«Раскрытие скобок». 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока:

  • Обучающие:
    • ввести понятие «раскрытия скобок»;
    • ознакомить с правилами раскрытия скобок;
    • повторить свойства действий над числами;
    • закрепить вычислительные навыки при работе с положительными и отрицательными числами.
  • Развивающие:
    • развивать логическое мышление;
    • развивать аргументированную математическую речь;
    • развивать умение выполнять сравнение и анализ, делать выводы;
    • развивать навыки самопроверки и объективной самооценки.
  • Воспитывающие:
    • воспитать навыки коммуникативности, культуры общения с товарищами, умение слушать и слышать других;
    • воспитать устойчивый интерес к предмету.

Оборудование урока:

  • карточки с заданиями для индивидуальной работы;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • компьютерная презентация (Приложение 1).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (слайд 3)

Проверка настроения: прием «Смайлики» (у каждого ученика на парте три карточки, нужно показать ту, которая соответствует настроению в данный момент).

Отличное
(готов к работе, хочу
получить новые знания)
Равнодушное
(мне все равно, научусь
я чему-либо или нет)
Плохое
(не хочу работать,
не хочу получать
новые знания)

II. Разминка

  • 2 отца и 2 сына съели 3 апельсина. Сколько апельсинов съел каждый? (Ответ: по одному) (слайд 4)
  • 6 картофелин сварились за 30 минут. За сколько минут сварилась одна картофелина? (Ответ: за 30 минут) (слайд 5)
  • У Саши 5 груш и 4 половинки. Сколько яблок у Саши? (Ответ: ни одного) (слайд 6)
  • У бабушки в корзине было 4 яблока. Как надо разделить эти яблоки, не разрезая их, поровну между 4 внуками, чтобы 1 яблоко осталось в корзине? (Ответ: одно яблоко отдать вместе с корзиной) (слайд 7)
  • Голова рыбы весит столько, сколько хвост и половина туловища, а туловище - столько, сколько голова и хвост вместе взятые. Известно, что хвост весит 1 кг. Что это за рыба? (Ответ: задача-шутка) (слайд 8)

Учитель: Надеюсь, ваше настроение стало лучше. И теперь с хорошим настроением  мы отправимся навстречу с новыми знаниями.

III. Сообщение темы урока

Учитель: Ребята, на парте у каждого из вас лежит карточка с кроссвордом. У каждого варианта свой кроссворд, в котором зашифрованы разные слова, объединив которые вы узнаете тему урока. В пустые клеточки кроссворда вы должны вставить слова, расположенные ниже, чтобы прочитать слово в выделенном прямоугольнике. Начинаем работу. Ребята, которые справились с заданием, поднимают руки.

Математический кроссворд

1 вариант

(грамм, метр, алгебра, делитель, кратное, цифры, математика, минус, квадрат)

2 вариант

(круг, дробь, график, треугольник, масштаб, геометрия) (слайд 9)

Учитель: Итак, тема нашего сегодняшнего занятия: «Раскрытие скобок» (слайд 10).

IV. Изучение нового материала

1. Подготовительная работа

Учитель: Вспомните, как к числу прибавить сумму двух чисел и разность двух чисел. Запишите эти свойства с помощью букв.

a + (b + c) = a + b + c
a + (b – c) = a + b – c (слайд 11)

Что мы только что сделали? Что произошло со знаками?
А теперь вспомните и запишите, как от числа отнять сумму двух чисел, разность двух чисел?

a – (b + c ) = a – b – c
a – (b – c) = a – b – c  (слайд 12)

А что мы сделали сейчас? Что произошло со знаками перед числами?

2. Работа над новой темой

Учитель: Преобразование выражений, содержащих скобки, таким образом, что их можно записать бес скобок, называют раскрытием скобок. Правила раскрытия скобок основываются на правилах сложения и вычитания, которые мы с вами сейчас вспомнили.

Прочитайте правила раскрытия скобок в учебниках. Вот как эти правила звучат в стихах:

Перед скобкой + стоит
Он о том и говорит,
Что ты скобки опускай,
Да все числа выпускай! (слайд 13)
Перед скобкой – строгий
Загородит нам дорогу.
Чтобы скобки убирать,
Надо знаки поменять! [1] (слайд 14)

Физкультминутка (слайд 15)

Учитель: А теперь давайте немного отдохнем. (Физкультминутка проводится с помощью видеофрагмента, скаченного с сайта videouroki.net (Приложение 2)) [2]

V. Закрепление изученного материала (слайд 16)

Учитель: Отдохнули? А теперь давайте поработаем (работа у доски и в тетрадях).
Выполнить №1234, с. 216 из учебника.
Учитель: Какой раскрыть скобки, перед которыми стоит +?
Выполнить №1235 из учебника.
Учитель: Как раскрыть скобки перед которыми стоит ?

Самостоятельная работа на карточках с последующей самопроверкой.

1 вариант

c (a + b)
c + (a + b)
c ( a – b)
(a – b) + (c – d)
x + (y – z) (s + v)

2 вариант

c (a – b)
c + (a – b)
c ( a + b)
( a + b) (c – d)
x (y + z) + (s v)

Учитель: А теперь выставляем себе оценки. 3 правильных задания – «3», 4 задания – «4», 5 заданий – «5». (Оценки по желанию учителя выставляются в журнал)

VI. Подведение итогов урока

Учитель: Тема нашего урока была: «Раскрытие скобок». Расскажите основные правила, с которыми мы сегодня познакомились.
А теперь давайте проверим, изменилось ли ваше настроение к концу урока? У вас на партах по-прежнему лежат смайлики. Поднимите смайлик, соответствующий вашему настроению. (слайд 17)

Отличное
(урок понравился,
все понял)
Равнодушное
(я не все понял,
у меня были ошибки)
Плохое
(я ничего не понял)

Учитель: Я вижу, ваше настроение улучшилось, как и мое. Все сегодня замечательно потрудились. Спасибо всем за работу.

VII.  Домашнее задание (слайд 18)

Выучить правила раскрытия скобок. № 1254, 1255, 1256 из учебника.

Список литературы

1. Выговская В. В. Поурочные разработки по математике: 6 класс. – М.: ВАКО, 2012. – 544 с. – (В помощь школьному учителю).
2. Интернет-сайт videouroki.net