Практико-ориентированный подход в обучении физике

Разделы: Физика


Для педагога, отработавшего в школе не один десяток лет, как никому известно, что современное поколение детей резко отличается от поколения их родителей, и в первую очередь, оторванностью от реальной жизни. На своих уроках я постоянно сталкиваюсь с этим. Семиклассники с трудом различают бруски из различных материалов, не могут привести примеры, иллюстрирующие физическую сущность явлений. Восьмиклассники затрудняются в понимании тепловых процессов, а ученики старших классов плохо представляют процесс производства и передачи электроэнергии. Моя задача, как учителя физики, постараться приблизить изучение преподаваемого мною предмета к действительности, тем более, что практически каждая тема дает для этого благодатный материал. В связи с этим в моей практике появились новые интересные уроки: “Парообразование и конденсация в быту”, “Производство, передача и распределение электроэнергии в Липецкой области”, “Трансформаторы в моей квартире”, “Закон Архимеда в бассейне и ванной”. Обсуждаемым вопросам я стараюсь придавать четкую практическую направленность, например: “Какие параметры переменного электрического тока обязательно указываются на упаковке купленного вами устройства?” или

“Стоимость какого бытового прибора возрастает с увеличением частоты вращения?”. Иногда поиск правильного ответа становится для детей настоящей проблемой, например, они уверены, что капли дождя движутся равноускоренно, а ускорение тела, движущегося после толчка вверх по наклонной плоскости, тоже направлено вверх и пытаются доказать это. Безусловно, педагог должен использовать возможности социальных сетей для поддержания устойчивого познавательного интереса к изучению физики.

Это может быть простое сообщение в “Контакте”, посланное ученикам: “Обязательно посмотри сегодня ночью сверхлуние!!!”, выдержка из статьи о новом научном открытии или видеосюжет о необычном природном явлении. Достаточно часто мои ученики сами присылают мне интересные сообщения технической тематики и фотографии необычных природных явлений, задают вопросы физического содержания. Не стоит забывать о традиционных темах практического плана, таких как “Работа и мощность электрического тока” при изучении которых дети учатся правильно снимать показания электрического счетчика, и, применяя тариф, рассчитывать стоимость потребленной электроэнергии, а заодно получают первые задатки бережливости. И, конечно же, особое внимание в процессе преподавания физики следует уделять безопасному поведению, знакомство с основами которого предполагает изучение отдельных тем. Так, материал “Движение тела под действием силы трения” способствует формированию навыков безопасного поведения при переходе улиц и на железнодорожных путях. Решая задачи с конкретными числовыми значениями скоростей движущегося транспорта, ребята учатся рассчитывать длину тормозного пути, время торможения, сопоставляют полученные значения со своей скоростью.