Цель: hазвитие творческого воображения, образного мышления, произвольного внимания.
Реализация образовательной области «Социализация»
- Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров.
- Развивать умение детей планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.
- Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами.
- Содействовать обогащению знакомой игры новыми решениями путем включения в нее продуктивной деятельности.
- Воспитывать артистические качества через раскрытие творческого потенциала.
Реализация образовательной области «Коммуникация»
- Поощрять попытки детей делиться с педагогом и сверстниками впечатлениями от прослушанной музыки.
- Развивать умение поддерживать беседу.
Реализация образовательной области «Чтение художественной литературы»
- Формировать умение внимательно и заинтересованно слушать загадки и правильно их отгадывать.
Реализация образовательной области «Художественное творчество»
- Развивать мыслительные операции в процессе восприятия предметов и явлений (анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение характерных признаков).
- Развивать изобразительные навыки, художественный вкус.
Реализация образовательной области «Музыка»
- Развивать у детей интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.
- Развивать умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание.
Предварительная работа:
- Лепка «мой любимый сказочный герой».
- Организация проекта совместной деятельности детей и родителей по созданию новогодней книги сказок. Организация конкурса книжек-самоделок новогодних сказок.
- Рисование «Волшебные ладошки».
- Рисование «Узнай в нарисованном сюжет»
- Рисование «Моя любимая сказка»
- Рассматривание иллюстраций к сказкам
- Сочинение сказки подгруппой детей
- Отгадывание загадок
Оборудование:
Две канатные веревки; мешок «волшебный», чепчик
доктора, красная шапочка, колпачок Буратино,
венок из цветов, шапочка поросенка, косынка,
ободок с изображением лука, монетка, гармошка,
шапочка лягушки, красивое перо; 7 картонных
ключей (формата А4) разноцветных, выполненных в
виде различных геометрических фигур – зеленый
ромб, оранжевая звезда, сиреневый квадрат, желтый
круг, синий овал, зеленый треугольник, красный
прямоугольник, коричневый замок; костюм принца,
костюм Золушки; карточки со схематическим
изображением деревьев и незаконченными линиями
неопределенного характера, карандаши простые и
цветные; карточки (формат А4) с изображением
сказочных героев.
Оформление зала соответствует королевству
сказок.
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ
Дети вместе с психологом входят в украшенный иллюстрациями из разных сказок зал под музыку «В гостях у сказки»
Психолог: Ребята, сегодня я приглашаю вас в королевство сказок. Но для того, чтобы попасть в сказку, нам необходимо пройти по мостику. Но мостик не простой, а волшебный: каждый из вас должен пройти по нему каким-нибудь необычным способом, не повторяя движений друг друга.
На середине зала символично двумя веревочками обозначен «мостик», дети проходят по нему своим индивидуальным способом, не повторяя движений друг друга: на одной ножке, вприсядку, хлопая в ладоши и т.п. (Рисунок 1)
Рис. 1
Психолог: Вот здорово, молодцы! Теперь мы с вами в сказке, но пока мы этого не почувствовали, потому что до сих пор остались Машами, Сашами, Васями. Чтобы почувствовать себя настоящими героями сказки, необходимо перевоплотиться в одного из них. А в этом нам поможет волшебный мешок. Глядите, вот и он.
В мешке лежат различные вещи, принадлежащие
сказочным героям:
- чепчик доктора, набор доктора – Айболит;
- красная шапочка – Красная шапочка;
- колпачок, золотой ключик – Буратино;
- венок из цветов – Дюймовочка;
- шапочка поросенка – Ниф-Ниф;
- косынка – Аленушка;
- ободок с изображением лука – Чиполино;
- монетка – Муха-Цокотуха;
- гармошка – Крокодил Гена;
- шапочка лягушки – Царевна Лягушка;
- перо красивое – Жар-птица.
Дети по очереди достают из мешка вещи и надевают их на себя, таким образом перевоплощаясь в сказочного героя. (Рисунок 2)
Рис. 2
Психолог: Вот теперь мы с вами в сказке по-настоящему! Потому что вы все стали сказочными героями. Ребята, посмотрите, а вот и еще один сказочный герой. Кто же это?
Из-за кулис выходит Принц
Психолог: Да, верно, это Принц.
Здравствуй, Принц!
Принц: Здравствуйте, ребята!
Психолог: Но почему ты такой грустный?
Принц: Потому что волшебник Вообразилий
Вообразильевич Вообразильев заточил Золушку в
башню с семью замками! А для каждого замка нужен
ключ, а ключ можно получить, выполнив сложное
задание. Но как же мне все их выполнить, я не знаю.
Вот поэтому я такой грустный. Наверное, я больше
никогда не увижу милой Золушки!..
Психолог: Ребята, давайте поможем
доброму Принцу!
Дети: Давайте!
Психолог: Тогда в путь! А на чем же нам
ехать?
Принц: А что если мы построим Летучий
корабль и на нем отправимся в путь?
Психолог: Построим летучий корабль? А
как это?
Принц: Ты будешь носом корабля, вы –
веслами, ты – мотором, вот и корабль готов! В путь!
Ребята создают летучий корабль (строятся
определенным образом) и под лёгкую музыку
отправляются в путешествие. (Делают круг по залу
под музыку)
Подходят к столу, на столе лежат карточки со
схематическим изображением деревьев и
незаконченными линиями неопределенного
характера, простые и цветные карандаши
Психолог: А вот и первое задание. Перед вами заколдованный лес. Волшебник накрыл его шапкой-невидимкой, поэтому многие растения и обитатели леса оказались невидимыми. Но кое-что вы можете разглядеть, наверное, потому, что шапка была маловата. Давайте попробуем расколдовать лес. Внимательно рассмотрите картинку, затем превратите все линии в законченные рисунки. Помните, что лес был необычайно красив и полон обитателей. (Рисунок 3)
Рис. 3
Дети выполняют задание. Во время выполнения задания гости, пришедшие на открытый просмотр занятия, играют в игру «Закорючки»: «Рисуем друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит» (Рисунок 4)
Рис. 4
Психолог: Молодцы, ребята! У вас
получились замечательные рисунки. Вы сумели
расколдовать лес! И поэтому получаете 1-ый ключ
для спасения Золушки!
Все ключи выполнены в виде различных
геометрических фигур разных цветов. Каждый ключ,
который получают ребята, психолог прикрепляет на
магнитную доску вокруг «волшебного» замка.
Принц: Послушайте, какая красивая
музыка! Мне кажется, мы близки к разгадке второго
испытания.
Психолог: Да, Принц, ты прав. Давайте
закроем глаза и представим то, о чем рассказывает
музыка.
Дети внимательно с закрытыми глазами слушают
музыку
П.И.Чайковского «Времена года. Зима»
Психолог: А теперь попробуйте рассказать то, что вам представилось во время звучания музыки.
Ответы детей.
Психолог: Здорово у вас, ребята,
получилось. Вы все очень красиво и образно
рассказали о музыке, которую услышали. А вот и
второй ключ в награду за исполненное задание.
Принц: Ребята, вы молодцы!
Психолог: А теперь подойдите ко мне,
давайте поиграем. Игра называется «Узнай по
описанию». Принц раздаст вам карточки, я буду
зачитывать описание предмета, а вы угадывать, что
это за предмет.
Все садятся на ковер, Принц раздает детям
карточки с изображением различных предметов,
психолог зачитывает описание того или иного
предмета, дети угадывают, что это за предмет.
Например:
- почтовый, бумажный, прямоугольный – конверт;
- белое, пушистое, легкое – облако;
- новая, интересная, библиотечная – книга;
- разноцветные, яркие, акварельные – краски;
- серая, пугливая, маленькая – мышка, и т.д.
(Рисунок 5)
Рис. 5
Психолог: Молодцы! Все предметы
угадали! Смотрите, за это вы получаете третий
ключ. Мы потихонечку приближаемся к нашей цели –
к освобождению Золушки.
Принц: А теперь, ребята, я приглашаю вас
на танец!
Психолог: Но танец будет необычным.
Когда звучит музыка, многим хочется танцевать.
Давайте попробуем представить и изобразить
танцы различных животных или даже предметов.
Взрослый задает тему и включает музыкальную запись.
Варианты тем:
а) танец бабочки; б) танец зайца; в) танец лошадки; г) танец слоненка; |
д) танец дерева; е) танец цветка; ж) танец конфеты; з) танец молотка; и) танец теста и т.п. |
Во время танца лошадки дети звонко цокают, тем самым выполняя артикуляционную гимнастику
Принц: Как вы все замечательно
танцуете! Я думаю, мы справились с заданием?
Психолог: И за это получаете еще один
ключ!
Принц: Ребята, вы все любите сказки, а
хорошо ли вы знаете героев различных сказок?
Психолог: Вот это мы сейчас и проверим.
Угадай героя сказки (загадки) (Приложение 1)
По мере отгадывания загадок каждый ребенок получает картинку с изображением отгаданного сказочного героя (Рисунок 6)
Рис 6
Психолог: Молодцы, ребята, всех героев
сказок узнали. За это мы получаем еще один ключ.
Психолог: Мы отгадали всех героев
сказочной семьи, а теперь сыграем в пальчиковую
игру «Семья могучая»
Пальчиковая игра «Семья могучая»
В одном лесу дремучем | покачать руками над головой – «деревья» |
Жила семья могучая | сложить ладони в «замок» |
У них был дом огромный | соединить пальцы – «крыша» |
И крыша с трубой темной | поднять средние пальцы – «труба» |
Из трубы в колечки дым | «колечки» из пальцев |
«Плим, плим, плим…» | пощелкать пальцами |
Психолог: Смотрите, за то, что мы так
хорошо выполнили задание – мы получаем еще один
ключ.
Принц: Ура! Нам осталось преодолеть еще
одно препятствие, и Золушка будет свободна!
Психолог: А теперь я предлагаю вам
отдохнуть… Ложитесь на коврик, как вам будет
удобно. Располагайтесь так, чтобы не мешать друг
другу.
Под музыку Карунеш психолог произносит
следующие слова тихим и спокойным голосом
Релаксационное упражнение «Волшебный сон» (Приложение 2) (Рисунок 7)
Рис. 7
Психолог: Молодцы! Мы неплохо отдохнули и со всеми заданиями справились! А вот и последний ключ от нашего замка! Ура!
Психолог прикладывает последний ключ к панно, замок открывается, под волшебную музыку выходит Золушка с корзинкой гостинцев.
Принц (безмерно рад): Милая
Золушка! Как я рад видеть вас! Эти замечательные
ребята помогли мне тебя освободить.
Золушка: Спасибо вам, милые ребята, что
освободили меня. Примите и вы в благодарность за
мое освобождение эти гостинцы.
Золушка угощает ребят сладкими гостинцами, дети благодарят Золушку.
Психолог: Ну что ж, ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Давайте вернем волшебному мешку все его дары.
Дети снимают с себя сказочную атрибутику, складывают все в волшебный мешок
Психолог: Давайте попрощаемся с Принцем и Золушкой, а сказке скажем: «До новых встреч!»
Рис.8
Дети под музыку «В гостях у сказки» прощаются с Золушкой и принцем и возвращаются в группу. (Рисунок 8)
Используемая литература:
- М.В. Ильина Развитие вербального воображения – М., 2005.
- М.В. Ильина Развитие невербального воображения – М., 2003.
- И.и М. Галянт Пальчиковые игры // Дошкольное воспитание № 1-2003, с. 50.
- Л.Б. Фесюкова Воспитание сказкой – М., 2000.
- Сказка как источник творчества детей/ Науч. Рук. Ю.А.Лебедев – М., 2001.
- Е.Е.Кравцова Разбуди в ребенке волшебника – М., 1996.
- О.М.Дьяченко Развитие воображения дошкольника – М., 2008.
- И.В.Стародубцева, Т.П.Завьялова Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников – М., 2008.
- Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина Помоги принцу найти Золушку – М., 1994.