Не надобно другого образца,
Когда в глазах пример отца.
Грибоедов А.
Тип проекта: педагогический.
Участники: воспитатели, папы и дети логопедической группы
Целевая группа: родители-папы.
Масштаб: срок реализации 1 год, количество участников определяется списочным составом логопедической группы – 17 человек.
Проблема взаимодействия семьи и дошкольного учреждения стала актуальной на современном этапе развития общества. В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребёнка». Детский сад является первым несемейным социальным институтом, встречающимся на пути родителей и их детей, и именно здесь начинается первое систематическое просвещение. Но папам и мамам всегда необходимо помнить, что воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей и детский сад – это лишь помощник, и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогический коллектив. В свою очередь необходимо стремиться, чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо вселять в них убеждённость в том, что они способны на это и нет увлекательнее, благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка.
В современном мире быстроходного транспорта, компьютерных технологий и стремления заработать больше, нынешним родителям трудно выделять время для игр, бесед, организации деятельности с ребёнком, а особенно папам. Запросы семьи быстро растут и именно отцы становятся основным источником удовлетворения финансовых потребностей.
Постулат включения родителей в процесс коррекции особенно важен, если принять, что семья является определённой целостной системой, стремящейся к сохранению гомеостаза. Если в такой системе существуют определённые скрытые проблемы – может случиться так, что коммуникативные проблемы у ребёнка будут служить поддержанию семейной системы. И в свою очередь хочется отметить, что роль отца в этом очень велика. Но практика показывает, что папы не желают посещать детский сад, не знают, как управиться с ребенком, когда мамы нет и многое другое.
На протяжении нескольких лет выявляется определённая закономерность: нашу логопедическую группу в основном посещают мальчики. И я считаю, что нужно устанавливать более тесные взаимоотношения с родителями – отцами, так как именно их пример, является образцом для ребёнка мужского пола. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов.
Исходя из выше перечисленного, мною поставлена такая цель: обеспечение положительной динамики развития интеллектуального потенциала дошкольника, его эмоциональной удовлетворённости, посредством близкого контакта с папой.
Задачи:
- установить партнёрские отношения с отцом каждого воспитанника;
- объединить усилия воспитателей и родителей для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки всех участников проекта;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей и поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться принциповвзаимодействия:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход – необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество. Эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.
Самым важным и трудоёмким будет подбор и разработка форм и приёмов, способствующих вовлечению пап в нашу общую работу, ведь в нашей группе имеются разные родители, исходя из уровня взаимодействия и желания помочь. Одни (основная часть) способны оказать помощь лишь только разово. Другие время от времени, третьи активно вступают в диалог и стают постоянными помощниками педагога. Четвёртые способны сами определять основные направления работы и организовать расширенную деятельность, которая благотворно отражается как на работе всей группы, так и на работе всего детского сада.
При этом каждый родитель имеет возможность обмениваться опытом, обучаться и обучать других, оказывать помощь друг другу в виде сочувствия сопереживания. Мы, педагоги логопедической группы, должны быть всегда готовы оказать поддержку родителям, независимо от того, в какой степени они или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в работе группы.
Ненавязчивая помощь и поддержка позволят родителям, чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно; для тех же, кто не столь уверен в своих силах, они дадут возможность для дальнейшего роста и совершенствования.
Предполагаемый результат: мною думается, что благодаря реализации данного проекта, родители – отцы будут более заинтересованными к жизни и деятельности детей в саду и дома. В свою очередь дети, в особенности мальчики, будут ощущать удовлетворённость от тесного взаимодействия с папами.
Практическая значимостьсостоит в разработке содержания и форм, взаимодействия отцов, детей и воспитателей.
Форма отчётности: фотопрезентации, отзывы родителей, наличие и деятельность страницы в Интернете.
Перспективный план работы.
№ | Мероприятие | Форма работы | Цели | Сроки |
1. | «Каков я отец» | Анкетирование на начальном и конечном этапах | Выявить уровень участия пап в воспитании детей. | Начало октября 2014 – конец мая 2015 |
2. | «Выборы в родительский комитет» | Участие в родительском комитете | Организовать деятельность родительского комитета в составе с папой одного из детей. | октябрь 2014 |
3. | «Вечер с папой» | Организация досугов, прогулок с папой | Создать условия для более тесного сотрудничества ребёнка – родителя – педагога в непринуждённой форме. | 1 раз в месяц в удобный для родителя отрезок времени. |
4. | «Мастерилкины» | Организация мастерской | Привлечь неактивных родителей в помощь педагогу по наполнению предметно-пространственной образовательной среды. | В течение года |
5. | «Моя профессия» | Беседа | Познакомить детей с профессиями, которыми владеют папы. Показать роль и значимость этих профессий для общества. | В течение года с учётом тематического планирования. |
6. | «Ждём маму к ужину» | Газета | Познакомиться с любимыми рецептами родителей | Декабрь |
7. | «Чем занять ребёнка, когда рядом нет мамы». | Консультация на стенде. | Познакомить родителей с возможными путями реализации своей роли – отец, через организацию досуга детей. | Январь. |
8. | «Я на папочку похож» | Рисование по представлению (реб. – род.) | Рисование парного портрета в профиль, отражение особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретных людей (реб рисует папу, папа – реб.) | Февраль |
9. | «Подарок маме» | Организация индивидуальных практических занятий | Изготовить подарок для мамы от папы и ребёнка. | Февраль – Март. |
10. | «Заходите в гости!» | – Создание сообщества родителей
логопедической группы в сети Интернет. – Привлекать родителей-пап к общению и взаимодействию через электронную почту. |
Найти новые способы взаимодействия, просвещение родителей по возникающим вопросам, отслеживание жизнедеятельности группы. | В течение года. |
11. | «Игры-забавы с папами» | Фотовыставка | Познакомиться с особенностями досуга родителей и детей. | Апрель |
12. | «Я талант!» | Организация совместных праздников. | Способствовать раскрытию талантов отцов через участие в праздниках, сценках и т.д. | В течение года. |