Переход образовательных учреждений на новые федеральные государственные образовательные стандарты ставит перед учителями музыки очень серьёзные и масштабные задачи, выполнение которых требует затраты огромного количества времени и сил. После многолетнего преподавания музыки по методике, в которой ученик получал знания с помощью учителя, учитель был транслятором знаний, а ученик довольно часто выступал в роли пассивного слушателя, перестроиться самому и перестроить своих учеников на совершенно другую модель получения знаний невероятно сложно.
Деятельность учащихся на уроке согласно требованиям ФГОС должна быть организована учителем таким образом, чтобы учащиеся знания получали самостоятельно, работая индивидуально и в малых группах, а роль учителя на уроке была минимальна и сводилась только к организации учебного процесса. Такой подход называется системно-деятельностным. Применение системно-деятельностного подхода к преподаванию музыки и предметов области искусство требует огромного мастерства от учителя, так, как сохранить на уроке при таком подходе живое общение учащихся с искусством очень непросто.
Конечно, детям интересно получать знания в такой форме, но, чтобы подготовить такой урок учителю требуется потратить огромное количество времени, подойти к подготовке творчески, проявить свою методическую грамотность, не забыть при этом о том, что основная цель уроков музыки – формирование музыкальной культуры как части духовной культуры учащихся.
Чтобы подготовить и провести современный урок необходимо, чтобы учебный кабинет был оснащён оборудованием – интерактивной доской или мультимедийной установкой, компьютером, принтером, сканером, музыкальным центром, воспроизводящим аудиозаписи форматов СD и MP3, музыкальным инструментом и т.п. Не секрет, что во многих школах условия для преподавания музыки и предметов области искусство оставляют желать лучшего – не везде есть отдельный кабинет, где таковой имеется, он не всегда бывает нужным образом оснащён. Чтобы в подобных условиях выполнить требования ФГОС учитель должен быть настоящим мастером своего дела.
В былые времена, начиная урок, учитель сообщал учащимся тему урока и в рамках этой темы вёл урок, предлагая учащимся выполнить те или иные задания. Сейчас учителю надо так организовать учебную деятельность на уроке, чтобы тему и цель урока учащиеся вывели и озвучили сами. При организации музыкально-слушательской деятельности учитель довольно часто произносил названия произведений, имена и фамилии авторов, написавших их, рассказывал немного о создании этих сочинений и о судьбе их авторов. Ученик при таком подходе выступает в роли пассивного слушателя, что недопустимо в условиях реализации ФГОС. Теперь, если мы предлагаем учащимся прослушать, например, «Неаполитанскую песенку» из «Детского альбома» П.И. Чайковского, можно сказать ребятам кто написал это произведение и как оно называется, после этого предложить им, прослушав это произведение, ответить на вопросы – почему Пётр Ильич назвал это произведение «песенкой»?, признаки каких жанров есть в этом произведении?
Возможны и другие варианты. Можно вообще не называть автора и название произведения, а предложить ребятам дать своё название, а выслушав их ответы озвучить авторское название и побеседовать о том, почему автор дал такое название. Чем выше учебно-познавательная активность ученика во время музыкально-слушательской деятельности, тем лучше. Именно при таком подходе мы научим детей слушать и слышать музыку. Учащимся шестого класса в рамках темы «Мир музыкальных образов» я предложил однажды прослушать старинный вальс «Орхидея» в исполнении духового оркестра и дал задание – написать маленькую историю в несколько предложений о том, что это за ожидание, кто и кого ожидает, кто герои этого произведения, дождались ли они друг друга и тому подобное. В результате у ребят получились очень интересные истории, в которых они применили свои знания по предмету и проявили свои творческие способности. Многие написали, что герои этого произведения двое влюблённых, девушка ждёт своего возлюбленного, чему свидетельствует приятная нежная мелодия, её возлюбленный приходит с фронта или на побывку из армии, он военный, чему свидетельствует маршевая музыка в середине произведения, но время их встречи было невелико и он снова уходит, а она опять продолжает его ждать. Задания такого рода интересны детям, так как их выполнение позволяет творчески реализоваться, даёт возможность применить знания, полученные на других предметах, в данном случае на литературе и русском языке. На уроках музыки возможны мета предметные связи практически с любым школьным предметом.
Для организации учебно-познавательной деятельности на уроках очень эффективно применять рабочие листы для индивидуальной и групповой работы. Разделение учебной нагрузки на уроке на индивидуальную и групповую позволяет изучать большое количество материала за один урок.
Самое замечательное, это когда все виды деятельности на уроке объединены одной темой и ведут к достижению цели урока, и имеют мета предметные связи. Проводя урок в четвёртом классе по программе Е.Д. Критской тема которого – «Москва! Как много в этом звуке» для вокально – хоровой деятельности я выбрал «Песню о Москве», которую Георгий Свиридов написал на стихи Агнии Барто, для музыкально-слушательской деятельности я выбрал песню «Окликни улицы Москвы» (стихи Д. Сухарева, музыка С. Никитина) и старинный вальс «Осенний сон». Вначале урока я предложил ребятам прослушать песню «Окликни улицы Москвы», не сообщив им названия, учащиеся должны были сами прослушать песню и выполнить письменные задания – дать своё название этой песне, написать, о чём она и что необычного в её тексте?(который почти целиком состоит из названий московских улиц и переулков) После совместного обсуждения этих вопросов я сказал авторское название этой песни, из этого мы вывели тему урока «Москва! Как много в этом звуке», я спросил у ребят, почему именно сегодня мы изучаем эту тему, они мне ответили, что приближается День города, сказали, кто и в каком году основал Москву. Во время разучивания «Песни о Москве», обратив внимание ребят на дикцию и необходимость чёткого произношения окончаний слов, заканчивающихся на согласные звуки, на несколько слов вышел на биографию знаменитого диктора Ю. Левитана, голосом которого «говорила» Москва в годы ВОВ, ( у него были проблемы с дикцией, благодаря сильному желанию он исправил все эти недостатки и стал великим диктором). Потом мы прослушали старинный вальс «Осенний сон», после чего я попросил ребят ответить на вопрос что общего у этого вальса с «Песней о Москве» и как он относится к теме урока, ребята выдали массу интересных ответов, отметив, что «Песня о Москве» по жанру – песня-танец (вальс) и «Осенний сон» тоже вальс. «Осенний сон» ребята связали со временем года, которое стояло на дворе в день урока. Ребята отметили, что Москва отмечает свой день рождения осенью, на разных концертных площадках будут выступать духовые оркестры, которые часто исполняет этот вальс. Имя Агнии Барто, которая является автором текста «Песни о Москве» носит библиотека в районе, где находится наша школа. Урок получился интересный и насыщенный, имел в себе связи с историей, москвоведением, литературным чтением, на примере маленького рассказа о судьбе легендарного диктора Ю. Левитана показал ребятам, что надо только очень захотеть и приложить старание, чтобы чему-либо научиться. Ю. Левитану в этом году исполнилось бы 100 лет, поэтому разговор о нём возник на уроке не случайно. Если углубиться дальше в мета предметность, то задания, в которых надо слушать и анализировать музыку тренируют навыки написания аудирования на уроках иностранного языка, а умение слушать и слышать важно на всех школьных уроках. Но, самое главное, на этом уроке учащиеся общались с музыкой, урок не был «засушен» теорией.
В приложении к этой статье я представил материалы к уроку по теме «Гимн России, вторая жизнь песни» который я давал в пятом классе в рамках темы полугодия «Взаимосвязь музыки с литературой». Там представлены рабочие листы для индивидуальной и групповой работы. Надеюсь, что эти материалы будут полезны в качестве идеи для собственной педагогической деятельности.