Интегрированный урок (химия + биология) по технологии модульного обучения «Металл, который всегда с тобой». 9-й класс

Разделы: Химия, Биология

Класс: 9


№ учебного элемента Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий, оценка
УЭ-О Интегрирующая цель: при работе с данным модулем вы сформируете представление о физических и химических свойствах железа в зависимости от проявляемой им степени окисления и природы окислителя; обобщите и систематизируете полученные знания о единстве процессов, протекающих в живой природе, организме; сформируете знания о медика - биологической роли железа; убедиться в том, что железо является необходимым химическим элементом в природе и в живом организме. Внимательно прочитайте цель
  Запишите тему и дату урока в тетрадь  
УЭ-1 Цель УЭ: определить, о каком металле пойдет речь; познакомиться с планом урока Прочитать цель
  I. Подготовительный этап

1. Как звучит тема нашего урока?

2. Как вы это понимаете?

Вступление

Прежде всего, нам необходимо определить о каком элементе пойдет сегодня речь.

Академик А.Е. Ферсман писал, что при отсутствии этого металла “… на улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни автомобилей, камни мостовой превращаются в труху, растения начинают чахнуть. Впрочем, человек этого бы не заметил, т.к. лишившись 3г. этого металла, он бы моментально умер”.

1. Определить, о каком металле пойдет речь?

2. Какую роль играет данный металл не только в техническом прогрессе, но и важен с биологической точки зрения?

Познакомиться с планом урока

Учитель химии

По желанию

 

 

 

 

 

 

По желанию

 

Приложение 1

УЭ-2 Цель УЭ: из 2 учебного элемента вы узнаете, в каких живых организмах можно встретить железо; как оно зародилось; познакомитесь с работой американского ученого Франка Уиглсуорти Кларке и русском ученом Александром Евгеньевичем Ферсмане Прочитать цель
  I. Лекция

II. Сообщение учеников

1) Нитрогенза

2) Зарождение железа

3) Как узнать, сколько железа в природе и в человеке?

Приложение 2 
Учитель биологии

Член ШНО “НООСФЕРА”

Опережающее задание

УЭ -3 Цель УЭ: при изучении данного модуля, вы узнаете, как рассчитать массу железа в организме человека и в каком виде оно встречается в природе Прочитать цель
  I. В каком виде железо встречаются в человеке?(в виде кларков)

Кларки показывают, какие химические элементы (металлы не исключение) находятся в рассеянном состоянии.

2. Гомо Кондитионалис (человек условный)

3. Решение задачи “Кто знает, сколько грамм железа содержится в вашем организме?”

Решить задачу.

Доля железа в организме человека 0,005-0,006% от общей массы тела. Зная массу своего тела, вычислите массу железа в вашем организме.

Например, масса тела 60 кг: m(Fe) = 60 кг • 0,005 : 100% = 0, 003кг(3г)

Ученики говорят полученный результат.

Вывод: в организме человека содержится 3-4,5г.

Железо является жизненно важным микроэлементом. Значит, мы должны заботиться о пополнении нашего организма этим элементом.

Какая суточная норма потребления железа? (Среднесуточная норма железа - 10 мг для мужчин, 15-20 мг для женщин)

С какими продуктами мы его получаем?

В каком виде металлы встречаются в природе?

Вывод: если сравнить человеческие кларки, с кларками земли, то можно увидеть, что в нашем организме содержатся те же элементы, которые наиболее распространены и в космосе, и в земной коре: кислород, углерод, водород, железо.

II. Работа по таблице.

Ответить на вопросы

1) Природа построила живые существа из простых и самых распространенных химических элементов. Но при всем при этом, мы не железные и вообще не металлические. Почему?

2) Почему, наш организм состоит из кислорода, углерода, водорода?

3) Ученые говорят: “жизнь зародилась в теплом питательном бульоне”.

Однако в бульоне жизни, помимо этих трех важнейших компонентов, необходимы и приправы из других элементов. Вспомните, какие химические элементы будут являться “приправами в бульоне” жизни?

4) Как вы думаете, какая температура необходима для того, чтобы соединить эти химические элементы, чтобы приготовить “бульон жизни”?

5) Из курса химии вам известно, что в соединениях железо проявляет разную валентность. Какова валентность железа в ферментах? (В состав ферментов входит железо со степенью окисления +2, +3)

Вывод: ускорение химических реакций происходит благодаря присутствию особых веществ— катализаторов, лучшими из которых оказались многие соединения металлов, и в особенности железо.

Учитель биологии

 

Приложение 3

 

Самостоятельно

В тетрадь

 

 

 

Учитель химии

Приложение 4

По желанию

 

 

 

В тетрадь

 

Таблица 1

По желанию

Приложение Сверить ответы с таблицей 2

 

 

 

 

См. Таблица Менделеева

Помощь учителя химии

В тетрадь

УЭ-4 Цель УЭ: при изучении данного модуля вы изучите физические и химические свойства железа Прочитать цель
  I. Дайте характеристику положения железа в периодической системе Д.И. Менделеева по плану:

1. Анализ положения элемента в периодической системе.

2. Заряд ядра атома, количество частиц (электроны, протоны, нейтроны).

3. Электронная структура атома элемента. Валентные электроны.

4. Формы и свойства высших кислородных и водородных соединений.

5. Определение характера элемента.

6. Физические свойства железа

Железо – это серебристо-белый металл с температурой плавления 1539оС. Очень пластичный, поэтому легко обрабатывается, куется, прокатывается, штампуется. Железо обладает способностью намагничиваться и размагничиваться, поэтому применяется в качестве сердечников электромагнитов в различных электрических машинах и аппаратах. Ему можно придать большую прочность и твердость методами термического и механического воздействия, например, с помощью закалки и прокатки.

Различают химически чистое и технически чистое железо.

Технически чистое железо Химически чистое железо
Технически чистое железо, по сути, представляет собой низкоуглеродистую сталь, оно содержит 0,02 -0,04% углерода, а кислорода, серы, азота и фосфора – еще меньше Химически чистое железо содержит менее 0,01% примесей. Химически чистое железо – серебристо-серый, блестящий, по внешнему виду очень похожий на платину металл. Химически чистое железо устойчиво к коррозии

II. Химические свойства железа:

Задание 1. Дописать уравнения

1. Взаимодействует с неметаллами Fe + CI2 =

Fe + S =

Fe + O2 =

2. Взаимодействует с парами воды (700 - 900°С): Fe + H2O =
3. Взаимодействует с растворами солей: Fe + CuSO4 =
4. Взаимодействует с кислотами: Fe + HCI =

Fe + H2SO4 =

Вывод: атомы железа проявляют свойства, характерные для других металлов, т.е. являются восстановителями. Степень окисления железа в продуктах реакции зависит от силы окислителя. С сильными окислителями железо образует соединения железа(III), а с менее сильными окислителями – соединения железа(II).

III. Где в организме встречаются соединения железа?

1. Здоровье

2. Серповидно клеточная анемия

3. Наша диета

Вывод: в нормальном гемоглобине железо имеет валентность +2, а в серповидных эритроцитах+3

Вывод: диета должна быть сбалансированной. Сбалансированная ежедневная диета содержит около 5-10 мг железа (гемового и негемового), но всасывается не более 1-2 мг.

Учитель химии.

Один ученик у доски, остальные – в тетрадях

 

 

 

 

Информация

Член ШНО “НООСФЕРА”

 

Учитель химии

 

 

 

 

Учитель химии

Самостоятельно

В тетрадь

Работа по учебнику

 

 

 

 

 

В тетрадь

 

Учитель биологии

 

 

 

 

В тетрадь

УЭ-5 Цель: при изучении данного модуля вы познакомитесь с соединениями железа (+2, +3), узнаете, какими свойствами они обладают, как распознать соединения железа в различных степенях окисления на основе химического эксперимента Прочитать цель
  I. Химический эксперимент

Работа в группах по картам-инструкциям (см. приложение).

I группа II группа
изучают соединения железа со степенью окисления +2 изучают соединения железа со степенью окисления  +3.

Каждая группа исследует свойства соответствующих соединений железа с помощью проведения химического эксперимента.

Отчет о проделанной работе

Вывод: соединения железа со степенью окисления +2 обладают основным характером, со степенью окисления +3 – амфотерным.

II. Решение задач “Наше здоровье”

Заболевания, при которых в крови человека понижено содержание гемоглобина, называют малокровием или анемией. Решаем задачу.

Задача 1. Для лечения анемии, ликвидации дефицита железа в организме в медицине применяется препарат “Феррум лек”, представляющий собой комплекс железа (III) с углеводом мальтозой. Массовая доля железа (один ион) в молекуле составляет 14,18%. Чему равна молярная масса комплекса.

Ответ: 395 г.

Задача 2. Сколько атомов железа содержится в гемоглобине крови среднего человека, если масса этих атомов равна 3 г? Отв. 3,21•1022 атомов

Учитель химии.

Карты-инструкции.

Заполнить таблицу

 

 

 

 

В тетрадь

Самостоятельно

Если осталось время

  Рефлексия.

1. Что вы нового узнали на уроке?

2.Существеут легенда о том, как один студент-химик решил подарить своей возлюбленной кольцо, сделанное из необычного железа. Пуская себе время от времени кровь, он получал соединения, из которого химическим путем выделял железо. Вскоре юноша погиб, так и не собрав нужного количества металла для изготовления кольца.

Что стало причиной трагического случая и почему юный влюбленный не смог собрать нужное количество железа для изготовления кольца?

Тест “Порядок ли у вас с железом”.

На вопросы отвечайте либо “да”, либо “нет”.

1. Часто ли вы чувствуете усталость и подавленность?

2. Произошли ли у вас в последнее время изменения кожи, волос и ногтей?

3. Теряли ли вы в последнее время много крови?

4. Занимаетесь ли вы профессиональным спортом?

5. Вы редко или совсем не едите мясо?

6. Выпиваете ли вы более трех чашек чая или кофе в день?

7. Вы едите мало овощей?

Если на большинство вопросов вы ответили “нет”, то ваш организм в достаточной степени обеспечен железом.

Учитель химии

 

 

 

 

Учитель биологии

УЭ-6 1. Подведение итогов.

2. Прочитайте цель урока.

3. Достигли ли вы цели урока?

4. Какие затруднения у вас возникли? Почему?

5. Оцените свою работу на уроке: “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “плохо”

6.Домашнее задание: §

Вместе с классом

 

В дневник

Заполнить анкету

Приложения

УЭ-1 Приложение 1

1) План урока

1. Подготвительный этап. Загадочный металл

а) Железо в животном и растительном организмах

б) История зарождения железа

в) Франк Уиглсуорти Кларк и русский академик А. Ев. Ферсман

г) Кларки железа в природе и в организме человека

2. Химические и физические свойства железа

3. Соединения 2-х и 3-х валентного железа

УЭ-2 Приложение 2

Лекция

I. Где, в живом организме можно встретить соединения железа? (гемоглобине крови, мышечном гемоглобине, в дыхательном ферменте, клетках печени, костном мозге).

Железо незаменимо, поскольку:

  • участвует в образовании лимфоцитов и эритроцитов;
  • имеется в мышечном гемоглобине;
  • входит в состав гемоглобина;
  • входит в состав дыхательных пигментов;
  • ферменты, которые важны для пищеварения, содержат его в достаточном количестве;
  • входит в состав пероксидазы и каталазы, ферментов, препятствующих действию продуктов окисления;
  • активно участвует в работе щитовидной железы;
  • от его наличия в организме зависит формирование хорошего иммунитета;
  • процесс роста обусловлен его содержанием;
  • участвует в формировании и передаче нервных импульсов;
  • имеется в костном мозге

В гемоглобине из общих 4 г железа в организме человека находится 2,5 г.

Железо – элемент, обязательный для адекватной жизнедеятельности человека. Ни одно биологическое существо не смогло бы жить и здравствовать без железа, его содержание в организме и многие важнейшие физиологические процессы напрямую взаимосвязаны.

4. А есть ли гемоглобин в растении?

Есть еще один “железный” помощник нитрогеназы, присутствие которого в клубеньках бобовых (а они, как мы знаем, результат симбиоза с азотфиксаторами), на наш взгляд,— одно из удивительных и интереснейших проявлений жизни.

II. Члены ШНО “НООСФЕРА”

Опережающее задание

1 ученик.

Нитрогеназа - комплекс ферментов (мультифермент), осуществляющий процесс фиксации атмосферного азота.

1) Именно он придает клубенькам красноватую или розовую окраску. В 1939 году японский исследователь X. Кубо обнаружил в клубеньках сои красный пигмент, который оказался действительно гемоглобином. В отличие от гемоглобина животного происхождения растительный пигмент назвали леггемоглобином, или легоглобином. Приставка “ле” означает, что он присутствует в бобовых.

А действительно ли он растительный? Самое любопытное, что в леггемоглобине гем образуется в бактериальных клетках, а глобин — в растительных. Но для чего необходимо такое дитя симбиоза? Все для того же: для доставки кислорода к месту сражения нитрогеназы с инертной молекулой азота. На этом поле боя повышенные затраты энергии лучше всего возмещаются кислородом

2 ученик

2) А где зародилось железо? (Космос)

А начало всему – атом водорода (Н), из которого по существу построена Вселенная. Наш мир более чем на 70% состоит из этого атома.

Древние люди были правы насчет космического происхождения металлов. Действительно, атомы металлов, да и вообще всех химических элементов, возникли в недрах звезд.

Астрономы, поэты и влюбленные, обращая свой взор к звездам, видели примерно одно и то же. И лишь физики, взглянув на светила своим особым “физическим” взглядом, почище иных фантастов смогли представить таинство рождения звездных атомов. Начало всему — атом водорода, из которого, по существу, построена Вселенная. Наш мир более чем на 70 % состоит из этого элемента — недаром ему присвоен первый номер. В условиях чудовищных звездных давлений и температур атомы водорода, сливаясь, образуют атомы более тяжелых элементов и, в первую очередь гелия — элемента номер два. Синтез гелия — ядерная реакция, знаменитый “термояд” — и есть та печка, от которой пляшут атомы остальных элементов.

В самом конце последовательных ядерных реакций при совершенно невообразимой температуре 4 млрд. градусов рождаются атомы железа. Все имеет свой предел, и цепочка ядерных превращений — тоже. С появлением железа она обрывается. На этом термоядерные ресурсы звезды исчерпаны. Преодолеть железный барьер ей не под силу. Звезда начинает сжиматься. Затем она взрывается, рассеивая вокруг свое вещество. Астрономы говорят в таких случаях: вспыхнула сверхновая звезда. А это значит — родилось железо.

3 ученик

3) На эти вопросы ответил американский ученый Франк Уиглсуорти Кларк.

Кларк затеял очень трудоемкую, кропотливую и, по мнению многих, бесполезную работу, на которую ушло 40 лет. Он обобщил многочисленные данные о составе различных минералов. Затем он обработал результаты более чем 5000 анализов. И только потом он установил, что в составе земной коры преобладают 8 химических элементов: кислород, кремний, алюминий, железо, магний, кальций, калий и натрий.

В 1923 году наш замечательный ученый, академик Александр Евгеньевич Ферсман предложил в честь Ф. Кларка назвать кларком числовую оценку среднего содержания элемента в земной коре или других природных образованиях. Позднее Ферсман сказал: “Только в самые последние годы выяснилось, что метод, предложенный американским химиком Кларком еще в 1889 году, не только представляет одно из крупнейших завоеваний в современной геохимии, но и проливает свет на взаимоотношения между строением вещества, с одной стороны, распределением элементов — с другой, и ,наконец, с общим характером химических процессов во всем космосе, с третьей”.

Железо на Земле встречается повсеместно, на его долю приходится 4,5% атомов земной коры. Оно есть почти во всех глинах , песках, горных рудах. В некоторых местах оно образует мощные скопления руд. Организм взрослого человека тоже содержит железо. Но все это – в связанном состоянии. Чистое железо на Земле имеет преимущественно метеоритное происхождение (на поверхности нашей планеты ежегодно падает до 3000 т. метеоритного железа)

УЭ-3

Приложение 3

Более 10 лет понадобилось ученым из разных стран, чтобы обобщить все имеющиеся данные об анатомических особенностях человеческого тела, физиологических процессах организма и его химическом составе. В результате получился средний человек, среднего роста — 170 см, весящий 70 кг.

Были вычислены средние данные содержания химических элементов в теле условного человека. Тем более что в организме элементы тоже находятся в состоянии рассеяния.

В начале 60-х годов 20 века, группой медиков, был придуман человек. Человеку этому специально не дали ни имени, ни фамилии, а назвали его просто: Человек условный. Его можно было бы назвать по-латыни Гомо Кондитионалис (человек условный) по аналогии с Гомо Сапиенс (человек разумный), как обозначил человека в своей классификации великий натуралист Карл Линней.

Человеческий организм – сложная химическая лаборатория. Трудно себе представить, что ежедневно наше самочувствие, настроение и даже аппетит могут зависеть от минеральных веществ. Интересно, а как влияет избыток или недостаток железа в организме на здоровье человека?

Приложение 4

Железо входит в состав большинства горных пород. Для получения железа используют железные руды с содержанием железа 30-70% и более. Основными железными рудами являются: магнетит – Fe3O4 содержит 72% железа, месторождения встречаются на Южном Урале, Курской магнитной аномалии; гематит – Fe2O3 содержит до 65% железа, такие месторождения встречаются в Криворожском районе; лимонит – Fe2O3*nH2O содержит до 60% железа, месторождения встречаются в Крыму; пирит – FeS2 содержит примерно 47% железа, месторождения встречаются на Урале.

Таблица 1

Химический элемент Земная кора% Человек условный (кларки) %
железо 4, 65 0, 006
кислород 49,5 61
углерод 0,08 23
водород 0,88 10

Таблица 2

1) Природа построила живые существа из простых и самых распространенных химических элементов. Но при всем при том, что мы не железные и вообще не металлические. Почему Железо находится в рассеянном состоянии
2) Почему, наш организм состоит из кислорода, углерода, водорода? И кислород, и углерод, и водород находятся в двух первых периодах таблицы Менделеева, следовательно, атомы этих элементов имеют наименьшие размеры и способны к образованию устойчивых и кратных связей. Именно из этих

3-х химических элементов образовались органические вещества

3) Ученые говорят: “жизнь зародилась в теплом питательном бульоне”. Однако в бульоне жизни, помимо этих трех важнейших компонентов, необходимы и приправы из других элементов. Вспомните, какие химические элементы будут являться “приправами в бульоне” жизни? Азота, серы, фосфора и некоторых металлов, в том числе и железа
4) Как вы думаете, какая температура необходима для того, чтобы соединить эти химические элементы, чтобы приготовить “бульон жизни”? Для того чтобы произошли такие реакции, нужно нагреть смесь этих элементов почти до 600 °. В нашем организме это невозможно. Но в нашем организме протекает огромное количество реакция, и чтобы они произошли, необходим катализ. Это понятие (от греческого катализис — разрушение) означает ускорение химических реакций благодаря присутствию особых веществ— катализаторов, лучшими из которых оказались многие металлы и в особенности железо. Но металлы не годятся на роль ускорителей. Они проявляются только в комплексе с белками, которые мы называем ферментами. В организме эти биологические катализаторы ускоряют ход реакций в миллионы раз
5) Из курса химии вам известно, что в соединениях железо проявляет разную валентность.Какова валентность железа в ферментах? в состав ферментов входит железо со степенью окисления +2, +3

УЭ-4

1. Двухвалентное железо имеется только в гемоглобине. При его разрушении и выделении гема железо окисляется до трехвалентного.

Существует тяжелая наследственная болезнь крови — серповидноклеточная анемия, при которой эритроциты имеют как бы серпообразную форму. Этой болезни в некоторых районах Африки, Средиземноморья и в странах Юго-Восточной Азии связано с биологическим парадоксом. Люди, у которых имеется ген серповидно-клеточной анемии в активной или скрытой форме, не болеют малярией. А ведь малярия — страшный бич названных регионов. В серповидных эритроцитах возбудитель малярии — плазмодий не размножается.

Препятствием для размножения плазмодия является гемоглобин. Железо в таком гемоглобине окислено до трехвалентного и, следовательно, не способно в полной мере переносить кислород.

Железо всасывается как в виде гема, так и в негемовой форме.

Гемовое железо Негемовое эжелезо
1. Гемовое железо входит в состав гемоглобина.

2. Содержится лишь в небольшой части пищевого рациона (мясные продукты)

3. Хорошо всасывается (на 20-30%), на его всасывание практически не влияют другие компоненты пищи.

Негемовое железо находится в свободной ионной форме т.е двухвалентного (Fe II) или трехвалентного железа (Fe III). Большая часть пищевого железа — негемовое (содержится преимущественно в овощах). Степень его усвоения ниже, чем гемового, и зависит от целого ряда факторов. Из продуктов питания усваивается только двухвалентное негемовое железо. Чтобы “превратить” трехвалентное железо в двухвалентное, необходим восстановитель. С этой ролью хорошо справляется аскорбиновая кислота (витамин С).

Карта-инструкция

1. “Получение и свойства гидроксида железа (II)”

Цель: получить гидроксид железа (II) и изучить его свойства.

Реактивы: FeSO4, КOH, HCl.

1) В пробирку с раствором сульфата железа (ІІ) прилейте раствор гидроксида калия КOH. Заполните таблицу: отметьте окраску полученного вещества, напишите уравнение реакции, составьте краткое ионное уравнение.

2) Содержимое пробирки от 1-го опыта разлейте на 2 пробирки. В одну прилейте раствор соляной кислоты HCl, в другую раствор гидроксида натрия NaOH. Заполните таблицу: отметьте наблюдения, запишите уравнение реакции гидроксида железа (II) с соляной кислотой, составьте краткое ионное уравнение.

3) Сделайте вывод о характере свойств гидроксида железа (II): основный, амфотерный, кислотный

4) Результаты опытов оформите в виде таблицы:

№ пп Что делали Что наблюдали Молекулярное уравнение.
Кратное ионное уравнение
       
       
       

Вывод: гидроксид железа (II) обладает ________________ свойствами

2. “Качественные реакции на ионы Fe2+

Цель: провести качественные реакции на ионы Fe2+.

Реактивы: FeSO4, красная кровяная соль K3[Fe(CN)6], желтая кровяная соль K4[Fe(CN)6], роданид калия KCNS.

1) В пробирку с раствором FeSO4 прилейте раствор красной кровяной соли K3[Fe(CN)6]. Отметьте окраску полученного вещества.

2) В пробирку с раствором FeSO4 прилейте раствор желтой кровяной соли K4[Fe(CN)6]. Отметьте окраску полученного вещества.

3) В пробирку с раствором FeSO4 прилейте раствор роданида калия KCNS. Отметьте цвет полученного раствора.

4) Результаты опытов оформите в таблице:

В пробирке Цвет раствора до реакции Цвет раствора после реакции
FeSO4   +красная кровяная соль  
FeSO4   +желтая кровяная соль  
FeSO4   +роданид калия  

Карта-инструкция

1. “Получение и свойства гидроксида железа (III)”

Цель: получить гидроксид железа (III) и изучить его свойства.

Реактивы: FeСl3, КOH, HCl.

1) В пробирку с раствором FeСl3 прилейте раствор гидроксида калия КOH. Заполните таблицу: отметьте окраску полученного вещества, напишите уравнение реакции, составьте краткое ионное уравнение.

2) Содержимое пробирки от 1-го опыта разлейте на 2 пробирки. В одну прилейте раствор соляной кислоты HCl, в другую раствор гидроксида калия КOH (до исчезновения осадка). Заполните таблицу: отметьте наблюдения, запишите уравнение реакции гидроксида железа (III) с соляной кислотой и гидроксидом калия, составьте краткие ионные уравнения.

3) Сделайте вывод о характере свойств гидроксида железа (III): основный, амфотерный, кислотный?

4) Результаты опытов оформите в виде таблицы:

№ пп Что делали Что наблюдали Молекулярное уравнение.

Кратное ионное уравнение

       
       
       

Вывод: гидроксид железа (III) обладает ________________ свойствами

2. “Качественные реакции на ионы Fe3+

Цель: провести качественные реакции на ионы Fe3+.

Реактивы: FeCl3, красная кровяная соль K3[Fe(CN)6], желтая кровяная соль K4[Fe(CN)6], роданид калия KCNS.

1) В пробирку с раствором FeCl3 прилейте раствор красной кровяной соли K3[Fe(CN)6]. Отметьте окраску полученного вещества.

2) В пробирку с раствором FeCl3прилейте раствор желтой кровяной соли K4[Fe(CN)6]. Отметьте окраску полученного вещества.

3) В пробирку с раствором FeCl3 прилейте раствор роданида калия KCNS. Отметьте цвет полученного раствора.

4) Результаты опытов оформите в таблице:

В пробирке Цвет раствора до реакции Цвет раствора после реакции
FeCl3    +красная кровяная соль  
FeCl3    +желтая кровяная соль  
FeCl3   +роданид калия  

Какова роль железа в жизни человека и растений?

Биохимики открыли важную роль железа в жизни растений, животных и человека. Входя в состав чрезвычайно сложно построенного органического соединения, называемого гемоглобином, железо обусловливает красную окраску этого вещества, от которого в свою очередь, зависит цвет крови человека и животных. В организме взрослого человека содержится 3 г чистого железа, 75% которого входит в состав гемоглобина. Основная роль гемоглобина – перенос кислорода из легких к тканям, а в обратном направлении – CO2.

Железо необходимо и растениям. Оно входит в состав цитоплазмы, участвует в процессе фотосинтеза. Растения, выращенные на субстрате, не содержащем железа, имеют белые листья. Маленькая добавка железа к субстрату – и они приобретают зеленый цвет. Больше того, стоит белый лист смазать раствором соли, содержащей железо, и вскоре смазанное место зеленеет.

Так от одной и той же причины – наличия железа в соках и тканях – весело зеленеют листья растений и ярко румянятся щеки человека.

Примерно 90% используемых человечеством металлов – это сплавы на основе железа. Железа выплавляется в мире очень много, примерно в 50 раз больше, чем алюминия, не говоря уже о прочих металлах. Сплавы на основе железа универсальны, технологичны, доступны, дешевы. Железу еще долго быть фундаментом цивилизации.

Анкета

  1. Заинтересовали ли вас химические задачи с биологическим содержанием?
  2. Что на уроке было главным?
  3. Что было интересным?
  4. Что нового узнали?
  5. Нужны ли интегрированные уроки?

Литература

  1. Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара. Учебник для 9 класса. М.: “Вентана-Граф”, 2012.
  2. Н.Е. Кузнецова, А.Н. Левкин. Задачник по химии 9 класс. М.: “Вентана-Граф”, 2012.
  3. Е.П. Сгибнева, А.В. Скачков. Современные открытые уроки химии 8-9 классы. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2002.
  4. Савина, Л.А. Я познаю мир: детская энциклопедия: Химия/ Л.А. Савина. – М.: АСТ, 2001. – 448 с.
  5. Габриелян О.С. О связи обучения химии с литературой / Химия в школе. - 1991.
  6. Герус С.А., Пустовит С.О. Методика формирования компетенций: опыт, теория, перспективы./ Химия в школе. -2007. - №10.
  7. Кузнецова Н.Е. Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции. Методическое пособие 8-9 классы. М.; Издательский центр “Вентана-Граф” 2005.
  8. Мезенин Н.А. Занимательно о железе. - М.: Металлургия, 1985. - (Научно-популярная библиотека школьника).
  9. Шаталов М.А., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем. Методическое пособие 8-9 классы. М.; Издательский центр “Вентана-Граф”. 2006.
  10. Е.Д.Терлецкий. Металлы, которые всегда с тобой.
  11. Г.Л.Билич, В.А.Крыжановский Биология для поступающих в ВУЗы.