Цель: познакомить обучающихся с произведениями о детях войны; воспитание любви к Родине, патриотизма.
Задачи:
- Продолжить знакомить детей с творчеством В. П. Катаева.
- Учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении.
- Учить представлять и интерпретировать образ героя, опираясь на текст.
- Развивать учебные и читательские умения, формировать умение правильно называть произведение, тему, жанр.
- Учить выделять в тексте эпитеты и сравнения, учить выразительному чтению.
- Продолжить знакомство с жанром портрета, с изображением человека.
- Показать отражение пропорций и мимики лица в портрете.
- Развивать глазомер, аналитическое мышление, воображение, художественный вкус, осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, история).
- Раскрыть роль искусства в воспитании мужества и героизма.
- Совершенствование навыков работы с красками.
Оборудование:
- Учебник Л. А. Ефросининой «Литературное чтение» 4 класс;
- Рабочая тетрадь Л. А. Ефросининой «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть;
- Отрывок из кинофильма режиссера Пронина В. «Сын полка», 1946 г.
- Отрывок из кинофильма режиссера Кузнецова Г. «Сын полка», 1981 г.
- Мультимедиа система (компьютер, проектор), презентация, DVD диски с фильмами.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Прочитайте, пожалуйста, тему нашего
сегодняшнего урока (Приложение 1,
слайд 1).
– Как вы понимаете эти слова?
II. Актуализация знаний. Беседа (слайд 2).
– Прочитайте пословицы. Какая тема их
объединяет?
– Разные народы в разное время воспевали
мужество и героизм. У каждого народа многие
произведения искусства – живописи, скульптуры,
музыки, литературы – посвящены этой теме. В
борьбе за свободу, справедливость все народы
видят проявление духовной красоты.
Сегодня мы продолжаем знакомство с
произведением Валентина Петровича Катаева «Сын
полка».
3. Основной этап урока
– Каждый внимательный читатель при знакомстве
с литературным произведением открывает для себя
много нового, знакомится с интересными людьми, с
прошлым и настоящим своей Родины.
– По жанру это произведение – повесть.
– Чем повесть отличается от рассказа?
– Кто главный герой этого произведения?
– Как жил Ваня Солнцев до встречи с разведчиками?
(найдите в тексте).
– Откройте тетрадь на стр. 51.
– Прочитайте, как описывает Валентин Петрович
мальчика. (Тетрадь стр. 51, задание №2).
– Найдите в первом задании, с кем сравнивает себя
Ваня, как вы думаете почему?
– Режиссер-постановщик Василий Пронин в 1946 году
снял фильм по произведению Катаева «Сын полка».
Давайте посмотрим первую встречу разведчиков и
Вани. (Отрывок из фильма).
– Каким увидели Ваню разведчики? Опишите
мальчика.
– Какие еще значимые события произошли в жизни
Вани после встречи с разведчиками?
– По дороге обратно, к разведчикам, с мальчиком
произошло событие, которое повлияло на всю его
дальнейшую жизнь.
– Посмотрим, как режиссер Георгий Кузнецов
изобразил это событие.
(отрывок из фильма).
– Удалось ли ефрейтору Биденко выполнить приказ?
– Почему Ваня вызывает у Биденко уважение?
– Какие у вас возникают чувства к Ване, почему?
– Какой разный получился Ваня у Катаева, Пронина
и Кузнецова, но есть что-то общее,
захватывающее. Как вы думаете, что?
– Почему повесть озаглавлена «Сын полка»?
4. Физминутка
5. Анализ предстоящей работы. (Изобразительное искусство)
– Да, трудное время ВОв. И взрослые, и дети
сражались за свою Родину. Они воевали не только в
частях Красной Армии, но и в партизанских
отрядах. Многие из них погибли, некоторые ещё
живы. Авторы художественных, литературных
произведений, кинофильмов стараются донести до
нас информацию о тех тяжёлых временах, чтобы мы
помнили их, знали людей, отдавших свою жизнь за
наше светлое будущее, и не допустили бы
повторения войны. Их имена мы должны помнить.
– К какому виду искусства мы отнесём эти работы?
(слайд 3). (Портреты)
– Портрет – жанр изобразительного искусства,
посвященный изображению одного человека или
группы людей.
Главное в портрете – облик человека, его
сходство с оригиналом. Кроме внешнего сходства,
художник стремится в портрете показать характер
человека, его духовный мир, индивидуальные
особенности, и старается свои впечатления
передать на бумаге, холсте, в камне.
– Вы посмотрели портреты пионеров – героев.
– Кто такие пионеры – герои?
(Чтение отрывка из книги серии «Пионеры –
герои»). В чём подвиг пионера?
Писатели при помощи слов, литературным языком
дают нам представление о людях, которые жили
несколько десятков лет назад. А художники, какие
средства изобразительного искусства используют
в своих работах?
– Сегодня мы будем рисовать портрет Вани
Солнцева. Мы видели уже два портрета Вани: один
словесный в повести, другой кинематографический
в художественном фильме. А сейчас вы попробуете
нарисовать своего Ваню, каким представляете его
вы. Попытайтесь вспомнить особенности характера
Вани, его внутренние переживания и показать это в
портрете.
6. Планирование работы
Давайте вспомним, какие пропорции имеет человеческое лицо.
Этапы выполнения рисунка. (схема) (слайд 4)
- Определим, где будет располагаться лицо.
- Рисуем голову – овальной формы. Каким свойством обладает лицо? Проводим линию симметрии.
- Лицо делим на три части горизонтальными линиями. (Размеры)
- Брови образуются дугообразными линиями, в середине глаза.
- Рисуем нос – посередине. Начало носа переносица идет от бровей. Форма носа у всех людей разная.
- Рисование рта – ниже носа, ниже 2-ой полосы.
- Прорисовка деталей лица. По сторонам, на уровне носа располагаются уши.
– Не забывайте, что каждый художник по-своему
видит и воспринимает людей. Постарайтесь
выразить в своей работе отношение к Ване.
– Портреты не только доносят до нас образы людей
разных эпох, отражают часть истории, но и говорят
о том, каким видел мир художник. Как он сам
относится к герою.
7. Самостоятельная работа (выполнение портрета Вани).
8. Итоги урока
Выставка рисунков.
– Мы видим молодые лица, а сейчас это уже пожилые люди, которые вспоминают прошлое, думают о настоящем и с надеждой смотрят в будущее. (Слайд 5 со стихотворением о ветеранах). Наша задача помнить о подвиге этих людей. И стараться сохранить мирное небо над головой будущего поколения.