Цели.
Оборудование: АРМ учителя, учебник, презентация, таблицы.
Методические приёмы: индивидуальная работа, беседа, самостоятельная работа с учебником, работа с таблицей, выполнение тренировочных упражнений.
Оформление доски.
Число.
Классная работа.
Ход урока
I. Оргмомент. (приветствие)
II. Запись предложений под диктовку (в это время учащиеся работают над темой “Повторение”. Приложение. № 1-5 мин.):
А) Чего тебе надобно, старче?
Б) Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!
В) Будь великодушен, человек!
Г) Васенька, мой друг, скажи скорее,
Кто здесь из мужичков добрее. (И.А. Крылов)
Д) Как, милый петушок, поёшь ты громко, важно. (И.А. Крылов)
Задание.
- Обоснуйте графически орфограммы (1 вариант: А-В; 2 вариант: Г-Д)
- Что вызвало затруднение?
- Подчеркните грамматические основы;
- Что объединяет предложения А - Г? (А-В – односоставные, Г– односоставная 1 часть)
- Что общего во всех предложениях? (Есть обращения)
Объявление темы и целей урока. Запись темы в рабочих тетрадях.
III. Изучение темы “Обращение”.
А) Беседа:
- Вспомните, что такое обращение? (Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью).
- Является ли обращение членом предложения? Почему? (Не является,т.к.не связано ни сочинительной, ни подчинительной связью со словами предложения, к нему нельзя задать вопрос).
- Закончите предложение: “обращение чаще всего употребляется … (в устной речи)”.
- В каких стилях речи встречаются обращения?
- Можем ли мы выразить своё отношение к человеку при помощи обращения? Приведите примеры.
- Какое место в предложении может занимать обращение? Изобразите на схеме (Работа в тетради и на доске).
- Итак, сейчас мы повторили материал, изученный ранее. Теперь вам предстоит самостоятельно познакомиться с теоретическими сведениями в учебнике и заполнить таблицу (распечатанные таблицы на парте у каждого ученика, приложение № 2. Презентация. Слайд 2)
Работа с учебником, стр. 180-181.
IV. Взаимопроверка таблицы. Слайд 3.
V. Физминутка. Приложение № 3.
VI. Выполнение тренировочных упражнений.
Упражнение № 356: чтение с соблюдением правильной интонации, комментированное письмо.
Упражнение № 357: комментированное письмо.
Дополнительный вопрос.
- Какие из обращений помогают выразить отношение к тому, о ком говорят? (Уважаемый Иван Иванович, мой друг бесценный и т.д.)
- В первом предложении вам встретилось обращение “господа”. В нашей стране это слово употреблялось в XIX веке, начале XX, затем вышло из употребления, а в последние годы мы наблюдаем его возвращение.
VII. Развитие культуры речи (Слайды 4, 5).
При обращении к незнакомым людям согласно этикету в разное время использовали такие слова: дама, сударыня, гражданка (по отношению к женщине), а также мисс, миссис, мадам, леди, мадемуазель, пани - в других странах.
Обращение к мужчине обычно было таким: сударь, гражданин, товарищ. Слово товарищ вышло из употребления, но оказалось сложно найти ему замену. В других странах приняты обращения: мистер, сэр, пан, месье.
Неуместно употреблять такие слова: тетенька, женщина, бабка, дяденька, мужчина.
- Попробуйте составить диалог на одну из тем: “В библиотеке”, “В музее”, “В школьной столовой”, используя обращения (работа в парах. Учитель заслушивает несколько пар).
VIII. Игра “Да или нет”.
Учитель читает предложения, учащиеся должны поднять правую руку, если есть обращение (ответ “да”), или левую руку, если обращения нет.
- Снова с вами я, родные дали. (Да)
- Старик, я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. (Да)
- Я вас любил. (Нет).
- В Болгарии, например, дети гуляют под Новый год с зелёной веточкой в руке. (Нет)
- Спи, неугомонная. (Жа)
- О время, погоди! (Да)
- И снег, и ветер, и звёзд ночной полёт
Меня моё сердце в тревожную даль зовёт. (Нет)
IX. Подведение итогов.
- Что нового узнали об обращении на уроке?
- Что показалось трудным?
- Выставление оценок, комментарий.
X. Домашнее задание.
1. Выучить таблицу.
2. Упражнение № 358 или: составить тест по теме “Обращение”.
3. Индивидуально: сообщение учащегося о происхождении обращения.
При подготовке к уроку использованы материалы
- Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др.]: - М.: Просвещение, 2009.
- Русская басня от Хераскова до Маяковского (сборник- Москва, ОЛМА, Медиа-Груп, 2014.
- Портал: Женщина/Избранное изображение/Архив.
- ilya-repin.ru/man_n.phpк
- Сайт ФИПИ. ОГЭ.
- Видеоурок. ру