Программа по физической культуре для студентов

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Актуальность

Современные условия жизни предъявляют высокие требования к уровню физического развития, работоспособности и защитным силам организма человека. Физическое воспитание студентов эффективно стимулирует положительные функциональные и морфологические изменения в формирующемся организме, активно влияет на развитие двигательных способностей. Многолетняя практика показала, что физическая культура способствует также умственному развитию, воспитывает ценные моральные качества - уверенность, решительность, волю, смелость и мужество, способность преодолевать препятствия, чувство коллективизма, дружбы. Физическое воспитание студентов должно обеспечить каждому занимающемуся достаточный и необходимый минимум теоретической, технической и физической подготовленности, которые направлены на обеспечение базы в освоении физической культуры для жизнедеятельности, для развития личности, для формирования здоровья и здорового образа жизни. Анализ состояния физической подготовленности учащейся молодёжи показывает, что за последнее десятилетие количество учащихся, имеющих низкую оценку физической подготовленности, увеличилось в три раза и достигло у юношей 50,8%, у девушек 58,8%. Вместе с тем, недостаточная двигательная активность является причиной высокой заболеваемости учащейся молодёжи. Физическая культура в образовательных учреждениях как образовательная дисциплина, как учебная дисциплина, важнейший базовый компонент гуманитарного образования, гармонического развития личности обучающегося и направлена на обеспечение необходимого уровня развития жизненно важных двигательных навыков и физических качеств, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие.

Для целесообразной и эффективной организации занятий физической культурой необходимо иметь истинную информацию об уровне физической подготовленности студентов на каждом этапе их обучения. Оценка эффективности физического воспитания должна производится, с одной стороны, по состоянию здоровья студентов а с другой – по уровню развития основных физических качеств, т.е. по уровню физической подготовленности.

Для оценивания физической подготовленности студентов “НовХИТ” используется комплексная оценка, определяемая как сумма баллов, набранные в тестовых упражнениях по программе “Президентские состязания”. Баллы в каждом тестовом упражнении начисляются в соответствии с многобальной оценочной шкалой.

В 2004-2008 учебных годах средний уровень физической подготовленности учащихся Техникума находился на недостаточно высоком уровне (в пределах 28 баллов), что заставило задуматься о его повышении, а следовательно, и об изменениях в программе по предмету “Физическая культура” в соответствии с особенностями обучения в нашем Техникуме стедентов по различным профессиям и специальностям, связанных с разными сроками прохождения производственной практики и аудиторных занятий, а также учитывая то, что уроки проходят “парами”, т. е. по 2 урока подряд по 40 минут.

Теоретические предпосылки

Теоретическую основу разработки программ составили представления о сущности следующих понятий:

Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на изучение физических упражнений, развитие (или поддержание) морфологических, функциональных, психических и других свойств личности, формирование связанных с ними знаний, способов и мотивов деятельности. Основной формой физического воспитания в школе являются обязательные учебные занятия. В процессе таких учебных занятий изучается учебная дисциплина “Физическая культура” - структурная единица системы образования.

Учебная дисциплина "Физическая культура" — основная форма физического воспитания. В процессе ее изучения учащиеся и студенты присваивают актуальные ценности физической культуры, необходимые им для успешной адаптации к быстро меняющимся условиям жизни. Ее изучение обеспечивает физкультурное образование, формирование физической культуры личности, оздоровление и рекреацию.

Программа – своеобразный план педагогической деятельности преподавателя. Способы реализации программы физического воспитания учащихся составляют сущность технологических процессов, осуществляемых педагогом.

Физическая подготовленность — это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности. Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей организма (сердечно — сосудистой, дыхательной, мышечной) и развитием основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости).

Оценка уровня физической подготовленности осуществляется по результатам, показанных в специальных контрольных упражнениях (тестах). На протяжении последних лет в качестве контрольных упражнений во всех образовательных учреждениях принято тестирование по программе “Президентские состязания”, которое позволяет оценить уровень физической подготовленности учащихся в баллах, что удобно для контрольного сравнения и анализа.

Важной проблемой в осуществлении физического воспитания является формирование мотива к занятиям физической культурой и спортом. Решение этой задачи возможно только при учете тех ведущих потребностей, которые определяют жизнедеятельность человека.

Шамин А.М., автор теории формирования физкультурных потребностей и способностей отмечает, что готовность личности к деятельности любого рода есть единство трех сформулированных подсистем человека: мотивационной (установки), информационной (знания), операционной (умения). Все эти три подсистемы формируются и в процессе физической культуры.

Теоретический анализ научно-методической литературы показал, что в настоящее время существует множество программ по физической культуре различных авторов, но все они рассчитаны на “стандартный” учебный год, что подразумевает обучение учащихся с сентября по конец мая. Спецификой образования в “НовХИТ”является то, что студенты каждого курса обучения разных профессий и специальностей учатся по определённому графику в связи с разными сроками прохождения производственной практики, а следовательно не для всех подходит стандартная учебная программа по предмету “Физическая культура”. Педагогический анализ динамики уровня физического развития студентов прошлых лет заставил задуматься о разработке новой адаптированной программы по физической культуры для нашего учебного заведения.

Я предположила, что если отойти от стандартной школьной программы и разбить учебную нагрузку отдельно по месяцам для каждой группы студентов (по профессиям, специальностям и курсам обучения) и для каждой из них составить индивидуальный учебный план, то можно повысить эффективность уроков по физической культуре, что будет способствовать повышению уровня физической подготовленности студентов Техникума.

Сущность опыта

При разработке программы основной задачей я поставила повышение уровня физической подготовленности студентов что в первую очередь достигается развитием основных физических качеств (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости) и повышением функциональных возможностей организма. Также проводилась работа в направлении решения и других немаловажных задач, таких как сохранение и укрепление здоровья студентов воспитание морально-волевых и нравственных качеств, подготовку к полноценной трудовой деятельности и к службе в ВС РФ, а также подготовку студентов к работе в качестве общественного инструктора и судьи по спорту.

Для решения всех вышеперечисленных задач я разработала учебный план (расчёт часов) и календарный план аудиторных занятий для студентов разных специализаций и по курсам обучения в Техникуме.

При разработке программы соблюдалась преемственность между предыдущим и последующим материалом. Учитывалось также ряд важных условий и принципов: объем времени, который необходим на прохождение того или иного вида материала в зависимости от его сложности, постепенность усложнения изучаемых упражнений в серии уроков, закрепление навыков путем повторения через определенные промежутки времени.

При планировании учебного материала (в годовом и поурочном планах) предусмотрена промежуточная проверка уровня физической подготовки учащихся (тесты), для регулирования процесса физической подготовки

Представленное в программе содержание учебной дисциплины разбито на 4 больших раздела в примерном соотношении:

5% - теоретическая подготовка; 55% - учебно-тренировочная работа;

30% - профессионально – прикладная физическая подготовка;

10% - контрольные испытания,

которые в свою очередь разбиты по темам в каждой из которой прописано о чём каждый студент должен иметь представление, а также знать и уметь в ходе изучения каждой темы.

Раздел учебно-тренировочные занятия включает в себя темы лёгкая атлетика, волейбол, баскетбол, лыжная подготовка и общая физическая подготовка., тематическое планирование по которым подробно отображено в содержании программы.

Предусмотрена также самостоятельная работа учащихся по всем темам программы.

Специфика учебного предмета “Физическая культура” позволяет педагогу успешно воспитывать у занимающихся волевые качества, целеустремленность, дисциплинированность, настойчивость, смелость. Для того чтобы достичь наибольшего эффекта в этом отношении, нужно стараться ставить перед учениками трудные, но посильные задачи, стимулировать достижение цели.

Хотя развитию двигательных качеств способствует любое физическое упражнение, все же в программе описаны основные средства и методы развития двигательных качеств, а также приведены примерные комплексы общеразвивающих упражнений. В приложениях приведены нормативные показатели для оценки уровня физической подготовленности студентов , а также единая технология приёма тестов по программе “Президентские состязания” с образцом протокола.

В своей работе я применяю преимущественно фронтальный способ организации уроков с студентами.. Его достоинства – максимальный охват учеников двигательной деятельностью и, следовательно, большая моторная плотность урока. На этапе повторения двигательных действий чаще всего использую групповой способ, позволяющий наблюдать за выполнением учащимися заданий, точнее дозировать их нагрузку и исправлять ошибки.

Достаточно полезен поточный способ когда учащиеся двигаясь один за другим, выполняют одно или несколько упражнений, одинаковых для всегй группы.

Для комплексного развития двигательных качеств и повышения функциональных возможностей организма применяю круговую тренировку. Для развития выносливости, силовой выносливости используется поточно - интервальный метод (мощность работы до 50 % от максимума). Время работы на “станции” 40 сек. с отдыхом 10-15 сек. Для развития скорости, “взрывной силы” используется интенсивно - интервальный метод (мощность работы 75% от максимума). Время работы на станции” 10-15 сек., время отдыха 45-50 сек.

Для комплексного развития двигательных качеств используется поточный метод (мощность работы 60 % от максимума). Время работы на “станции” 15-20 сек. с отдыхом - до 40-45 сек. Для проведения занятий по круговой тренировке составляем комплекс из 8-10 относительно несложных упражнений. Каждое из них воздействует на определенные группы мышц - рук, ног, спины, брюшного пресса.

Уделяю внимание индивидуальной работе со студентами, личностно- ориентированному подходу. Сущность его заключается в том что отдельные студенты, получив те или иные задания, должны самостоятельно их выполнить тут же, на уроке. Это помогает ученикам овладеть умениями самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

В вводной части урока стараюсь также разнообразить способы построения студентов для выполнения общеразвивающих упражнений – в кругу, шеренгах, колоннах, выполнять упражнения в движении, на гимнастических скамейках, со скакалками, на гимнастической стенке и тому подобное.

Максимум уроков я стараюсь проводить на улице, что оказывает закаливающее воздействие на организм. Необходимым условием для проведения уроков на свежем воздухе (особенно зимой) является систематичность занятий.

Особого внимания требует дозирование физической нагрузки на уроке. Оно должно быть дифференцированным, потому что от этого в первую очередь зависит решение оздоровительной задачи и достижение эффекта физической подготовленности учеников. В ходе урока регуляция нагрузки по средствам изменением числа повторений, темпа упражнений,величины отягощений, продолжительности выполнения заданий и тому подобное.

Одним из наиболее доступных методов контроля величины нагрузки может служить наблюдение педагога за частотой сердечных сокращений (ЧСС). Верхняя граница ЧСС после интенсивной нагрузки для учащихся основной медицинской группы – 170–180 ударов в минуту.

Преследуя цель постоянно совершенствовать учебный процесс, после окончания каждого учебного года я анализирую планирование с позиции его результативности, выявляя недостатки и просчеты с тем, чтобы внести в планы на следующий год соответствующие коррективы, т. к. хотя я и использую данную программу уже на протяжении нескольких лет и имею положительную динамику роста физической подготовленности студентов, я считаю что она ещё не доведена до совершенства и над ней ещё много надо поработать.

Предполагается, что правильный педагогический контроль за физической подготовленностью студентов поможет повысить уровень физического состояния студентов и даст возможность более рационально распределить уровень нагрузки на каждого конкретного занимающегося.

Результативность

Новгородский химико-индустриальный техникум известен своими спортивными традициями, являясь одним из лучших среди учреждений среднего профессионального образования Новгородской области по физической подготовленности среди студентов на протяжении нескольких последних лет. Об этом свидетельствуют призовые места в городских и областных соревнованиях а также СУФП студентов по программе “Президентские состязания”, который является выше среднеобластного , что подтверждено протоколами, проверенными комиссией с ФСО “Юность России”.

Прослеживается динамика роста физической подготовленности студентов на протяжении нескольких лет, так с 2004 по 2008 гг. средний уровень физической подготовленности студентов Техникума я находился в пределах 28 баллов по программе “Президентские состязания”, начиная с 2008 года эти показатели стали повышаться и по итогам 2008/2009 учебного года средний уровень физической подготовленности составлял уже около 29 баллов., и уже в 2013/2014 уч. Году этот показатель достиг 31 балла.