Тип урока: Урок изучения нового материала
Основной метод урока: Объяснительно-иллюстрированный
Исходный уровень знаний: Учащимся уже известны некоторые знания и умения о сверлении, знакомы с Т.Б. при сверлении.
Цели урока: закреплять знания и умения в определении основных элементов сверла и сверлильного станка, уметь планировать свою работу при сверлении.
Задачи урока:
- Образовательные: обобщать знания по темам: разметка, рубка, сверление; тренировать навыки по разметке, сверлению и обработке детали по разметке;
- Развивающе-корригирующие: развивать и корригировать устойчивое внимание, зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании и различении, зрительную и двигательную память, устную речь, мелкие мышцы рук; развивать аналитические умения на основе выполнения работы по плану; совершенствовать измерительные навыки; развивать скоординированность движений при работе; развивать понятийный аппарат через использование специальной технологии;
- Воспитательные: воспитывать аккуратность, трудолюбие, доброжелательность, вежливость, бережное отношение к инструменту и оборудованию;
- Здоровьесберегающие: следить за правильной посадкой и осанкой при работе;
- Диагностические: учащиеся должны уметь отличать хвостовики у свёрл: цилиндрические от конических, и уметь применять их на практике. Должны знать устройство сверла и сверлильного станка.
Предполагаемые отклонения: Тарасов И., Чифин М., Колесников Е., могут испытывать некоторые затруднения на этапах повторения, при выполнении практической работы.
Пути устранения: постоянный контроль и помощь учителя, и помощь товарищей (работа в парах с сильными учащимися).
Материально-техническое оснащение урока: чертеж; образец; разметочный и рабочий инструмент, свёрла; словарь; плакаты; карточки-тесты; карточки-задания; детали; заготовки; приспособления; станочное и слесарное оборудование; интерактивная доска, презентация в Microsoft PowerPoint, работа учащихся с 6 мышками.
Наглядные пособия: плакаты 6.0.09, 6.1.50, инструменты и приспособления: линейки, штангенциркули, прижимная планка, струбцины, сверло, круговая пила, сверло-резец “балеринка”, тиски, глухое отверстие в разрезе, словари 8.0.11, 8.0.13.
Раздаточный материал: заготовки, карточки-задания 7.1.7, дидактический материал 7.2.12, 7.3.1, ШЦ-1, свёрла, линейки, технологические карты.
Оборудование: образец 7.7.18, чертёж 3.7.18, измерительный инструмент, инструкции по технике безопасности, тетради, станочное оборудование, различные свёрла, пёрки, кольцевые свёрла, чертилки, машинные тиски, кернеры, упорная втулка.
Межпредметные связи: черчение, математика, чтение.
Литература для учителя:
- Патракеев В.Г. - Преподавание слесарного дела в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. - М. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003г. стр. 169.
- Макиенко Н.И. - Практические работы по слесарному делу. - М. “Высшая школа” стр.75.
Литература для учащихся: Спиридонов И.Г. и др. - Слесарное дело. 5-6 класс. - М. “Просвещение” стр.66.
Ход урока
ЭТАПЫ УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ В ХОДЕ РАБОТЫ |
I.Организационный момент | Определить отсутствующих; Организовать внимание; Настрой учащихся на работу; Труд освобождает нас Доведение до учащихся плана занятия. |
Надеть халаты; Взять тетради, заготовки; Занять свои места за столом. |
Подготовка учащихся к работе на
уроке; Мобилизация внимания; |
II. Повторение, актуализация знаний. Беседа. | Рассказать о профессии слесаря
(ремонтник, монтажник, электрик, сантехник,
инструментальщик и др.); Что называется разметкой? Назвать разметочный инструмент Что называется припуском на обработку? Что называется сверлением? |
Учащиеся слушают, отвечают на вопросы | Активизировать познавательные
интересы учащихся; Нацелить на осознанную работу на уроке; Выявлять и корригировать пробелы в ответах. |
III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала | 1. Определить размеры пластины а) на глаз; б) линейкой. 2. Написать по памяти слова из словаря на тему “сверление”. 3. Показать устройство сверлильного станка. 4. Определить нерабочий инструмент по слайдам. |
Определяют параметры пластины,
записывают в карточку; Пишут слова на тему “сверление”. Показывают устройство сверлильного станка. При помощи мышек находят нерабочий инструмент. |
Выявить и корригировать умения в
определении размеров детали; Проверить знания учащихся в правильном написании слов по теме “сверление”. Выявить и корригировать умения в определении устройства сверлильного станка и нерабочего инструмента. |
IV.Основной этап- объяснение нового материала | Показать на слайдах свёрла,
применяемые в слесарном деле, а также их
разнообразие. Напомнить о важности операции сверление, как на производстве, в строительстве, бурят скважины и в быту. В слесарном деле применяют спиральное сверло. Показать его устройство. Продолжить заполнение технологической карты совместно с учениками. Показ на слайдах. |
Учащиеся слушают объяснение
учителя, приводят примеры применения сверления,
определяют элементы сверла и сверяют их по
карточке. Продолжают заполнение технологической
карты. Операции: разметка отверстий; распиливание отверстия. |
Применять ранее полученные знания на новом объекте работы. |
физкультминутка | Объявить физкультминутку. Объяснить и показать выполнение упражнений для суставов рук, плеч, локтей. | Выполняют упражнения | Чередовать статические и динамические упражнения, улучшающие физическое и психическое состояние учащихся. |
V. Закрепление полученных знаний | Провести опрос по составленной
технологической карте. На слайдах определить элементы сверла. (Рисунок 1). |
Комментируют составленную
технологическую карту. При помощи мышек находят элементы сверла. |
Выявить и корригировать умение владеть технологической картой и знание устройства сверла. |
VI. Инструктаж по технике безопасности | Рассказать о технике безопасности при сверлении | 1. Надёжно закрепить инструмент
и деталь; 2. Не прикасаться к вращающимся частям станка; 3. Подводить сверло плавно; 4.По окончанию работы выключить станок и очистить его щёткой-смёткой |
Выявлять и корригировать пробелы в ответах. |
VII. Практическая работа | Целевой обход: - правильность организации рабочего места; соблюдение правил ТБ; - правильность выполнения работы; - оказание помощи обучающимся (индивидуально); |
Изготовляют молоточек согласно технологической карте, самостоятельно выбирают разметочный, режущий, контрольный инструмент. | Закрепить полученные знания, навыки, умения на практике. |
VIII. Подведение итогов | Тестировать по слесарной тематике; Произвести разбор проделанной работы, сделать выводы, оценить работу на уроке; Поставить вопросы и задачи на следующий урок |
Отвечают на вопросы тестов; Отвечают на поставленные учителем вопросы. |
Выявить уровень знаний
тестированием; Выявить уровень готовности к следующему уроку; Оценить деятельность всего класса и каждого ученика. |
Рис. 1