за игрой дало возможность определить, как осуществляется взаимодействие со сверстниками. Эта таблица представлена в Приложении 1.
Выделение конкретных параметров и критериев наблюдения, их выраженности в баллах, помогло выстроить правильную работу с детьми: как со всей группой, так и индивидуально. Мы увидели, что после эксперимента в группе проявление дружелюбия заметно увеличилось, а конфликтность в группе снизилась. Кроме того такое наблюдение дало нам информацию о каждом ребёнке и мы смогли дать рекомендации воспитателям для реализации индивидуального подхода к детям. На проблему его применения в педагогической деятельности я смотрю с 3-х позиций: воспитателя, педагога-психолога, старшего воспитателя.
Метод наблюдения является очень трудоёмким, но в, то, же время именно он позволяет исследовать ребёнка в естественных условиях жизни. Да, он требует высокого профессионализма и огромных затрат времени, но он не заменим для получения необходимых сведений. Конечно, результаты наблюдения не позволяют до конца понять причины тех или иных форм поведения детей, но, тем не менее, на их основе мы можем выдвигать различные предположения, которые затем можно проверить при помощи других методов (эксперимента, тестирования, беседы, анализ результатов детской деятельности).
Используемая литература.
1. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 64 с.