Цель:
Учащийся:
- Различает физические и химические явления, поясняет сущность каждого из них и приводит примеры по ним;
- Поясняет причины и условия протекания химических реакций;
- Излагает значение физических и химических явлений с приведением примеров из жизни, производства;
- Разъясняет сущность понятия “химическое уравнение”, правила его составления.
Формы обучения: коллективная, групповая работа, фронтальная.
Методы обучения: беседа, исследование, обсуждение.
Интеграция: Ф. 1.1.2.; П.-м. 1.1.1.
Ресурсы: учебник, посуда и вещества для проведения опытов (магниевая лента, медная проволока, сахар, мрамора, соляная кислота, растворы солей: Na2SO4, BaCl2)
Ход урока
Методом фронтального опроса актуализируются знания учащихся о физических явлениях, полученные ими из предметов по Физике и Познанию мира (презентация):
– Какие изменения происходят при физических явлениях, образуется ли при этих явлениях новые вещества? Как вы думаете, почему после грозы мы чувствуем приятный запах? Это запах озона. Откуда это вещество?
– Возможно, во время грозы образовался новое вещество.
Просмотр видео “Химический вулкан”.
Явления, при которых образуются новые вещества, называются химическим явлениями или химическими реакциям.
Почему, в одних явлениях не образуются новые вещества, а в других образуются?
Исследовательские задания.
Лабораторные работы групп: (Приложение 1)
Нагревание меди в пламени спиртовки.
Ответьте на вопросы: Произошла ли реакция? Если произошла, то какой признак этой реакции можно наблюдать? При каком условии протекает эта реакция?
Горение магния.
Будет ли это явление химической реакцией? Какие признаки этой реакции подмечены вами? Чем отличаются условия первой и второй реакций?
Измельчение, растворение и сжигание сахара.
Во время опыта вы увидели какие явления с сахаром? В каком из случаев произошла реакция? Каковы условия и признаки наблюдаемой реакции? Как доказать, что при данных физических явлениях с сахаром не произошло никаких превращений.
Смещение растворов хлорида бария и сульфата натрия. Взаимодействие кусочка мрамора с соляной кислотой.
Какие изменения можно наблюдать в этих опытах?
После, как рассмотрели признаки химических реакций, обращаем внимание учащихся на условия их протекания. Перед учащимся ставим вопрос: при каких условиях между веществами возможна химическая реакция?
Фиксируйте результаты опытов в таблице:
Наименование опыта | Фиксация наблюдений и результатов опытов |
При изучении явлений обращаем внимание учащихся на то, как наблюдать и фиксировать результаты опытов, чтобы сделать вывод о физических и химических явлениях.
Подытоживаются ответы учащихся: внешними признаками протекания реакции в ходе опыта являются изменение цвета, появление осадка, выделение газа, появление запаха, света и выделение тепла. В качестве условий протекания реакций можно отметить соприкосновение веществ, их трение друг с другом и нагревание.
Физические и химические явления имеют огромное значение в жизни человека. Большинство химических реакций проводятся людьми. Для краткого изложения в письменном виде реакций превращения веществ друг в друга применяют химические уравнения. Как составлять химические уравнения?
Практическая работа. (Приложение 1) С помощью химических формул представьте химический процесс, заключающийся в превращении одних веществ в другие. А для наглядности используйте ранее изготовленные модели.
1-я группа:
С помощью моделей кислорода и водорода сконструируйте модель молекулы воды, т.е. промоделируйте химическую реакцию кислорода с водородом, в которой получается вода. Запишите уравнение этой реакции.
2-я группа:
Смоделируйте реакцию горения метана в кислороде, учитывая, что в результате реакции получается вода и углекислый газ. Запишите уравнение этой реакции.
3-я группа:
Смоделируйте реакцию образования сульфида цинка. Запишите уравнение этой реакции.
4-я группа:
Смоделируйте реакцию горения угля. Запишите уравнение этой реакции.
Записи уравнений химических реакций проверяют со слайдом.
Важно подвести учащихся к выводу о том, что многие физические, химические явления, происходящие с веществами, могут быть объяснены на основе атомно-молекулярного учения. Сущность химических превращений заключается в образовании новых веществ из атомов, составляющих ранее исходные вещества. Запись химической реакции с помощью формул называется уравнением химической реакции. Оно показывает, какие вещества и в каких количествах провзаимодействовали и какие вещества и сколько их получилось. Обратите внимание на числа, стоящие перед формулами веществ в уравнении реакции; они называются коэффициентами
Учащиеся при помощи учителя определяют алгоритм составления химических уравнений:
1. Записать формулы веществ, вступающих в реакцию и полученных в результате реакции;
2. Посредством коэффициентов уравнять количество атомов элементов в веществах, записанных в левой и правой частях уравнения;
3. Проверить равное количество атомов всех элементов в левой и правой частях уравнения. (слайд)
Примените приобретенные знания.
1. Заполните пропуски в следующих уравнениях химических реакций:
1) ... Mg + O2 = ... MgO | 3) ... Cu + ... = ... CuO |
2) ... ... + ... J2 = ... AlJ3 | 4) CuO + ... = Cu + H2O |
5) ... + ... ... = CO2 + 2H2O | 6) C + ... = CO2 |
2. Расставьте коэффициенты:
1) P + O2 —> P2O5
2) Fe2O3 + H2 —> Fe + H2O.
Что знаете?
1.___________ химической реакции - это изображение химического процесса с помощью _______,
____________ и математических знаков.
2.__________ химической реакции число атомов каждого химического элемента слева и справа от знака равенства должно быть одинаковым.
3._______, _______, ________, __________ внешние признаки протекания реакции.
4. Химические реакции можно провести, если, начальные вещества ______ ,_______, ________ .
Ключевые слова: Химическая реакция,химическое уравнение, коэффициент, химическая формула, появление запаха, выделение газа, появление осадка, изменение цвета.Соприкосновение, нагревание, измельчение.
(Используя ключевые слова, заполните пропуски в предложениях.)
Самооценивание: Оцените свою деятельность на уроке по ниже указанным критериям. Приложение 2
Критерии | Уровни | ||
низкая | средняя | высокая | |
1.Составление химических уравнений | |||
2.Наблюдение и фиксация результатов опытов | |||
3. Деятельность в группе | |||
Итог: |
Домашнее задание.
1. Изобразите опыты, проведенные вами на уроке.
2. Напишите о физических и химических явлениях, встречающихся вокруг вас.
Использованная литература.
1. Л.С. Гузей и др. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.
2. А.Муталим и др.Учебник для 7 класса.