К сожалению, в настоящее время, количество учащихся начальных классов, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Это дети, относящиеся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации.
По результатам исследований готовности первоклассников к обучению у 15-20% детей были недостаточно сформулированы предпосылки учебной деятельности. К письму оказались не готовы около 50% первоклассников, нарушения звукопроизношения были выявлены у 23% детей, испытывали трудности в общении – 10-15% детей. По данным аналогичного исследования, проведенного московским центром качества образования в 2012г., к письму были не готовы 45, 1% детей, имели нарушения звукопроизношения 21,5%, испытывали трудности в общении 10,9% первоклассников. Помощи учителей-педагогов нуждался каждый пятый первоклассник. По различным данным распространённость нарушений письма среди учащихся 2-4 классов составляет от 10 до 30%. Большая часть этой категории учащихся – дети с нарушениями речи.
В соответствии с требованиями Стандарта начального общего образования деятельность образовательной организации должна быть направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения всеми обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Анализируя вышесказанное понимаем, что
существует часть детей, которая обязательно
нуждается в специальных формах и методах
педагогического воздействия.
В данной работе мы предлагаем рассмотреть
накопленный нами опыт в вопросе повышения
успешности обучения таких «проблемных»
школьников через создание системы работы по
взаимодействию педагогов.
Это взаимодействие осуществляется через чёткую организацию коррекционно-педагогической и образовательно-воспитательной деятельности, через систематизацию материала по всем её функциональным направлениям (образовательному, диагностическому, коррекционно-развивающему, консультативному, просветительскому и т.д.). В такой работе используется потенциал каждого специалиста, объединяются усилия всех субъектов педагогического процесса, устраняется разобщенность в работе, т.е. организуется комплексный подход к обучению детей.
Одной из актуальной теоретической и практической задачей нашего учебного учреждения, ГБПОУ МГТТиП, а именно работы кафедры начальной школы, является повышение эффективности процесса взаимодействия педагогов с целью совершенствования речевых навыков детей, успеваемости по русскому языку.
Процесс взаимодействия, который с одной стороны представлен учителем-логопедом, с другой – учителем начальных классов, рассматривается как деятельность, которая оказывает только положительное воздействие на обучение ребёнка с речевыми трудностями. Рассматривается как необходимое средство оптимизации всего учебного процесса. Объединение знаний, опыта специалистов обеспечивает положительный результат при обучении и воспитании младших школьников. Безусловно, работа базируются на сотрудничестве, системности и вдумчивости к подходу, ясности общей картины деятельности и высвечиванию тех проблем, которые могут появляться. В учебный процесс включены специфические технологии устранения речевых нарушений, учитываются этиологические, патогенетические и структурные характеристики.
Нам бы хотелось поделиться накопленным опытом совместной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов при проведении уроков обучения грамоты, а также предложить вашему вниманию конспекты уроков в рамках процесса взаимодействия этих специалистов.
Такие уроки проводят сразу два педагога: учитель начальных классов и учитель – логопед. С нашей точки зрения, данные уроки не только способствуют предупреждению, устранению и коррекции ошибок детей в устной речи, но и развитию интереса к учебной и речевой деятельности в целом, повышению эффективности усвоения знаний, способствуют формированию УУД.
Совместно разрабатывая конкретную тему урока по обучению грамоте, педагоги отбирают лексику, анализируют материал, на котором будет проводиться её закрепление; рассматривают, какие грамматические категории естественно вписываются в данную тему; проводят подбор дидактических и ролевых игр. Деятельность каждого педагога в рамках взаимодействия разграничена в зависимости от его профессиональной деятельности.
Как правило, такие уроки мы проводим с использованием презентации в программе Power Point. Такие уроки не могут не преодолеть школьную неуспеваемость детей.