Класс: 2.
Тип урока: урок постановки и решения учебной задачи.
Тема | И.А. Крылов “Стрекоза и Муравей” | ||||
Цель урока | Продолжить формирование представлений о жанровых особенностях басни: наличие морали и высмеивание недостатков в образах животных. | ||||
Кол-во учебных часов | 1 | ||||
Планируемый результат | Предметные умения | УУД | |||
Научить анализу и интерпретации
басни, продолжить знакомство с особенностями
жанра, способами изображения персонажей. Научиться характеризовать персонажей. Научиться выразительному чтению басни. |
Научиться выделять
“воспитательную” составляющую басни как жанра,
формировать представление о лени и легкомыслии
персонажа. Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанной басни; выражать отношение к поступкам персонажей. Учиться переносить смысл басни на конкретную жизненную ситуацию, связанную с поведением людей. Обсуждать новые версии по поводу прочитанного текста, проявляя умения слушать отвечающего, задавать вопросы, сопереживать, оказывать помощь собеседникам. Формировать действия контроля и оценки. |
||||
Основной тезаурус урока | Басня, персонаж,
характеристика персонажа, мораль, интонация. Кум, кума. |
||||
Организация пространства | Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | ||
Литературное чтение
(особенности жанра “басня”). Русский язык (обогащение словарного запаса; моделирование устного высказывания; освоение диалоговых форм общения). Театр (подготовка небольшого спектакля по изученной басне). |
Фронтальная работа. Работа в парах. |
Учебник Л. Ф. Климановой
“Литературное чтение”, 2 класс, часть 1. Аудиозапись басни И. А. Крылова “Стрекоза и Муравей” |
|||
Этапы урока | Деятельность учителя и учащихся | ||||
I. Актуализация знаний Цель: вспомнить то, что ученикам известно о басне. |
- С каким писателем мы
познакомились на прошлом уроке? Что вы можете о
нем рассказать? (Иван Андреевич Крылов) - С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (“Лебедь, Рак и Щука”) - К какому жанру относится данное произведение? (басня) - Уточним, что такое басня. Работа в парах Вспомним правила работы в паре:
- На карточках прочтите текст, вычеркните то, что не относится к жанру басен.
Вывод: Басня – это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют животные, а подразумеваются люди, высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль. |
||||
II. Постановка и решение учебной
задачи Цель: заинтересовать учащихся новым исследованием; формировать умение характеризовать персонажей, анализировать басню. |
Речевая разминка - Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с басней И.А. Крылова. А вот с какой из них, вы узнаете на речевой разминке. Без работы хоть убей, - Прочитайте разными способами на одном выдохе:
- Герои разминки пришли к нам сегодня в гости. Они хотят о себе рассказать. Появляются костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей. Каждый из них рассказывает о себе. Стрекоза: - Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь. Самым впечатляющим, вероятно, вы находите наше искусство полета. Действительно, я могу перечислить вам девять различных видов полета, которыми мы мастерски владеем. Я ни в коем случае не должна забыть еще одну характерную особенность - нашу впечатляющую красочность. После бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок. Вы найдете у нас всевозможные сочетания: от нежных тонов, переходящих в металлически светящиеся, до насыщенных и резких. Невозможно не восторгаться нашей красотой! Муравей: - Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу, кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника, открывая в нем входы-выходы или вытаскивая на поверхность – погреться на солнышке – белых личинок. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес. - Почему сегодня пришли в гости именно эти персонажи? (будем читать басню “Стрекоза и муравей”) - Давайте прослушаем текст басни, которую исполнит артист театра и кино И. Масюк. Первичное восприятие текста. Слушание басни в аудиозаписи. Самостоятельное чтение басни (“чтение для себя”). Словарная работа - Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне? (Кум, кума – крестные отец и мать по отношению к родителям крестника) Работа в парах - Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания:
Анализ басни. Составление характеристики героев. Сравнительная характеристика. - Как изображена в басне Стрекоза? Найдите подтверждение в тексте. (Беззаботная. Веселая. Резвая. Грациозная. Легкомысленная. Ленивая.) - Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор) - Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето? - Что наступило с холодной зимой для Стрекозы? - Как изобразил И.А. Крылов Муравья? Найдите подтверждение в тексте. (Трудолюбивый. Мудрый.) - Настали ли нужда и голод для Муравья? - Почему Стрекоза пришла именно к Муравью? Чтение и ответы на вопросы учебника: - Кто из героев понравился и почему? - Справедливо или нет поступил Муравей? - Почему Стрекоза злой тоской удручена? - Сочувствуешь ли ты ей? - В каких строках басни содержится основная мысль? Как ты её понимаешь? Соотнеси с пословицей “Делу время, потехе час” Исследовательская деятельность (Является ли данное произведение басней?) Памятка 1. Как называется произведение? Кто его автор? В стихах или прозе оно написано? 2. Кто являются главными героями? 3. Что осуждается в произведении? 4. В каких строчках заключена мораль? |
||||
III. Интерпретация произведения
(инсценирование, чтение по ролям) Цель: формировать умение работать в паре по выполнению творческого задания на основе изученного произведения. |
Задание учебника: - Разыграйте с другом, как в театре, разговор Стрекозы и Муравья. Определите характеры героев и с какой интонацией произносятся реплики. Перечитывание басни с целью подготовки “сценки”. Работа в парах (распределение ролей, обсуждение способов передачи характеров персонажей, первая “читка” будущей сценки). |
||||
IV. Этап рефлексии. Оценка
результатов деятельности. Цель: формирование умения контроля, оценки и самооценки деятельности. |
- О каких человеческих
пороках И.А. Крылов рассказал в басне “Стрекоза и
Муравей”? (лень, легкомыслие) - Встречались ли вы в жизни с такими людьми? Приведите примеры. - Чему вас научила эта басня? - Кто на уроке помог вам сделать открытие? - Оцените работу своей пары. - Работа будет оцениваться по следующим критериям:
Оцениваться работа будет по каждому критерию на:
Домашнее задание: приготовить сценку для выступления. |