Цели: научить детей писать сочинение – рассуждение на лингвистическую тему
Задачи:
Образовательные:
- давать обоснованный ответ на поставленный вопрос
- находить аргументы
- делать вывод
- повторить ранее изученный материал
- научить оценивать свою работу
Развивающие:
- развивать у детей умение строить логическую цепочку, добиваясь смысловой цельности и последовательности.
- развивать навыки самооценивания и самоанализа
- развивать уровень самоподготовки
- развивать речь, мышление, память
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к слову
- любовь к русскому языку и литературе
- любовь к своей стране и культуре
Тип урока: Комбинированный урок - обучение сочинению-рассуждению с использованием современных информационных технологий.
Оборудование:
- презентация “ Подготовка к ГИА. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему”
- книга - С. В. Драбкина и Д.И. Субботина “Русский язык. 2014. Успешная подготовка. Разбор зданий”
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Скоро закончится учебный год. Наступит пора экзаменов.
2. Постановка темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему(слайд 1), т.к. эта работа входит в экзамен и считается “ уровнем повышенной сложности”. Весь материал при подготовке к ГИА мы будем собирать в отдельную папку, т.к. это пригодится нам в дальнейшем.
3. Изучение новой темы.
Прежде чем начать объяснять новую тему, обратимся к формулировке задания ( слайд 2)
Каковы же темы сочинений? Их можно разделить на группы. (слайд 3)
А теперь обратимся к таблице “ Критериев оценивания” сочинения-рассуждения. Знание критериев поможет вам овладеть умением самостоятельно оценивать свои знания (слайд 4 – 7). В книге – это страница 139-140.
Ещё необходимо помнить об ошибках, которые учитываются в написании сочинения – страница 142 – 145. Разберём их.
Как же строится сочинение-рассуждение?
Композиция (слайд 8 – 9). Книга – страница 137
Теперь мы с вами разберём каждую часть сочинения отдельно.
- Вступление сочинения (слайд 10)
- Переход от вступления к основной части (слайд 11)
- Основная часть ( из чего состоит(слайд 12)), примеры из текста (слайд 13) и способы включения примеров (слайд14)
- Заключение (слайд 15) и клише к заключению (слайд 16)
Итак, с чего же начать написание сочинения?
Пошаговая инструкция (слайд 17)
4. Практическое занятие
Теперь мы все вместе попробуем написать сочинение-рассуждение по тексту теста № 1 из книги – страница 147-151. Формулировка задания на странице 151.
!!! Во время практического задания слайд № 17 остаётся на доске!!!
1. Прочитайте высказывание.
К. Г. Паустовский: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом".(слайд 18)
Выделите ключевые слова.
О каких свойствах языка, языковых явлениях идёт речь в высказывании?
(Примерные ответы:
- о богатстве, выразительности, точности русской речи;
- о средствах выражения мыслей;
- о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п..
2. Прочитаем внимательно текст.
3. Напишите тезис (вступление)- 2 – 3 предложения.
Что надо раскрыть во вступлении? (смысл высказывания)
(Затем проверка – чтение нескольких работ)
Обратимся к моим образцам. (слайд 19)
Посмотрите на критерии. Выполнили ли вы первый критерий?
4. Переходим ко второй части сочинения.
Надо привести два разных аргумента из текста. Но надо помнить, что у нас есть определённые требования к аргументам. (слайд 20)
Можно начать своё рассуждение с определённых фраз (клише). (слайд 21)
Пишем, затем проверяем. Не забываем критерии.
5. Пишем заключение.
В заключительной части делаем вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём говорилось во вступлении, но другими словами.
В выводе тоже можно использовать традиционные слова и фразы. (слайд 22)
Пишем. Затем проверяем.
Посмотрим на мои образцы. (слайд 23)
6. Соблюдение двух последних критериев.
Обратимся с вами к двум последним критериям.
Смысловая цельность работы, речевая связность и последовательность сочинения (логические ошибки и членение на абзацы)
Композиционная стройность работы (правильно ли построено сочинение-рассуждение, завершённость работы)
Выполнили ли мы эти критерии?
(слайд 24)
Я вас попрошу теперь откорректировать ваше сочинение и его прочитать.
5. Итог урока.
- Чему же научились вы сегодня на уроке?
- По какому плану пишется сочинение-рассуждение?
- Что такое тезис?
- Что такое аргументы?
- Что такое вывод?
6. Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение по предложенному тексту.