Проект «Поклонимся великим тем годам…»

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность проекта

Россия – государство с многовековой историей. Красота русской природы и ее богатство всегда требовали защиты и подвига. Образ Родины закладывается в человеке с самого детства и сохраняется на всю жизнь. Мы педагоги должны помочь детям увидеть нашу Отчизну и почувствовать себя частью России.

Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие патриотизм включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

А зачем детям-дошкольникам нужны знания об истории страны? Ведь необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.

Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта “Поклонимся великим тем годам…” позволит задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками станут и родители.

В проекте поставлена задача воспитания любви к Отечеству, преданности ему. Дети должны стремится своими действиями служить интересам своей Родины. У детей формируются воля, выносливость, смелость, познание традиций, поэтическое мировосприятие, изучение трудовых и боевых подвигов.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

Цели проекта

Осуществление представлений о том, как русские люди защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны и как об этом помнят ныне живущие люди. Воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

Задачи

  1. Обобщить и расширить знания детей об истории Велико Отечественной войны.
  2. Дать детям представления о том, что народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.; в честь героев слагают стихии песни, воздвигают памятники.
  3. Обобщать и расширять знания о героях войны и о подвигах юных героев, о боевой технике.
  4. Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.
  5. Познакомить дошкольников с историей освобождения родного города от немецких захватчиков.
  6. Сохранять трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
  7. Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
  8. Формировать мнение о недопустимости повторения войны.

Описание проекта

Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, стране; формировать в нем чувство хозяина – бережное отношение к родной природе и всему живому, недрам земли и общественному достоянию, хлебу и продуктам питания (будущему гражданину предстоит по-хозяйски беречь и распоряжаться всеми этими богатствами); вызывать в ребенке чувство гордости за достижения страны; воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны; формировать чувство интернационализма, уважение и симпатии к народам, населяющим нашу страну.

Патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений в деятельности государственных, общественных и образовательных учреждений.

По своему содержанию патриотическое воспитание выступает как часть политического воспитания, верность Родине служит одним из ведущих признаков высокой нравственности, а трудовая деятельность является воплощением патриотического сознания и чувств.

Однако как самостоятельное направление воспитательного процесса оно требует специфического содержания и особых форм работы. Важным элементом содержания воспитания является показ героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Испытанными формами этой работы являются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, героями трудовых подвигов; проведение праздников и памятных дат, посвященных боевой славе народа, его вооруженных сил.

Героические страницы Великой Отечественной войны обладают огромной притягательной силой. Ратные подвиги наших соотечественников на фронте, их доблестный труд в тылу широко отражены в художественной литературе, кинофильмах, живописи, музыке, скульптуре.

Сравнительная близость событий Великой Отечественной войны, обилие доступной для дошкольников литературы, возможность встречи с участниками событий вносят в работу значительно больший элемент. Материалы демонстрируются на выставках и при оформлении экспозиций.

Патриотическое воспитание на примерах мужества и героизма советских людей в годы грозных великих испытаний дает положительный результат, вооружает детей знаниями о нашей истории. Если на традиционных НОД воспитанники получают общее представление о событиях, то использование краеведческого материала для освещения вопросов истории позволяет педагогу убедительнее и нагляднее влиять на становление гражданина. У детей возникает чувство причастности к событиям, происходившим в нашей стране, нашем городе, ведь участниками этих событий были наши земляки, а иногда знакомые и родственники. Привлечение краеведческого материала приближает историческое прошлое к сознанию дошкольников, внося в педагогический процесс элемент живого созерцания. Краеведческая работа стимулирует участие дошкольников в общественной жизни, играет важную роль в воспитании патриотических чувств.

Контингент воспитанников: старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Проект направлен на нравственно-патриотическое  воспитание подрастающего поколения через разные виды деятельности детей, педагогов и совместной работы родителей и их детей. Вся работа будет построена с учетом предметно-пространственной среды, насыщенной материалами и подлинными документами прошлого и настоящего, презентационным материалом.

Проект  “Поклонимся великим тем годам…” способствует построению диалогического взаимодействия   взрослого и дошкольника, активизирует  развитие у детей созидательной и познавательной деятельности.

 При использовании информационной   поддержки семей воспитанников собран уникальный презентационный материал: наградные документы участников Великой Отечественной войны, фотографии прадедушек и прабабушек, “Герои Великой Отечественной войны”, “Дети – герои Великой Отечественной войны”, “Великая Отечественная война в произведениях художников”, “Наши прадедушки и прабабушки в годы Великой Отечественной войны”, “Праздник со слезами на глазах”, “Кубань в годы Великой Отечественной войны”, “Военная техника времен Великой Отечественной войны” и т.д.

Работа по реализации проекта ведется по разделам:

1. “Методическая копилка”:

  • Определение основных направлений работы.
  • Сбор информации по теме педагогами и родителями.
  • Составление программы взаимодействия семьи и ДОУ.
  • Разработка конспектов НОД с детьми старшего дошкольного возраста.
  • Написание сценариев развлечений и праздников по данной теме.
  • Подготовить материально-техническую базу и создание мотивационных, организационных, нормативно-правовых, программно-методических, информационных условий для ознакомления дошкольников с национальностями людей, проживающих на территории нашего края.
  • Сбор материала и создание презентаций для работы с детьми старшего дошкольного возраста по проекту.
  • Обобщение накопленного материала и выпуск методического пособия по данной теме.

2. “Библиотечный”:

  • Стихи.
  • Рассказы.
  • Пословицы и поговорки.

3. “Музыкальная шкатулка”:

  • Прослушивание песен времен Великой Отечественной войны.
  • Музыка военных лет.
  • Разучивание песен о войне современных композиторов.
  • Военные танцы и пляски.

4. “Презентационный”:

  • “Плакаты времен ВОВ”.
  • “Ордена и медали”.
  • “Война глазами детей”.
  • “Военная техника Великой Отечественной войны”.
  • “Блокада Ленинграда”.
  • “Освобождение Краснодара”.
  • “Города-герои”.
  • “Минута молчания”.
  • “Праздник со слезами на глазах…”.
  • “Памятники защитникам и освободителям города Краснодара”.
  • “Памятники освободителям России”.
  • “Великая Отечественная война в произведениях художников”.
  • “Наши прабабушки и прадедушки на войне…”.
  • “Пионеры-герои”.
  • “Женщины на защите Отечества”.
  • “Четвероногие помощники на фронте”.

5. “Игровая кладовая”:

  • Настольные игры и дидактические игры с патриотическим содержанием.
  • Подвижные игры и эстафеты с элементами военно-патриотическими элементами.

6. “Музеный”:

  • Выставка предметов ВОВ.
  • Фотовыставки.
  • Выставки рисунков.
  • Оформление военных уголков.

7. “Знайка”:

  • Проведение НОД по теме ВОВ.
  • Беседы.
  • Встречи с ветеранами ВОВ.
  • Встречи с работниками тыла во время войны.
  • Встречи с “детьми” войны.
  • Рекомендации родителям по данной теме.

8. “Художественная мастерская”: (конструирование, лепка, ИЗО, использование планшета для рисования)

  • “9 мая – День Победы”.
  • “Военная техника”.
  • “Георгиевская лента – символ Победы”.
  • “Война глазами детей”.
  • Оформление листовок “12 февраля – день освобождения Краснодара от немецких захватчиков”.
  • Оформление “фронтовых” писем.

9. Модуль “Отчетный”:

  • Размещение информации на сайте ДОУ.
  • Выставки рисунков.
  • Фотовыставки, фотогалереи.
  • Систематизирование методического материала.
  • Оформление статей в газете ДОУ “70 лет Великой Победе”.
  • Проведение совместных мероприятий (досуги, развлечения, праздник).
  • Размещение информации в СМИ.
  • Выпуск методического пособия.

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный

  1. Изучение теоретических вопросов проблемы. Анализ методической литературы по теме.
  2. Сбор информации педагогами и родителями (фото, исторический материал, медали и ордена участников ВОВ и т.д.).
  3. Создание “банка” на электронных носителях.
  4. Изготовление практического материала.
  5. Составление программы взаимодействия семьи и ДОУ.
  6. Разработка НОД, сценариев, досугов и развлечений.
  7. Подготовить материально-техническую базу и создание мотивационных, организационных, программно-методических, разработка конспектов НОД по нравственно-патриотическому воспитанию, создание информационных условий для реализации проекта.

II. Основной

  1. Систематизация методического материала.
  2. Проведение НОД, бесед, встреч с ветеранами ВОВ.
  3. Демонстрация презентационного материала.
  4. Проведение мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию.
  5. Повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей.
  6. Проведение On-Line-консультаций для родителей.
  7. Размещение информации на сайте ДОУ.
  8. Размещение материала в газете ДОУ.

III. Заключительный

Модификация и включение НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в сетку образовательного процесса ДОУ.

Организация встреч, праздников, развлечений, выставок совместно с родителями и общественностью.

Ожидаемые результаты проекта

  • Дети осознают, какой ценой была достигнута  Победа в Великой Отечественной войне, насколько трудными были шаги к ней.
  • При знакомстве детей с произведениями искусства, посвящёнными теме Великой Отечественной войны, воинам-защитникам, труженикам тыла, детям войны у детей будет наблюдаться серьёзное отношение, повышенный интерес.
  • Восстановится связь поколений в семье через память о войне. На заключительное мероприятие – тематический праздник “Священный праздник День Победы”, будут приглашены в качестве почётных гостей ветераны, работники тыла и “дети” войны.

Мы надеемся, что гипотеза, которую   мы предполагали в начале работы над проектом, даст положительные результаты, которые порадуют и педагогов, и детей и родителей.

Мы считаем, что данный проект может иметь широкое распространение в муниципальной, краевой и федеральной системе дошкольного образования. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включатся родители воспитанников, общественность. Сведения о Победе в Великой отечественной войне 1941-1945 гг, героях Краснодара, доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Библиографический список

  1. Алексеев С.П. Рассказы о Великой Отечественной войне. – М.: Махаон, 2013.
  2. Великой Победе посвящается. Праздники в детском саду. Творческий центр. – М., 2011.
  3. Иванова А.И. Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ: Методическое пособие. – М.:ТС Сфера, 2007 .- (Приложение к журналу “Управление ДОУ”).
  4. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Под ред. Л. А. Кондрыкинской. Творческий центр. – М., 2011.
  5. Новицкая М.Ю.  Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2003.
  6. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работа с детьми 6-7 лет. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. – М.: Мозаика-синтез, 2007.
  7. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет. И. Л. Морозова, М. А. Пушкарева. – М.: Мозаика-синтез, 2007.
  8. Пионеры-герои. Рассказы о пионерах-героях Советского Союза. Красноярское книжное издательство, 1986.
  9. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. –сост.: Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина и др. – 2-е изд.; испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2001 г.
  10. Уссурийцы в боях за Родину. Уссурийск. УГПИ. 2000.
  11. Штанько И.В., Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.