Цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами биоадекватной технологии, познавательного материала, творческих заданий.
Задачи: познакомить с особенностями рек (исток, устье, берега и т.п.), с причинами течения рек, их полноводностью, научить находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать, учить бережно относиться к природе.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Структура урока.
I. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
– Сегодня на уроке мы с вами продолжим
путешествие по нашей планете. Откроем её тайны.
Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы отправимся
в небольшую экспедицию.
– Ребята, а кто знает, что такое экспедиция?
– Обратимся к толковому словарю.
(В толковом словаре Ожегова экспедиция – это
поход или поездка группы, с каким – то заданием.)
– Цель нашей экспедиции – проверить умения
работы с картой, познакомиться с новыми
географическими объектами, одним словом
приобрести новые знания.
– Разделите предложенные слова на группы.
Объясните, почему вы так считаете.
(Антарктида, Африка, Северная Америка, Южная
Америка, Евразия, Австралия, Индийский,
Атлантический, Тихий, Северный Ледовитый, Южный)
(Материки, океаны)
– Что такое океаны? (Главные хранители водного
запаса Земли)
– Что окружено со всех сторон океанами? (Материки)
– Что мы узнали на последнем уроке, выберите.
– Вода на Земле постоянно движется и переходит
из одного состояния в другое. Этот процесс
называется круговоротом воды в природе.
– Океаны – главные хранители водного запаса
планеты.
– Материки окружены со всех сторон океанами.
– Многое происходящее на Земле можно объяснить
законом всемирного тяготения.
– На прошлом занятии мы установили, что океаны –
главные хранители водного запаса планеты.
Материки окружены со всех сторон океанами.
– Сегодня мы продолжим разговор о материках и о
воде, проведём эксперимент. Откройте голубой
конверт.
– Прочитайте, что там написано.
Ребята придумали игру «Угадай-ка». Они обвели
контуры разных материков и некоторые их части. По
этим данным надо ответить на вопросы.
1. Назови материк.
2. Назови океаны,
которые омывают материк.
3. Назови и раскрась
указанный стрелкой участок. (Приложение
1)
Дети выполняют задание.
Примеры заданий.
I группа. Мы думаем, что это Южная Америка. С
запада её омывает Тихий океан. А это река
Амазонка. Мы раскрасим её синим цветом.
II группа. У нас на рисунке изображена Северная
Америка. С востока её омывает Атлантический
океан. А это река Миссисипи. Мы раскрасим её синим
цветом.
III группа. Мы узнали Африку. С востока её омывает
Индийский океан. Это река Конго. Мы раскрасим её
синим цветом.
IV группа. На нашем рисунке – очертания Евразии. С
севера её омывает Северный Ледовитый океан. А это
река Обь. Мы раскрасим её синим цветом.
– Проверьте, верно ли справились с заданием
ребята?
– Почему вы решили использовать этот цвет? (Река
– это не суша, а вода.)
– Как вы думаете, чему мы посвятим наш урок? (Мы
думаем, что разговор пойдёт о реке.)
– А что вы знаете о реке? Подумайте в группе.
Дети высказывают свои предположения.
Река – это большое количество воды на
поверхности суши. Она всё время куда-то и
откуда-то течёт.
– Какие вопросы у вас возникают?
1. Почему река течёт?
2. Где река начинается и куда она течёт?
3. Откуда в реке берётся вода?
План (примерный).
Учитель вместе с детьми планирует деятельность
на уроке.
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу
деятельность.)
– Какое умение формировали?
II. Совместное открытие нового знания
– Чтобы говорить о реках, надо
познакомиться со всеми частями реки. [1]
– Какие части реки вы заметили? (Исток, устье,
притоки, берега, водораздел)
– Как называется место сбора всех вод реки? (Бассейн)
– Он включает в себя все мелкие речки и речушки,
ручейки и родники.
– Как определить правый и левый берега реки? (Если
плыть по течению, то слева – левый берег, а справа
– правый берег)
– А у вас есть своя версия на вопрос, почему течет
вода? (Версии детей)
– Сколько разных версий прозвучало. Нужно
разобраться. Попробуем проделать небольшой опыт.
– Вылейте воду из стакана в лоток.
– Почему вода течет в лоток из стакана? (На воду
действует притяжение земли)
ОПЫТ
– Сделайте так, чтобы вода в лотке начала
медленно двигаться с одной стороны в другую. Что
для этого надо сделать с лотком? (Необходимо
немного наклонить лоток и опять будет
действовать притяжение Земли.)
– Как можно ответить на наш вопрос: почему течет
река? (Река течет под воздействием притяжения
Земли, с более высоких участков по наклону в
низкие участки)
– Какие высокие участки суши вы знаете? (Горы и
возвышенности). [4]
– А сейчас попробуйте ответить на вопрос: откуда
и куда течет река?
– Прежде, чем ответить на вопрос, давайте
обратимся к карте. На северо-востоке протекает
река, называется женским именем. [1]
– Что это за река? (Лена)
– Мы с вами определили, что река течет с высокого
места в низкое. Определите, где будет находиться
высокое место, а где низкое?
– Как определить, что выше уровень гор, или
уровень океана?
– Какой ответ даем на наш вопрос? (Реки
начинаются в горах, на возвышенностях – исток и
заканчиваются внизу на уровне моря, океана –
здесь устье.)
– На все ли вопросы мы ответили? (Нет: откуда
в реке берётся вода?)
– Хорошо, давайте вспомним, почему вода на земле
не исчезает? (Круговорот воды в природе) [4] (Тают
ледники)
– Но реки текут не только во время дождя. Давайте
понаблюдаем за водой во время опыта. Я
приготовила песок и лейку. Лейка будет
изображать дождь.
– Почему вода появилась из-под горки песка не
сразу?
– Почему, когда я перестала лить воду, она
продолжает сочиться?
– Откуда же еще река получает воду? (Из
подземных источников)
– Можете ли вы теперь ответить на вопрос, почему
в реке всегда есть вода? (Да. Она получает воду
из ледников, от осадков и подземных источников)
– Постоянно ли в реке находится вода?
Физминутка
А сейчас давайте отдохнем.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так славно освежились.
Делать так руками нужно
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
III. Самостоятельное применение знаний. Работа в группах
– Вернемся к нашим первым заданиям. Обозначьте на Ваших карточках места, где берут начало ваши реки и куда они впадают.
IV. Закрепление знаний (Биоадекватная технология, I этап – Приобретение знаний)
– Сядьте удобно, пусть ничто вам не мешает.
Закройте глазки. Сделайте вдох, а затем выдох. Ещё
раз вдох, выдох. Представьте себя около родника,
который бьёт из-под земли. Посмотрите, что вас
окружает? Какая вода в роднике? Родник, источник
– это место начала реки – исток. В родничок
постоянно прибывает вода. Она не может долго
оставаться на месте. И стекает в какую-нибудь
сторону. Образуется ручеёк, который сливается с
другими ручейками. Так маленький ручеёк
превратился в речку. Воды её пополняют дожди и
снега. Углубление, дорожка, которую проложила
речная вода, называют руслом реки.
Ярко светит солнышко. Ласковый теплый ветерок
обдувает вас. Вы на лодочке плывёте вниз по
течению реки. Рассмотрите эту лодочку. Какая она?
Посмотрите вниз. Представьте себе, как сквозь
прозрачную воду видны камушки и речной песок,
промелькнула серебристая рыбёшка. Лодочка
плавно скользит по воде. Посмотрите на правый
берег. Какие деревья, кусты, травы вы увидели? А
что еще вы заметили на берегу? А теперь
посмотрите на левый берег. Он покрыт золотистым
песком, давайте причалим и походим босиком по
теплому песку. Что вы ощущаете? Сядем в лодочку и
продолжим наше путешествие. Куда течет река?
Предадимся медленному, спокойному течению реки.
Посмотрите, множество лесных ручейков и речушек
впадают, вливаются в реку. Она становится все
глубже и шире, воды в ней становится все больше.
Реки поменьше отдают ей свои воды. Это притоки.
Реки, впадающие справа, – правые притоки, слева,
– левые...
И вот уже наша лодочка покачивается на волнах
широкой полноводной реки. Впереди раскинулось
море... Посмотрите, какое оно? Множество рек
впадают в море. Место впадения реки в море
называют устьем. Здесь мы и закончим наше
путешествие.
Вдох, выдох, потянитесь и медленно открывайте
глазки. Мы с вами в классе.
– Расскажите, что вы увидели. Нарисуйте.
Покажите ваши рисунки. (Учитель показывает свой
рисунок на доске). Назовите части реки.
– Как называется место начала реки? (Исток) От
слова «Источник» (ключ, родник).
Сюрприз: родниковая вода.
V. Формирование умения использования знания. (Биоадекватная технология, II этап – Формирование умения использовать знания)
– Нарисуйте, всё что вы сейчас представили.
VI. Рефлексия
– Экспедиция подошла к концу. Возвращаемся
домой.
– Что нового узнали?
– Как узнали, что помогло?
– Где пригодятся знания?
– Кто из ребят больше всех помог в открытии
знаний?
– Как работал ты?
– Какую работу мы сегодня выполняли?
– Чему учились?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
VII. Домашнее задание. (Биоадекватная технология, III этап -Закрепление навыка использования знаний)
– На своём рисунке подпишите части реки.
Список использованных источников:
- Вахрушев, Бурский, Раутиан: Окружающий мир: Наша планета Земля: Учебник для 2 класса: В 2 частях. – М.: Баласс, 2013.
- Барышева Ю.А., Вахрушев А.А., Докшина С.П., Гайсина Г.М., Козлова С.А., Раутиан А.С. 2 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2013.
- Сайт «Образовательная система «Школа 2100» (http://school2100.com/)
- Л. Кондрашова: Юный эрудит. Современная энциклопедия окружающего мира – Эксмо, 2010.