Тип урока: урок - обобщения
Метод: объяснительно-побуждающий.
Цель: Систематизация и контроль качества знаний учащихся по Древнему Риму.
Требования к уровню подготовки учащихся: учащиеся должны
- знать: основные этапы и события в истории Древнего Рима.
- уметь: давать характеристику знаменитых деятелей Рима, развитию государственных форм правления в Риме. Показывать и комментировать по карте рост территории римского государства.
- объяснять: значение достижений римской культуры и правовой системы.
Оборудование: ученическая тетрадь, раздаточный материал (тесты), компьютерная презентация, карта мира.
Методические рекомендации: предложенный урок рассчитан на сильный класс, с высокой работоспособностью. Обязательным условием проведения такого урока, является знакомство учащихся со всеми использованными формами работы. В противном случае ожидаемые результаты достигнуты не будут. Урок состоит из двух частей: проверки и закрепления знаний по разделу “Древний Рим” и заключительного обобщения. Первую часть урока учащиеся пишут тест, вторую часть урока – играют, вновь обобщая знания и расширяя границы изученного. Для работы во второй части учителем подготовлена презентация с игровыми развивающими заданиями.
Ход урока
- Организационный момент. Учитель объясняет учащимся как будет проходить работа на уроке, что дети должны выполнить обязательно, каким образом можно будет проявить себя во время игры по презентации. (3 мин)
- Проверка качества знаний по разделу. (15 мин) Тест. (приложение1)
- Заключительное обобщение в форме игры (15 мин)
(приложение 2).:
- “Крылатые выражения” - учащиеся должны пояснить, где и по какому поводу появились предложенные выражения.
- “Великие завоевания Рима” - учащимся предлагается назвать территории, завоеванные Римом в соответствии с появляющейся на экране стороной света. Для выполнения этого задания учащиеся могут воспользоваться настенной картой.
- “Личность в истории” – учащимся предлагается назвать имя человека, изображенного на экране (если учащиеся затрудняются сразу ответить – на экране появляются подсказки и лишь потом ответ).
- “Соотнеси понятия и определения” - учащиеся должны каждому понятию подобрать соответствующее определение.
- “Исправь ошибки” - учащимся предлагается вспомнить схему управления римской республикой и найти ошибки в схеме на экране.
- “Великое наследие Рима” - учащимся предлагается вспомнить и назвать известные сооружения Рима. Схема работы: появляется изображение сооружения, учитель дает его характеристику, учащиеся должны правильно назвать сооружение.
- Завершение урока (5 мин): Учитель делает заключительное обобщение материала урока, фиксирует наиболее значимые события на доске и оглашает оценки наиболее активным учащимся.
- Домашнее задание (2 мин): подготовиться к обобщающему повторению по курсу “Древний мир”. Учащимся предлагается разбиться по группам и подготовить рассказ с игровыми заданиями, презентации или мини-сценки по любому, наиболее понравившемуся, разделу курса.
Литература.
- Примерные программы основного общего образования по всеобщей истории, 5 класс, А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.С.Свеницкая “История Древнего мира”. М.: Просвещение, 2007 г.
- “Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций 5 – 11 классы” Н.И.Дорожкина, М: “ВАКО” 2009 год.
- “Поурочные разработки по истории Древнего мира 5 класс” О.В. Арасланова, М: “ВАКО” 2004 год. (Использованы тесты)
- “Энциклопедия педагогических технологий”, А.К.Колеченко, Санкт – Петербург, “КАРО”, 2002 год.