Итоговая образовательная деятельность по развитию творческого воображения на тему «Королевство сказок»

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


Цель: hазвитие творческого воображения, образного мышления, произвольного внимания.

Реализация образовательной области «Социализация»

  • Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров.
  • Развивать умение детей планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.
  • Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами.
  • Содействовать обогащению знакомой игры новыми решениями путем включения в нее продуктивной деятельности.
  • Воспитывать артистические качества через раскрытие творческого потенциала.

Реализация образовательной области «Коммуникация»

  • Поощрять попытки детей делиться с педагогом и сверстниками впечатлениями от прослушанной музыки.
  • Развивать умение поддерживать беседу.

Реализация образовательной области «Чтение художественной литературы»

  • Формировать умение внимательно и заинтересованно слушать загадки и правильно их отгадывать.

Реализация образовательной области «Художественное творчество»

  • Развивать мыслительные операции в процессе восприятия предметов и явлений (анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение характерных признаков).
  • Развивать изобразительные навыки, художественный вкус.

Реализация образовательной области «Музыка»

  • Развивать у детей интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.
  • Развивать умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание.

Предварительная работа:

  • Лепка «мой любимый сказочный герой».
  • Организация проекта совместной деятельности детей и родителей по созданию новогодней книги сказок. Организация конкурса книжек-самоделок новогодних сказок.
  • Рисование «Волшебные ладошки».
  • Рисование «Узнай в нарисованном сюжет»
  • Рисование «Моя любимая сказка»
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам
  • Сочинение сказки подгруппой детей
  • Отгадывание загадок

Оборудование:

Две канатные веревки; мешок «волшебный», чепчик доктора, красная шапочка, колпачок Буратино, венок из цветов, шапочка поросенка, косынка, ободок с изображением лука, монетка, гармошка, шапочка лягушки, красивое перо; 7 картонных ключей (формата А4) разноцветных, выполненных в виде различных геометрических фигур – зеленый ромб, оранжевая звезда, сиреневый квадрат, желтый круг, синий овал, зеленый треугольник, красный прямоугольник, коричневый замок; костюм принца, костюм Золушки; карточки со схематическим изображением деревьев и незаконченными линиями неопределенного характера, карандаши простые и цветные; карточки (формат А4) с изображением сказочных героев.
Оформление зала соответствует королевству сказок.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ

Дети вместе с психологом входят в украшенный иллюстрациями из разных сказок зал под музыку «В гостях у сказки»

Психолог: Ребята, сегодня я приглашаю вас в королевство сказок. Но для того, чтобы попасть в сказку, нам необходимо пройти по мостику. Но мостик не простой, а волшебный: каждый из вас должен пройти по нему каким-нибудь необычным способом, не повторяя движений друг друга.

На середине зала символично двумя веревочками обозначен «мостик», дети проходят по нему своим индивидуальным способом, не повторяя движений друг друга: на одной ножке, вприсядку, хлопая в ладоши и т.п. (Рисунок 1)

Рис. 1

Психолог: Вот здорово, молодцы! Теперь мы с вами в сказке, но пока мы этого не почувствовали, потому что до сих пор остались Машами, Сашами, Васями. Чтобы почувствовать себя настоящими героями сказки, необходимо перевоплотиться в одного из них. А в этом нам поможет волшебный мешок. Глядите, вот и он.

В мешке лежат различные вещи, принадлежащие сказочным героям:
- чепчик доктора, набор доктора – Айболит;
- красная шапочка – Красная шапочка;
- колпачок, золотой ключик – Буратино;
- венок из цветов – Дюймовочка;
- шапочка поросенка – Ниф-Ниф;
- косынка – Аленушка;
- ободок с изображением лука – Чиполино;
- монетка – Муха-Цокотуха;
- гармошка – Крокодил Гена;
- шапочка лягушки – Царевна Лягушка;
- перо красивое – Жар-птица.

Дети по очереди достают из мешка вещи и надевают их на себя, таким образом перевоплощаясь в сказочного героя. (Рисунок 2)

Рис. 2

Психолог: Вот теперь мы с вами в сказке по-настоящему! Потому что вы все стали сказочными героями. Ребята, посмотрите, а вот и еще один сказочный герой. Кто же это?

Из-за кулис выходит Принц

Психолог: Да, верно, это Принц. Здравствуй, Принц!
Принц: Здравствуйте, ребята!
Психолог: Но почему ты такой грустный?
Принц: Потому что волшебник Вообразилий Вообразильевич Вообразильев заточил Золушку в башню с семью замками! А для каждого замка нужен ключ, а ключ можно получить, выполнив сложное задание. Но как же мне все их выполнить, я не знаю. Вот поэтому я такой грустный. Наверное, я больше никогда не увижу милой Золушки!..
Психолог: Ребята, давайте поможем доброму Принцу!
Дети: Давайте!
Психолог: Тогда в путь! А на чем же нам ехать?
Принц: А что если мы построим Летучий корабль и на нем отправимся в путь?
Психолог: Построим летучий корабль? А как это?
Принц: Ты будешь носом корабля, вы – веслами, ты – мотором, вот и корабль готов! В путь!

Ребята создают летучий корабль (строятся определенным образом) и под лёгкую музыку отправляются в путешествие. (Делают круг по залу под музыку)
Подходят к столу, на столе лежат карточки со схематическим изображением деревьев и незаконченными линиями неопределенного характера, простые и цветные карандаши

Психолог: А вот и первое задание. Перед вами заколдованный лес. Волшебник накрыл его шапкой-невидимкой, поэтому многие растения и обитатели леса оказались невидимыми. Но кое-что вы можете разглядеть, наверное, потому, что шапка была маловата. Давайте попробуем расколдовать лес. Внимательно рассмотрите картинку, затем превратите все линии в законченные рисунки. Помните, что лес был необычайно красив и полон обитателей. (Рисунок 3)

Рис. 3

Дети выполняют задание. Во время выполнения задания гости, пришедшие на открытый просмотр занятия, играют в игру «Закорючки»: «Рисуем друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит» (Рисунок 4)

Рис. 4

Психолог: Молодцы, ребята! У вас получились замечательные рисунки. Вы сумели расколдовать лес! И поэтому получаете 1-ый ключ для спасения Золушки!
Все ключи выполнены в виде различных геометрических фигур разных цветов. Каждый ключ, который получают ребята, психолог прикрепляет на магнитную доску вокруг «волшебного» замка.
Принц: Послушайте, какая красивая музыка! Мне кажется, мы близки к разгадке второго испытания.
Психолог: Да, Принц, ты прав. Давайте закроем глаза и представим то, о чем рассказывает музыка.

Дети внимательно с закрытыми глазами слушают музыку
П.И.Чайковского «Времена года. Зима»

Психолог: А теперь попробуйте рассказать то, что вам представилось во время звучания музыки.

Ответы детей.

Психолог: Здорово у вас, ребята, получилось. Вы все очень красиво и образно рассказали о музыке, которую услышали. А вот и второй ключ в награду за исполненное задание.
Принц: Ребята, вы молодцы!
Психолог: А теперь подойдите ко мне, давайте поиграем. Игра называется «Узнай по описанию». Принц раздаст вам карточки, я буду зачитывать описание предмета, а вы угадывать, что это за предмет.

Все садятся на ковер, Принц раздает детям карточки с изображением различных предметов, психолог зачитывает описание того или иного предмета, дети угадывают, что это за предмет.
Например:
- почтовый, бумажный, прямоугольный – конверт;
- белое, пушистое, легкое – облако;
- новая, интересная, библиотечная – книга;
- разноцветные, яркие, акварельные – краски;
- серая, пугливая, маленькая – мышка, и т.д. (Рисунок 5)

Рис. 5

Психолог: Молодцы! Все предметы угадали! Смотрите, за это вы получаете третий ключ. Мы потихонечку приближаемся к нашей цели – к освобождению Золушки.
Принц: А теперь, ребята, я приглашаю вас на танец!
Психолог: Но танец будет необычным. Когда звучит музыка, многим хочется танцевать. Давайте попробуем представить и изобразить танцы различных животных или даже предметов.

Взрослый задает тему и включает музыкальную запись.

Варианты тем:

а) танец бабочки;
б) танец зайца;
в) танец лошадки;
г) танец слоненка;
д) танец дерева;
е) танец цветка;
ж) танец конфеты;
з) танец молотка;
и) танец теста и т.п.

Во время танца лошадки дети звонко цокают, тем самым выполняя артикуляционную гимнастику

Принц: Как вы все замечательно танцуете! Я думаю, мы справились с заданием?
Психолог: И за это получаете еще один ключ!

Принц: Ребята, вы все любите сказки, а хорошо ли вы знаете героев различных сказок?
Психолог: Вот это мы сейчас и проверим.

Угадай героя сказки (загадки) (Приложение 1)

По мере отгадывания загадок каждый ребенок получает картинку с изображением отгаданного сказочного героя (Рисунок 6)

Рис 6

Психолог: Молодцы, ребята, всех героев сказок узнали. За это мы получаем еще один ключ.
Психолог: Мы отгадали всех героев сказочной семьи, а теперь сыграем в пальчиковую игру «Семья могучая»

Пальчиковая игра «Семья могучая»

В одном лесу дремучем                  покачать руками над головой – «деревья»
Жила семья могучая сложить ладони в «замок»
У них был дом огромный соединить пальцы – «крыша»
И крыша с трубой темной поднять средние пальцы – «труба»
Из трубы в колечки дым «колечки» из пальцев
«Плим, плим, плим…» пощелкать пальцами

Психолог: Смотрите, за то, что мы так хорошо выполнили задание – мы получаем еще один ключ.
Принц: Ура! Нам осталось преодолеть еще одно препятствие, и Золушка будет свободна!
Психолог: А теперь я предлагаю вам отдохнуть… Ложитесь на коврик, как вам будет удобно. Располагайтесь так, чтобы не мешать друг другу.

Под музыку Карунеш психолог произносит следующие слова тихим и спокойным голосом
Релаксационное упражнение «Волшебный сон» (Приложение 2) (Рисунок 7)

Рис. 7

Психолог: Молодцы! Мы неплохо отдохнули и со всеми заданиями справились! А вот и последний ключ от нашего замка! Ура!

Психолог прикладывает последний ключ к панно, замок открывается, под волшебную музыку выходит Золушка с корзинкой гостинцев.

Принц (безмерно рад): Милая Золушка! Как я рад видеть вас! Эти замечательные ребята помогли мне тебя освободить.
Золушка: Спасибо вам, милые ребята, что освободили меня. Примите и вы в благодарность за мое освобождение эти гостинцы.

Золушка угощает ребят сладкими гостинцами, дети благодарят Золушку.

Психолог: Ну что ж, ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Давайте вернем волшебному мешку все его дары.

Дети снимают с себя сказочную атрибутику, складывают все в волшебный мешок

Психолог: Давайте попрощаемся с Принцем и Золушкой, а сказке скажем: «До новых встреч!»

Рис.8

Дети под музыку «В гостях у сказки» прощаются с Золушкой и принцем и возвращаются в группу. (Рисунок 8)

Используемая литература:

  1. М.В. Ильина Развитие вербального воображения – М., 2005.
  2. М.В. Ильина Развитие невербального воображения – М., 2003.
  3. И.и М. Галянт Пальчиковые игры // Дошкольное воспитание № 1-2003, с. 50.
  4. Л.Б. Фесюкова Воспитание сказкой – М., 2000.
  5. Сказка как источник творчества детей/ Науч. Рук. Ю.А.Лебедев – М., 2001.
  6. Е.Е.Кравцова Разбуди в ребенке волшебника – М., 1996.
  7. О.М.Дьяченко Развитие воображения дошкольника – М., 2008.
  8. И.В.Стародубцева, Т.П.Завьялова Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников – М., 2008.
  9. Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина Помоги принцу найти Золушку – М., 1994.