Тема урока: Комплексная работа по подготовке к написанию творческого задания на экзамене-сочинения-рассуждения (элементы формирования у обучающихся 10-11 класса навыков написания сочинения-рассуждения на ЕГЭ)
Тип урока: повторение и обобщение (систематизация) ранее изученного
Форма урока: практикум с элементами анализа
Компетенции урока: лингвистическая (языковедческая) и языковая, культуроведческая, коммуникативная
Подходы: системный, деятельностный, компетентностный
Цели:
- сформировать у обучающихся общеучебные умения и УУД по успешному написанию сочинения-рассуждения на экзамене в формате ЕГЭ;
- усовершенствовать умения, связанные с применением знаний обучающихся на практике в подготовке к творческому заданию на ЕГЭ;
- расширить учебные возможности обучающихся в создании сочинения-рассуждения.
Оборудование: учебник, текст А.Плешакова, карточки с заданиями, презентация
Методическое сопровождение: Львова С.И. Русский язык и литература. Русский язык. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций 9базовый и углублённый уровни)/ С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2014.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Основная часть урока
1. Активизация мыслительной деятельности обучающихся:
1) Первое знакомство с текстом А.Плешакова «Как человек изменил Землю». Задание: прочитайте текст и определите, соответствует ли заголовок содержанию текста, аргументируйте свой ответ. (см. Презентацию, слайды № 2-4) (Приложение 1)
2) Задание: составьте рассказ «Алфавитные истории». Суть заключается в следующем: каждое слово рассказа начинается на одну и ту же определённую букву. Например, Вечером во вторник выл восточный ветер. Весёлый веснушчатый великан Василий важно варил в ведре вкусное вишнёвое варенье. (Дарья Герасимова)
2. Работа по формированию навыков написания
сочинения-рассуждения:
1)Упражнение «Метод активного чтения»:
обратитесь к тексту А.Плешакова «Как человек
изменил Землю» и заполните таблицу в ходе чтения
и после него. (см. слайд № 5)
Что мне известно из текста |
Что нового я узнал из текста |
2) – Сказка всегда считалась выдумкой, но
выдумкой полезной, которая помогала человеку.
Сказка и радует, и учит, и заставляет
задуматься над теми «намёками», которые кроются
в ней. Она всегда поднимала проблему-то, что
волновало человека. Именно поэтому сказку
называют сокровищницей суждений и размышлений
народа о разных явлениях жизни.
Назовите проблемы, которые звучат в известных
вам сказках: «Репка», «Заюшкина избушка»,
«Журавль и Лиса», «Теремок», «Морозко» (см. слайды
№ 6-7)
Ответы: «Репка» – проблема дружбы, взаимопомощи;
«Заюшкина избушка» – проблема справедливого
отношения и нравственных правил; «Журавль и
Лиса» – проблема глупости, ума, воспитанности;
«Теремок» – жилищная проблема, проблема
сочувствия, взаимопомощи; «Морозко» – проблема
добра и зла, жадности и глупости.
? Какая в нашем тексте проблема? (Проблема
отношения человека к природе (экологическая
проблема)).
3) Задание: соотнесите темы текстов и проблемы. (см. слайды № 8-9)
Темы | Проблемы |
1. Природа | А. Роль искусства в современной жизни |
2. Чтение, книги | Б. Качества настоящего друга |
3. Искусство | В. Роль детства в жизни человека |
4. Дружба | Г. Любовь к чтению |
5. Детство | Д. Отношение человека к природе |
6. Профессия | Е. Выбор профессии с учётом интересов, способностей, возраста |
Ответы: 1 – Д, 2 – Г, 3 – А, 4 – Б, 5 – В, 6 – Е.
4) Работа в группах.
– Делимся на 3 группы. Задание: прочитайте тезисы и приведите письменные доказательства, подтверждающие их: 1 группа – «Красноречие – это живопись мысли» (Б.Паскаль); 2 группа – «главное зло на земле – забвение хоть на миг, что человек – высшая на земле ценность…» (Л.Гинзбург); 3 группа – «Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. Красота души разливается подобно таинственному свету от телесной красоты» (В.Гюго). На работу отводится 10 минут.
– А теперь обратитесь к тексту А.Плешакова, выдвинете тезис и сделайте письменное доказательство. После прослушаем ваши варианты, выделим интересные, близкие работы. На работу даётся 10 минут.
5) Задание по грамматике: изучите материал, придумайте предложения, определите, почему материал разделён на группы, укажите, какие грамматические признаки характеризуют предложения, созданные на основе моделей:
1. Помните, что… . Не забывайте, что… . Старайтесь, чтобы… . Задумайтесь, отчего… . Продумайте, зачем… . Уточните, где… . Определите, знаете ли… . 2.Нужно… . Можно… . Нельзя… . 3. Не использовать… . Не требовать… . Не включать… . 4. Целесообразно использовать… . Желательно включать… . 5. Пользователь обязан… . Участник общения должен… .6. Использование…недопустимо… . Употребление…приветствуется… . 7. Начав …, старайтесь… . Приступив к …, используйте… .
? Обратимся к тексту А.Плешакова. Определите грамматические признаки некоторых моделей: 1. Человечество познавало… и открывало… ; 2. Хочется верить в лучшее…; 3. …вызванные деятельностью человека…, … охотившиеся на крупных животных…; 4. …как от вытаптывания и выедания скудеют пастбища и кое-где угрожающе разрастаются пустыни…;… развитие науки и техники давало…; … исчезли леса, перестали существовать уникальные виды растений и животных… . (см. слайд № 11)
6) Выполнить комплексный анализ текста «Как человек изменил Землю» А.А.Плешакова. План: 1.композиционно-содержательный анализ (тема текста, основная мысль, как связаны предложения пятого абзаца текста (смысловые отношения, вид связи, средства связи предложений); 2.типологический анализ (тип речи текста, признаки типа речи); 3.стилистический анализ (назвать функциональную стилистическую принадлежность текста с основными стилевыми признаками, чертами; перечислите изобразительно-выразительные языковые средства, использованные в тексте (тропы, фигуры речи); 4.языковой разбор: фонетический и орфоэпический разбор слов «чтобы», «загрязнению»; словообразовательный разбор «одомашнили», «многочисленными»; лексический разбор «пещерных», «облик», «скудеют» ; морфемный и морфологический разбор «увеличивая», «охотившиеся», «носорогов»; синтаксический разбор «Чтобы создать поля, огороды и сады, люди, не задумываясь о последствиях, вырубали леса, распахивали степи, осушали болота». (см. слайд № 12)
III. Домашнее задание
– Выполните упр. № 96 (письменно); упр. № 70 (устно). (см. слайд № 13)
IV. Итог урока
– В чём заключалась суть работы на сегодняшнем
уроке? Что мы с вами ещё раз учились делать?
Почему так важно читать текст как будто «между
строк»? Посмотрите на Инструкцию и типичные
ошибки в работе над сочинением. (см. слайды № 14-16)
– Определите, пожалуйста, в своих оценочных
листах нашу работу на уроке. Проанализируйте «в
двух словах» свою деятельность.
Оценка материала урока (комментарий) | Оценка собственной работы (комментарий) |
Итог (Примечание) |
(см. слайд № 18)
Примечание к уроку: занятие рассчитано на два часа (урока).
Использованы такие методические источники:
1. Павлова Т.И., Белоусова Т.В.
Компетентностные задания по русскому языку.
Методический конструктор: учебно-методическое
пособие/Авторы-составители Т.И.Павлова, Т.В.Белоусова.
– Ростов-на-Дону: Легион, 2012.
2. Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение
на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11
классах. Путь к успеху: учебно-методическое
пособие/Т.И.Павлова, Н.А.Раннева. – Изд.3-е, исправ.
и дополн. – Ростов-на-Дону, 2011.
3. Львова С.И. Русский язык и литература.
Русский язык. 10 класс: учебник для
общеобразовательных организаций (базовый и
углублённый уровни)/С.И.Львова, В.В.Львов. – М.:
Мнемозина, 2014.
4. Львова С.И. Русский язык и литература.
Русский язык. 10-11 классы. Рабочая программа для
общеобразовательных организаций (базовый и
углублённый уровни). Предметная линия учебников
С.И.Львовой, В.В.Львова./ С.И.Львова. – М.: Мнемозина,
2014.
5. Львова С.И. Русский язык и литература.
Русский язык. 10-11 классы. Методические
рекомендации (базовый и углублённый уровни) / С.И.Львова,
В.В.Львов; под ред. С.И.Львовой. – М.: Мнемозина, 2014.