Цели урока.
Способствовать осознанному восприятию
содержания сказки.
Оборудование: презентация к уроку, интерактивная доска, ПК; смайлики; пение соловья, жужжание жука (аудиозапись); таблички; картинки.
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Вид урока: комбинированный урок-презентация.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Формы: фронтальные, индивидуальные.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим,
И тихонечко сидим.
- Молодцы!
2. Сообщение темы урока.
- Ребята, сейчас я вас приглашаю в путешествие. Попытайтесь отгадать, куда мы с вами отправляемся. Слушайте внимательно. (Аудиозапись. Приложение 1)
- Итак, куда же мы с вами попали? Правильно!
(Сад на доску)
- А в нашем саду, в который мы попали сегодня, произошёл очень интересный случай. С этой историей, ребята, мы сегодня с вами и познакомимся.
- Что бы узнать название сказки и кого мы с вами там встретим, вы узнаете, отгадав загадки:
1. Шесть ног без копыт,
Летит – жужжит.
Упадёт – землю роет (жук) (на доску вывесить
картинку жука).
2. Настолько здорово поёт,
Что каждый сразу узнаёт.
А с виду – маленькая птичка:
Невзрачная и невеличка.
Но, запоёт – дыши ровней,
Чтоб не вспугнуть… Он - … (Соловей)
(На доску вывесить картинку соловья)
- Молодцы, ребята, отгадали мои загадки. И сегодня мы с вами прочитаем сказку, которая называется “Пусть будут и соловей, и жук” автор сказки Василий Александрович Сухомлинский.
- Ребята, скажите, пожалуйста, соловей это кто? (Птица), а жук? (Насекомое).
- Правильно, ребята, молодцы!
- Ребята, а сейчас давайте послушаем с вами жужжание жука и пение соловья.
Слушание аудиозаписи Приложение 2 и Приложение 3.
- Ребята, вам понравилось пение соловья или жужжание жука?
3. Чтение рассказа учителем.
- Ребята, я сейчас вам прочитаю сказку, а вы послушайте, как надо читать.
4. Фонетическая зарядка
- Когда вы будете читать сказку, вам будут попадаться трудные слова, сейчас мы и познакомимся с ними.
Жужжание жука
Ж____
Жа__
ЖЖ
ЖЖА
Жужжа
Жужжание
Жужжание жука
(Сначала читаю я, а затем хором)
5. Словарная работа.
- Ребята, а как вы думаете, что значит “с достоинством ответил”?
ДОСТОИНСТВО
Достоинство – хорошее поведение, чтобы другие уважали.
гордость
Гордость – самоуважение.
мудрость
- Ребята, что такое мудрость?
Мудрость – много ума, всё знает.
6. Чтение текста детьми.
- Ребята, а сейчас вы прочитайте текст и подумайте о ком сказка.
Индивидуальная работа с Кондратьевым.
- О ком говорится в сказке?
7. Работа над содержанием
- Как называется сказка?
- Кто автор сказки?
- Что делал соловей в саду?
- Кого в саду встретил соловей?
- Молодцы, ребята!
8. Физкультминутка.
- А сейчас немного отдохнём:
“Вы, наверное, устали?”
“Вы, наверное, устали?”
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем,
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
- Тихо сели!
9. Выборочное чтение.
- Ребята, посмотрите, что изображено на картинке? (Cидит на ветке соловей и поёт, к нему подлетел жук, и они начали спорить)
- Ребята, найдите в тексте предложения, которые относятся к данной картинке.
- Давайте прочитаем их.
- Молодцы, ребята!
1. Ребята, найдите в тексте предложение, в котором говорится о том, что соловей утверждает, что жужжание жука никому не нужно?
- Зачитайте мне его.
- Молодцы, ребята!
2. Ребята, а сейчас найдите в тексте предложение, в котором говорится о том, что жук отвечает в ответ соловью?
- Зачитайте мне его.
- Правильно, молодцы!
3. Ребята, что на это жуку ответил соловей?
- Найдите в тексте и зачитайте.
- Молодцы, ребята!
4. Ребята, к кому же обратились соловей и жук за решением данного спора?
- Найдите и зачитайте данное обращение.
- Молодцы!
5. Что на это им ответила девочка?
- Найдите и зачитайте данные слова в тексте.
6. Ребята, решила ли Девочка спор соловья и жука?
7. Правильное ли решение она нашла?
8. Как вы думаете, остались ли, довольны соловей и жук?
- Молодцы, ребята!
10. Драматизация
- А сейчас попробуем разыграть спор между соловьём и жуком, давайте попробуем. Кто будет соловьём? А кто хочет быть жуком?
Но нам нужен ещё автор. Кто будет автором?
-….., ты кто? (Соловей)
- ……, а ты кто? (Жук)
- ……, а ты кто? (Автор).
(Чтение соловья и жука, и автор)
11. Рефлексия
- Пока мы с вами слушали историю про соловья и жука, в нашем саду созрели яблоки. Они бы не появились там, если бы не помощь жука, который опылил дерево, помощь соловья, который охранял дерево от насекомых – вредителей, и помощь девочки, которая собрала эти плоды.
- Герои этой сказки хотят поблагодарить вас за работу на уроке и угостить этими яблоками.
12. Домашнее задание.
Страница 26–27, прочитать и подобрать предложения к картинке.
- Молодцы!
13. Итог урока.
- Чем занимались на уроке?
Читали, думали, говорили, играли.
14. Оценки.
- Ребята, вы все сегодня были молодцы, очень хорошо все работали и читали. Оценки я поставлю …