Работая по развивающей программе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова я заинтересовалась проектной и исследовательской деятельностью младших школьников.
В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед начальным образованием новые цели:
- aормирование универсальных учебных действий, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений;
- aормирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии.
Современность диктует нам свои условия, и на нас, особенно на подрастающее поколение, сваливается очень много разной информации. Нам часто приходится узнавать что-то новое, решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Поэтому необходимо научить младших школьников ориентироваться в этом потоке, отбирать полезную информацию, структурировать её, выделять главное. А для этого у детей должна быть информационная компетентность, коммуникативная компетентность, что, собственно, и формирует метод учебных проектов как технология развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной и познавательной деятельности. Сущность учебного проекта заключается в необходимости решения нескольких интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. То есть, развитию основных общеучебных навыков.
Я реализую проектную деятельность как через урок, так и через внеурочную деятельность. В начале работы, когда я только начала работать по этому методу, я изучила различную методическую литературу. Появились следующие выводы:
- Необходимо учить детей добывать информацию из различных источников.
- Приучать детей к самостоятельным поискам.
- Учить детей анализировать и отбирать главное.
- Проводить консультации с детьми, не диктуя, что нужно делать, а лишь направлять, подавать идеи.
Проект – слово иноязычное, происходит от латинского projectus. Его прямое значение объясняет многое – “брошенный вперёд”, замысел, план. Или в переводе с английского – прообраз будущей вещи, это что – либо, что задумывается или планируется.
Метод проекта предполагает использование учителем при проектировании и осуществлении образовательного процесса личностно-ориентированного подхода, который поддерживается, помимо общепринятых, дидактическими принципами:
- принцип детоцентризма. В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности;
- принцип кооперации. В процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой;
- принцип опоры на субъектный опыт учащихся. Каждый, работая над проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания;
- принцип учёта индивидуальности учащихся: их интересов, темпа работы, уровня обученности;
- принцип свободного выбора: темы проекта, подтемы, партнёров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов;
- принцип связи исследования с реальной жизнью. Происходит соединение знаний и практических действий;
- принцип трудной цели. Легко достижимый результат не является для многих учащихся мобилизующим фактором.
В 1 классе, когда детей необходимо подвести к понятиям “проект, исследование”, я использую беседы на классных часах о том, где человек использует свою способность исследовать окружающий мир, как человек проводит исследования в быту, что такое научное исследование, открытие, о том, что мы, несмотря на свой возраст, тоже будем учиться исследовать и делать проекты о самом интересном, что хотелось бы узнать. Далее я провожу серию классных часов на темы: “Что такое гипотеза?”, “Учимся наблюдать”, “Откуда можно добывать информацию”, “Что такое исследование”, “Как составлять план работы”. На них дети, под моим руководством, учатся создавать гипотезы и проверять их, а также знакомятся со способами добычи информации:
- подумать,
- спросить у другого человека,
- получить информацию из книг,
- посмотреть по телевизору,
- понаблюдать,
- получить информацию из Интернета.
Например, на уроке окружающего мира (автор Е.В.Чудинова) мы проверяли гипотезу о том, можно ли в домашних условиях вырастить кристалл. Наша гипотеза подтвердилась и дети его вырастили! Вместе с этим мы обсудили такие понятия, как “эксперимент, наблюдение, процесс”. К концу первого класса я уже даю небольшие выступления по темам урока, сначала устно, а потом оформив своё выступление на бумаге. И тут закрепляются понятия “доклад, сообщение”. Выступая перед классом, ученик учится выступать публично, не бояться аудитории, говорить вслух перед всеми. А остальных детей - слушателей я учу задавать вопросы выступающему, тем самым формируя у всех коммуникативную компетентность.
Используя все эти полученные знания и умения, во 2 классе все дети должны быть включены в самостоятельную исследовательскую практику. Для этого в начале года я провожу классный час, на котором произвожу деление всех учеников на группы и называю тему проекта. В прошлом году это была известная всем “Универсиада – 2013”, которая проходила в нашем городе. Я кратко рассказала о том, что это за событие, почему будет проходить у нас в городе, и задала примерно следующие вопросы – “А вы знаете, почему у этого события такое название?”, “Кто и когда придумал Универсиаду?”, “Какие виды спорта будут на Универсиаде?”, “Какие объекты города примут участников Универсиады?”. У детей конечно же появился оживлённый интерес. И пока сама я распределила между группами темы проектов. Всего получилось 6 групп. Темы такие – “История Универсиады”, “Виды спорта Универсиады”, “Объекты Универсиады”, “Паралимпийцы”, “Заочная экскурсия по объектам Универсиады”, “Победители прошлых лет Универсиады”. Затем были определены дни консультаций для каждой группы, на которых началась кропотливая работа по определению цели работы, сбору материала, выделению главного, оформлению собранного материала и подготовка к представлению своего результата. Конечно же, не обошлось без помощи родителей, которые помогли сделать детям короткие презентации из нескольких слайдов, формируя тем самым эстетический вкус. Надо отметить, что на первоначальном этапе результатом проектной деятельности является пока доклад и/или презентация. Всё это продолжается в течение года. И вот наступает торжественный момент первой в жизни защиты группового проекта, где каждый ребёнок принял участие, где все были подчинены одной цели. На защиту проектов обычно собираются все родители, приглашается администрация школы. В заключение, обычно на следующий день, обязательно проводится рефлексия проделанной работы. На начальном этапе провожу её я. Анализирую выступления групп, отмечаю положительные моменты, что удалось, что пока не получилось, над чем ещё придётся поработать, спрашиваю у ребят, с какими трудностями они столкнулись во время работы, было ли интересно. А потом даю возможность пообщаться участникам группы, чтобы задать те же вопросы друг другу. Таким образом, дети получили хороший опыт работы в группах, выступления с готовым результатом и самооценке своих трудов.
В 3 и 4 классе дети уже имеют определённый опыт работы над проектом. Поэтому вместе с групповыми проектами появляются парные и индивидуальные. Таким образом, дети приобретают опыт как коллективной, так и индивидуальной работы. Обычно вопрос выбора темы в 3-4 классах уже не стоит. Дети смело берут ту тему, которая им кажется интересной. Но есть категория детей, которым это не удаётся, и тогда я сама перечисляю им темы, а они просто выбирают. Результатом на этом этапе уже становятся различные формы представления материала – стенгазета, мастер – классы, брошюры, видеоролики, памятки, планы и мн.др. Например, в моём 3 классе прошлого выпуска были такие темы, как “Венецианские маски” (результатом было изготовление маски), “Спорт – залог успешной карьеры в будущем” (результат – брошюра о здоровом образе жизни), “Польза и вред кока-колы” (результат – стенгазета об этом напитке), “Шоколадное удовольствие” (результат – социологический опрос), “Традиции татарского народа” (результат – видеоролик), “Кулинарные особенности татарского народа” (результат – мастер – класс по выпечке татарского национального блюда – кыстыбый) и мн.др.
Хочется также отметить, что многие ребята, особенно в 4 классе, проводят работу над социальным проектом. Это проекты по озеленению клумб в школьном дворе, по созданию живого уголка в школе, по оборудованию детской площадки. Такие проекты представляются администрации школы и, если посильны в осуществлении, осуществляются. Например, ребятами одного класса нашей школы были высажены ёлочки в школьном дворе. Это была реализация проекта одного из учеников.
По продолжительности проекты бывают:
-
Мини-проекты могут укладываться в один урок
или менее.
- Краткосрочные проекты требуют выделения 4–6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
-
Недельные проекты выполняются в группах
в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
-
Годичные проекты могут выполняться как в
группах, так и индивидуально. Весь годичный
проект – от определения проблемы и темы до
презентации выполняются во внеурочное время.
В своей работе я стараюсь использовать почти все виды проектов. Например, мини-проекты происходят на уроке технологии, когда ребята, объединившись в группу, лепят персонажей одной сказки и по завершении кратко её рассказывают. Краткосрочные проекты использую, например, на уроках окружающего мира по теме “Природные зоны”. Ребята в группах выбирают любую природную зону и исследуют всё, что с ней связано – климат, местоположение, особенности, флору и фауну, занятия населения. По прошествии 3-4 уроков происходит защита таких проектов, слушатели задают различные вопросы по теме. Таким образом, каждый ощущает себя на уроке в ситуации успеха, каждый владеет информацией. Даже самый слабый ученик может показать здесь себя с самой хорошей стороны. Недельные проекты использую на уроках технологии, когда изучаем тему “Мой город”. Ребята создают проект своего города, а потом представляют свой результат и рассказывают, чем их город лучше и комфортнее. Это даёт прекрасный толчок к развитию творческих способностей.
Далее я приведу пример годичного проекта ученика 2 класса Турутина Димы на тему “Особенности содержания попугаев неразлучников в домашних условиях”.
“Минералы растут, растения растут и живут, животные растут, живут и чувствуют”. (Карл Линней)
Цель проекта: выяснить, какие условия домашнего содержания являются наиболее комфортными для попугаев.
Задачи проекта:
1) выяснить, какое питание является наиболее
предпочтительным для попугаев;
2) выяснить, какое жилище является максимально
комфортным для попугаев неразлучников;
3) выяснить, как создать необходимые условия для
размножения попугаев.
Родиной попугаев неразлучников считается Африка и Мадагаскар.
Попугаи на первом месте среди пернатых, благодаря высокому интеллекту и таланту общения.
Самые популярные виды неразлучников: Розовощекий, либерийский, красноголовый , неразлучник Фишера, неразлучник Лилианы, масковый .
Питание неразлучников.
Попугаи практически всеядны. Но, питание с общего стола недопустимо. Как и всем животным организмам, попугаям нужны в рационе: белки, жиры, углеводы, витамины , минеральные вещества.
Жилище попугаев.
Неразлучники должны жить в удобной просторной клетке. Недопустимы сквозняки, особенно в период адаптации. Клетку нужно чистить еженедельно. Ежедневно надо очищать кормушку от зерновой шелухи, только после этого засыпать свежий корм. Нельзя допускать несвежую воду в поилке.
Для разведения попугаев, нужно прикрепить к клетке отдельный домик, где они смогут откладывать и высиживать яйца, а затем и согревать там птенцов.
Важно обеспечить пару гнездовым материалом: тонкими веточками ивы, ленточками коры, лубом, травинками и другим растительным материалом.
Неразлучники – вполне одомашненные попугаи, поэтому содержать их в домашних условиях намного легче, чем диких птиц.
В холодное время года желательно держать их в помещении. Клетку лучше ставить на хорошо освещаемое место в комнате. Однако надо следить, чтобы на птиц не падали прямые солнечные лучи. Для этого можно использовать тюлевые занавески, рассеивающие солнечный свет. Занавески также закроют от неразлучников стекло, о которое они могут случайно разбиться, летая по комнате.
Не следует постоянно держать птиц в клетке. Они должны летать и быть активными, удовлетворять свое любопытство. В клетке, по сути, они должны только спать, отдыхать, купаться и кормиться.
Размножение.
Гнездятся в дуплах деревьев, делая подстилку из травы, веточек деревьев. В кладке бывает от 4 до 8 яиц, их насиживает самка. Через 3 недели появляются птенцы, вылетают они из гнезда через 56 дней, но родители ещё продолжают их опекать и подкармливать.
Пара домашних попугаев.
В неволе их содержат в клетках или вольерах парами. Самец и самка образуют пару на всю свою жизнь, поэтому их и называют- неразлучники. Пару подбирают тщательно: чтобы они друг с другом не конфликтовали. Самку от самца можно отличить по поведению, размеру (самка чуть больше самца, но у самца более выражен окрас).
Их содержат:
1. В клетках.
2. Место должно быть без сквозняков .
3. Кормить их комбинированными кормами, фруктами, овощами, злаками (если им нравится).
Приручить их к руке легко, но говорить их научить очень крайне трудно: они будут максимум говорить 5-10 слов.
Подготовка к размножению.
10 февраля я поставил дуплянку 15х20 см, около клетки, положил в неё веточки ивы, липы, березы, опилки. Самка выложила её перьями.
Появление потомства
В период с 12 февраля по 21 февраля самка снесла 5 яиц. Один месяц она насиживала яйца.
Появление первенца 8 марта. Второй птенец появился - 13 марта, третий – 14 марта, из двух других яиц никто не вылупился.
Причина гибели потомства попугаев - неоплодотворённые яйца.
Через 2 недели они начали покрываться перьями. К выкармливанию птенцов присоединился самец.
10 апреля вышел 1-ый птенец из дупла. Он почти полностью покрылся перьями, но родители по-прежнему кормили его из клюва. Через 10 дней вышли 2 других птенца.
Прошло еще 3 недели. Подросшие птенцы начали самостоятельно питаться без родителей. Есть “птенчики” стали больше, так как они подготавливались к линьке. В период линьки им нужно как можно больше полезных веществ.
Осенью, после линьки, у них завершится половое созревание и им будет нужна пара на всю жизнь. Ведь они неразлучники!
Главное, что требуется пернатым питомцам - это любовь и забота их хозяев.
Выводы:
1. Важно кормить попугаев неразлучников, специально предназначенным для этого кормом, например “Parrocchetti”, “Любимчик”, “Travel berd” и др.
2. Необходимо вовремя обеспечить пару попугаев комфортным жилищем, что непременно приведет к появлению потомства, даже у разнопородных попугаев.
Итоги проекта:
1. Я пронаблюдал за жизнедеятельностью пары попугаев.
2. Выяснил причину, почему из двух яиц никто не вылупился – они были неоплодотворённые.
3. Составил рекомендации по уходу за розовощёкими неразлучниками.
Остается только пожелать удачи в содержании попугаев-неразлучников и много радости от общения с ними!
Работая методом проектов, я наблюдаю, как дети становятся активнее, не боятся преодолевать трудности, умеют добывать информацию, умеют выступать на публике, достойно отвечать на заданные вопросы, не теряются, испытывают наслаждение от проделанной работы, умеют взаимодействовать друг с другом. Всё это несомненно пригодится им в условиях реальности. Конечно, работа учителя тут огромна, но результат стоит того.
Таким образом, “исследовательское поведение является важным залогом превращения процесса развития личности ребёнка в процесс саморазвития. Простое природное детское любопытство может превратиться в ценнейшее свойство - познавательную потребность”.
По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что “существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов”. Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится к применению проектного метода в начальной школе.
В последние годы многие исследователи и практические работники утверждают, что классно – урочная форма организации обучения устарела, не эффективна. Метод проектов является возможной альтернативой традиционной форме организации обучения, хот я и не может совсем вытеснить урок. Ясно одно: основной тезис нового современного обучения – “Я знаю, для чего я познаю мир, я могу применить свои знания, я умею добывать новые и успешно делаю это самостоятельно”, - прямым образом относится к проектной деятельности, что и подчёркивает её особое значение в процессе развития младшего школьника.
Использованная литература
- “Проектная деятельность в начальной школе как способ формирования учебных универсальных действий младших школьников”, из опыта работы Прокудиной И.В., учителя начальных классов – www,nsportal.ru
- “Значение проектной деятельности в развитии младших школьников”, Миронова И.А., учитель начальных классов - www,nsportal.ru
- “Проектная деятельность в учебно – воспитательном процессе в начальной школе” - www.openclass.ru
- И.А. Савенков “Методика исследовательского обучения младших школьников”, ИД “Фёдоров”, изд – во “Учебная литература”, Самара, 2011 год.