Актуальность проекта
Россия – государство с многовековой историей. Красота русской природы и ее богатство всегда требовали защиты и подвига. Образ Родины закладывается в человеке с самого детства и сохраняется на всю жизнь. Мы педагоги должны помочь детям увидеть нашу Отчизну и почувствовать себя частью России.
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие патриотизм включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
А зачем детям-дошкольникам нужны знания об истории страны? Ведь необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта “Поклонимся великим тем годам…” позволит задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками станут и родители.
В проекте поставлена задача воспитания любви к Отечеству, преданности ему. Дети должны стремится своими действиями служить интересам своей Родины. У детей формируются воля, выносливость, смелость, познание традиций, поэтическое мировосприятие, изучение трудовых и боевых подвигов.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.
Цели проекта
Осуществление представлений о том, как русские люди защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны и как об этом помнят ныне живущие люди. Воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи
- Обобщить и расширить знания детей об истории Велико Отечественной войны.
- Дать детям представления о том, что народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.; в честь героев слагают стихии песни, воздвигают памятники.
- Обобщать и расширять знания о героях войны и о подвигах юных героев, о боевой технике.
- Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.
- Познакомить дошкольников с историей освобождения родного города от немецких захватчиков.
- Сохранять трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
- Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
- Формировать мнение о недопустимости повторения войны.
Описание проекта
Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, стране; формировать в нем чувство хозяина – бережное отношение к родной природе и всему живому, недрам земли и общественному достоянию, хлебу и продуктам питания (будущему гражданину предстоит по-хозяйски беречь и распоряжаться всеми этими богатствами); вызывать в ребенке чувство гордости за достижения страны; воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны; формировать чувство интернационализма, уважение и симпатии к народам, населяющим нашу страну.
Патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений в деятельности государственных, общественных и образовательных учреждений.
По своему содержанию патриотическое воспитание выступает как часть политического воспитания, верность Родине служит одним из ведущих признаков высокой нравственности, а трудовая деятельность является воплощением патриотического сознания и чувств.
Однако как самостоятельное направление воспитательного процесса оно требует специфического содержания и особых форм работы. Важным элементом содержания воспитания является показ героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Испытанными формами этой работы являются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, героями трудовых подвигов; проведение праздников и памятных дат, посвященных боевой славе народа, его вооруженных сил.
Героические страницы Великой Отечественной войны обладают огромной притягательной силой. Ратные подвиги наших соотечественников на фронте, их доблестный труд в тылу широко отражены в художественной литературе, кинофильмах, живописи, музыке, скульптуре.
Сравнительная близость событий Великой Отечественной войны, обилие доступной для дошкольников литературы, возможность встречи с участниками событий вносят в работу значительно больший элемент. Материалы демонстрируются на выставках и при оформлении экспозиций.
Патриотическое воспитание на примерах мужества и героизма советских людей в годы грозных великих испытаний дает положительный результат, вооружает детей знаниями о нашей истории. Если на традиционных НОД воспитанники получают общее представление о событиях, то использование краеведческого материала для освещения вопросов истории позволяет педагогу убедительнее и нагляднее влиять на становление гражданина. У детей возникает чувство причастности к событиям, происходившим в нашей стране, нашем городе, ведь участниками этих событий были наши земляки, а иногда знакомые и родственники. Привлечение краеведческого материала приближает историческое прошлое к сознанию дошкольников, внося в педагогический процесс элемент живого созерцания. Краеведческая работа стимулирует участие дошкольников в общественной жизни, играет важную роль в воспитании патриотических чувств.
Контингент воспитанников: старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Проект направлен на нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения через разные виды деятельности детей, педагогов и совместной работы родителей и их детей. Вся работа будет построена с учетом предметно-пространственной среды, насыщенной материалами и подлинными документами прошлого и настоящего, презентационным материалом.
Проект “Поклонимся великим тем годам…” способствует построению диалогического взаимодействия взрослого и дошкольника, активизирует развитие у детей созидательной и познавательной деятельности.
При использовании информационной поддержки семей воспитанников собран уникальный презентационный материал: наградные документы участников Великой Отечественной войны, фотографии прадедушек и прабабушек, “Герои Великой Отечественной войны”, “Дети – герои Великой Отечественной войны”, “Великая Отечественная война в произведениях художников”, “Наши прадедушки и прабабушки в годы Великой Отечественной войны”, “Праздник со слезами на глазах”, “Кубань в годы Великой Отечественной войны”, “Военная техника времен Великой Отечественной войны” и т.д.
Работа по реализации проекта ведется по разделам:
1. “Методическая копилка”:
- Определение основных направлений работы.
- Сбор информации по теме педагогами и родителями.
- Составление программы взаимодействия семьи и ДОУ.
- Разработка конспектов НОД с детьми старшего дошкольного возраста.
- Написание сценариев развлечений и праздников по данной теме.
- Подготовить материально-техническую базу и создание мотивационных, организационных, нормативно-правовых, программно-методических, информационных условий для ознакомления дошкольников с национальностями людей, проживающих на территории нашего края.
- Сбор материала и создание презентаций для работы с детьми старшего дошкольного возраста по проекту.
- Обобщение накопленного материала и выпуск методического пособия по данной теме.
2. “Библиотечный”:
- Стихи.
- Рассказы.
- Пословицы и поговорки.
3. “Музыкальная шкатулка”:
- Прослушивание песен времен Великой Отечественной войны.
- Музыка военных лет.
- Разучивание песен о войне современных композиторов.
- Военные танцы и пляски.
4. “Презентационный”:
- “Плакаты времен ВОВ”.
- “Ордена и медали”.
- “Война глазами детей”.
- “Военная техника Великой Отечественной войны”.
- “Блокада Ленинграда”.
- “Освобождение Краснодара”.
- “Города-герои”.
- “Минута молчания”.
- “Праздник со слезами на глазах…”.
- “Памятники защитникам и освободителям города Краснодара”.
- “Памятники освободителям России”.
- “Великая Отечественная война в произведениях художников”.
- “Наши прабабушки и прадедушки на войне…”.
- “Пионеры-герои”.
- “Женщины на защите Отечества”.
- “Четвероногие помощники на фронте”.
5. “Игровая кладовая”:
- Настольные игры и дидактические игры с патриотическим содержанием.
- Подвижные игры и эстафеты с элементами военно-патриотическими элементами.
6. “Музеный”:
- Выставка предметов ВОВ.
- Фотовыставки.
- Выставки рисунков.
- Оформление военных уголков.
7. “Знайка”:
- Проведение НОД по теме ВОВ.
- Беседы.
- Встречи с ветеранами ВОВ.
- Встречи с работниками тыла во время войны.
- Встречи с “детьми” войны.
- Рекомендации родителям по данной теме.
8. “Художественная мастерская”: (конструирование, лепка, ИЗО, использование планшета для рисования)
- “9 мая – День Победы”.
- “Военная техника”.
- “Георгиевская лента – символ Победы”.
- “Война глазами детей”.
- Оформление листовок “12 февраля – день освобождения Краснодара от немецких захватчиков”.
- Оформление “фронтовых” писем.
9. Модуль “Отчетный”:
- Размещение информации на сайте ДОУ.
- Выставки рисунков.
- Фотовыставки, фотогалереи.
- Систематизирование методического материала.
- Оформление статей в газете ДОУ “70 лет Великой Победе”.
- Проведение совместных мероприятий (досуги, развлечения, праздник).
- Размещение информации в СМИ.
- Выпуск методического пособия.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный
II. Основной
- Систематизация методического материала.
- Проведение НОД, бесед, встреч с ветеранами ВОВ.
- Демонстрация презентационного материала.
- Проведение мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей.
- Проведение On-Line-консультаций для родителей.
- Размещение информации на сайте ДОУ.
- Размещение материала в газете ДОУ.
III. Заключительный
Модификация и включение НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в сетку образовательного процесса ДОУ.
Организация встреч, праздников, развлечений, выставок совместно с родителями и общественностью.
Ожидаемые результаты проекта
- Дети осознают, какой ценой была достигнута Победа в Великой Отечественной войне, насколько трудными были шаги к ней.
- При знакомстве детей с произведениями искусства, посвящёнными теме Великой Отечественной войны, воинам-защитникам, труженикам тыла, детям войны у детей будет наблюдаться серьёзное отношение, повышенный интерес.
- Восстановится связь поколений в семье через память о войне. На заключительное мероприятие – тематический праздник “Священный праздник День Победы”, будут приглашены в качестве почётных гостей ветераны, работники тыла и “дети” войны.
Мы надеемся, что гипотеза, которую мы предполагали в начале работы над проектом, даст положительные результаты, которые порадуют и педагогов, и детей и родителей.
Мы считаем, что данный проект может иметь широкое распространение в муниципальной, краевой и федеральной системе дошкольного образования. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включатся родители воспитанников, общественность. Сведения о Победе в Великой отечественной войне 1941-1945 гг, героях Краснодара, доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Библиографический список
- Алексеев С.П. Рассказы о Великой Отечественной войне. – М.: Махаон, 2013.
- Великой Победе посвящается. Праздники в детском саду. Творческий центр. – М., 2011.
- Иванова А.И. Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ: Методическое пособие. – М.:ТС Сфера, 2007 .- (Приложение к журналу “Управление ДОУ”).
- Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Под ред. Л. А. Кондрыкинской. Творческий центр. – М., 2011.
- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2003.
- Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работа с детьми 6-7 лет. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. – М.: Мозаика-синтез, 2007.
- Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет. И. Л. Морозова, М. А. Пушкарева. – М.: Мозаика-синтез, 2007.
- Пионеры-герои. Рассказы о пионерах-героях Советского Союза. Красноярское книжное издательство, 1986.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. –сост.: Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина и др. – 2-е изд.; испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2001 г.
- Уссурийцы в боях за Родину. Уссурийск. УГПИ. 2000.
- Штанько И.В., Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.