Ход занятия
І. Вводное слово учителя.
- В рамках Рождественских чтений, сегодня, ребята, мы проведём заочную экскурсию в Троице Сергиеву Лавру.
- А вы как понимаете слова – заочная экскурсия?
ЗАОЧНЫЙ, -ая, -ое. Осуществляемый вне непосредственного контакта с кем-нибудь. (Ожегов Сергей Иванович).
ЗАОЧНЫЙ. Происходящий в отсутствие того лица, которое имеет отношение к действию (по Ушакову Дмитрию Николаевичу).
Заочный. Не требующий постоянного посещения занятий, опирающийся на самостоятельное изучение предмета (Малый академический словарь).
- Чтобы провести её, весь класс проделал большую работу: самостоятельно познакомились, с чьим именем связана Лавра, какой жизненный путь проделал этот человек, какое влияние оказывал на окружающих, какое наследие оставил после себя. Класс разбился на группы, выбрали микротему, которую хотели бы осветить на занятии, подобрали материалы из различных источников, продумали, каков будет результат труда (презентация, рисунки, видеофильм, фото с места, выставка книг, интервью). Слайд 1, 2.
ІІ. Проектная работа.
1. Вступительное слово учителя.
- Свято Троице Сергиева Лавра. Дух захватывает, когда только подходишь к ней, смотришь на неё издали, слышишь густой звон колоколов. Миллионы людей со всего мира съезжаются сюда - одни помолиться, другие - почувствовать сердцем русскую историю, третьи - просто посмотреть на эту несказанную красоту. В дни памяти преподобного Сергия (18 июля и 8 октября) на всей обширной территории монастыря яблоку негде упасть, но на всех лицах сияет праздник и всё ликует. И, глядя на этот символ мощи и красоты России, на Лавру, мы редко можем себе представить, что всё это великолепие началось с одного человека. И не просто началось с него, а создано им. сегодня вспомним: бедный бревенчатый храм, построенный своими руками, бревенчатые кельи, чаща леса… Но давайте всё по порядку. Слайд 3, 4, 5.
2. Работа 1-й группы. Сергий Радонежский. Детство (выступление с презентацией).
Будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своём поместье недалеко от Ростова, где отец его, боярин Кирилл, состоял на службе у князя. Родители его были очень благочестивыми, старались всегда помогать бедным. Особенно они были ласковы к странникам, к бездомным. Они принимали нищих, кормили, поили и оставляли у себя ночевать. У них было несколько детей — Стефан, Варфоломей и Петр. Мать заметила, что средний был особенным мальчиком с самого рождения, непохожим на других. Родился в селе Варнице неподалёку от Ростова Великого. В каком году это было, точно не известно. Русская Церковь традиционно считает его днём рождения 3 мая 1314 г. Слайд 6
Младенец появился на свет здоровым. Когда мальчика крестили, дали ему имя Варфоломей. Родители рассказали священнику о троекратном крике младенца из утробы. Священник же сказал, что мальчик будет слугой Святой Троицы. Уже в младенчестве Варфоломей был великим постником. На седьмом году жизни Варфоломея родители отдали учиться грамоте. Школа эта была при церкви. В то время люди в России были очень богомольны: любили длинные церковные службы, хорошее пение. Азбука тогда была без всяких картинок и стишков, учиться по ней было не так легко. Учителя обычно строго наказывали детей, которые плохо занимались. Часто ставили их в угол, на колени, и детям было стыдно, когда товарищи над ними смеялись, а родители очень огорчались, если дети их плохо умели читать. Вместе с Варфоломеем учились и два брата его: Стефан и Петр. Братья обучались успешно, а Варфоломей далеко отставал от них. Он старался всеми силами, даже плакал потихоньку ночью, так ему было грустно, что не дается ему эта трудная азбука, горячо и усердно молился и просил: “Дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту; научи Ты меня, просвети и вразуми!” Но грамота все же ему не давалась. Слайд 7
В свободное время мальчики, хотя еще и небольшие, но уже помогали своим родителем, чем могли. У боярина Кирилла было несколько лошадей, которых мальчики отводили в поле и обратно. Однажды отец послал маленького Варфоломея одного в лес за лошадьми. Это поручение пришлось особенно по душе мальчику, любившему уединяться от людей. Пришёл Варфоломей туда, где всегда паслись их лошади, и видит — нет их. Мальчик долго искал лошадей, даже устал. Он не стал кричать и плакать, как другие дети, а только молился.
Идя по дороге, мальчик увидел под дубом старого человека, молящегося на коленях. Отрок тихо подошел к нему и стал терпеливо ждать окончания молитвы. Старец поднялся с колен и спросил мальчика: “Что тебе надобно, чадо?” С детской простотой поведал старцу свое сердечное горе: “Больше всего желала бы душа моя научиться читать”. Старец же вознес руки к небу, поднял свои глаза на небо, прочитал надлежащую молитву, а по окончании ее благословил Варфоломея и дал поцеловать свой крест. Старец дал отроку кусок просфоры и сказал, что отныне Варфоломей будет даже лучше знать грамоту, чем его братья и сверстники. А тут вдруг вышли и лошади на лужайку. Слайд 8
После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. Дома после ужина, старец велел Варфоломею взять книгу и читать.
— Да я же не умею читать, — сказал чуть не плача. Но старец открыл книгу и еще раз велел читать. Тогда мальчик, всегда послушный старшим, взял в руки псалтирь начал читать совсем хорошо и правильно. С отроком произошла чудная перемена. С того времени, какую бы книгу ни раскрыл он, тотчас же начинал читать ее без всякого затруднения, понимая и смысл того, что читал. После этого случая он скоро опередил в учении как братьев своих, так и прочих товарищей.
Через несколько лет Варфоломей начал строго поститься и молиться по ночам. Мать пыталась уговорить мальчика, чтобы он не губил свою плоть излишним воздержанием, но Варфоломей не играл с другими детьми, а часто ходил в церковь и читал святые книги. Никогда он не сердился на братьев, даже когда они его обижали, сам никого не обижал, не жаловался на других, все кротко терпел и не плакал. При виде бедного и несчастного — отдавал все, что было под руками. Он одинаково любил всех людей, никогда не впадал в ярость, не обижался, не позволял себе слабости. А когда ему хотелось улыбнуться (ведь и это бывает нужно), он делал это с великим целомудрием и сдержанностью. Слайд 9
Великий боярин ростовский Кирилл — отец Варфоломея — под конец своей службы обнищал. Когда ему было 15 лет, его родители Кирилл и Мария переселились в село Радонеж, которое находилось недалеко от Москвы. Там он со всею семьёй поселился около церкви в честь Рождества Христова, на месте которого теперь храм Преображения Господня. Переехав в Радонеж в семье боярина Кирилла, появился относительный достаток. Достигли совершеннолетия сыновья. Старший Стефан женился. Внешне красивый Варфоломей же всякую мирскую суету попирал. Со временем женился и младший из сыновей Кирилла, Петр. А Варфоломей не захотел жениться. Он всей душой стремился к иноческой жизни. И чем старше становился, тем больше его тянуло в лес, чтобы там быть совсем одному и молиться.
3. Выступление 2-й группы. Житие Сергия в селе Радонежском (рассказ детей, слайды презентации, рисунки, поделки).
Начало монашеской жизни Сергия Радонежского и образование Троице-Сергиева монастыря
Сергий Радонежский (в миру Варфоломей; 3 мая 1314 — 25 сентября 1392 - монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева Лавра), преобразователь монашества в Северной Руси. Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской.
Еще при жизни родителей в душе Варфоломея возникло и укрепилось желание
посвятить себя монашеской жизни. Достигнув двадцатилетнего возраста, он решился постричься в монахи. Родители не возражали, но просили дождаться их смерти: “Братья Варфоломея жили отдельно своими семьями, и он был единственной опорой своих родителей в годы болезненной старости”.
Через два-три года он похоронил отца и мать, которые, следуя распространенному в то время на Руси обычаю принимать иночество под старость, незадолго до смерти приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьково - Покровском монастыре, который располагался в трех верстах от Радонежа. Слайд 10
После смерти родителей Варфоломей сам отправился в этот монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к “строжайшему монашеству” и пустынножитию, он оставался здесь недолго, и, убедив брата, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора. Там он построил небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм Святой Троицы. Слайд 11, 12
Его брат, не выдержав слишком сурового и аскетического образа жизни, уехал в Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Оставшись в полном одиночестве, Варфоломей призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников Сергия и Вакха. В то время ему было 23 года.
Года через два или три к нему стали стекаться иноки. Образовалась обитель, которая оформилась как Троице-Сергиев монастырь, и Сергий был её вторым игуменом, подававшим всем пример своим смирение и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла. В обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и заканчивая князьями. Многие люди селились по соседству и жертвовали монастырю свое имущество. По словам одного современника, Сергий “тихими и кроткими словами” мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей. Слайд 13
Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда. Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой, восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре строгое общинножитие (киновию). По этому совету и с благословения митрополита Алексея, Сергий ввел в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший Радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался. Слайд 14, 15
Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыни. Там воспиталось дружное братство, производившее глубокое назидательное впечатление на мирян. В бытность Сергия Радонежского все иноки, невзирая на свое происхождение, были равны между собой и перед богом, восхождение по иерархической лестнице осуществлялось только благодаря личностным заслугам иноков. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей, и во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками, а также его духовными собеседниками. Слайд 16
Схима - высшая монашеская степень. Параман - одежда монаха.
Давайте посмотрим, какие ваши слайды по этой теме вошли в общую презентацию.
(см фото 10 “Урок-проект Радонежский”). Презентация отключается на время работы 3 группы.
4. Работа 3-й группы. Куликовская битва (рассказ детей, слайды презентации, рисунки, карта битвы).
Здесь в 1380 году отец Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшегося на сражение с Мамаем.
Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Этими иноками были Александр Пересвет и Родион (имя в иноческом постриге) Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую схиму (высший монашеский чин).
По наиболее распространённой версии, перед началом битвы Пересвет участвовал в традиционном “поединке богатырей”. Со стороны татар ему противостоял богатырь Челубей (по другим версиям — Челибей, Темир-Мирза либо Таврул). По преданию, Челубей не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Некоторые источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком, которого татарские войска наняли специально для подобных поединков. Оба противника были на конях, вооружение составляли копья. После первого же столкновения копья обоих переломались, после чего оба поединщика рухнули на землю и скончались.
Существует также другая версия поединка, в соответствии с которой Пересвет и Челубей пронзили друг друга копьями. В соответствии с этой версией, копьё мастера конных поединков Челубея было на метр длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла. Александр Пересвет пошёл вопреки логике поединка — сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой схиме (монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды). Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Получив смертельную рану, он продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там умер. Сразу после гибели поединщиков началась сама битва — татарская конница атаковала Передовой полк русских войск.
Родио?н Осля?бя (в монашестве Андре?й) — легендарный монах-воин, земляк Пересвета, инок Троице-Сергиевского монастыря. Причислен к лику святых. По наиболее распространённой версии, Родион Ослябя, как и Пересвет, погиб в Куликовской битве. Однако некоторые источники позволяют предположить, что не позднее 1389 года Ослябя ездил в Царьград в составе посольства московского Дмитрия Донского для оказания помощи Византии, пережившей опустошительные набеги турок.
Есть история, что в ходе битвы Дмитрий Донской получил ранение и упал с коня. Ослябя перенёс его в безопасное место, переоделся в его доспехи, и вновь повёл войско вперёд, таким образом, повлияв на ход битвы. После битвы тело Пересвета вместе с телом Осляби было доставлено в Москву и погребено рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (тогда ещё деревянным) в “каменной палатке”.
(см фото 11 “фото Урок-проект Радонежский”)
5. Проверка запоминания исторических имён и событий. Задание от 3 группы.
В предложениях пропущены имена и важные предметы истории. Дети вспоминают услышанное и прочитанное самими, восстанавливают предложения. Слайды 17-22.
Отец Сергий благословил войско князя Дмитрия перед сражением с Мамаем.
Преподобный Сергий благословил князя Дмитрия Донского и отправил с ним двух иноков, хорошо владеющих оружием.
Этими иноками были Александр Пересвет и Родион Ослябя.
Поединок Челубея и Пересвета перед Куликовской битвой.
В ходе битвы Дмитрий Донской получил ранение и упал с коня. Тела Пересвета и Ослябя были погребены рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы.
6. Выступление 4-й группы. Троице Сергиева Лавра (рассказ детей, презентация, интервью).
Теперь давайте послушаем, как исторически менялась церковь во имя Святой Троицы, как она выглядит сегодня. Слушайте и смотрите внимательно, чтобы потом легко ответить на вопросы с фото. (На фоне звона колоколов и обзорного видео начинают рассказ).
а) Одно из самых красивых мест России - Троице-Сергиева Лавра. Дух захватывает, когда только подходишь к ней, смотришь на неё издали, слышишь густой звон колоколов. В радостной красоте Троице-Сергиевой Лавры, в ликовании её куполов, храмов, стен мы не увидим снаружи ничего, что было бы “как при Сергии”. Всё нынешнее здесь построено после его кончины. Но в обители ВСЁ построено “при Сергии”, потому что монахи Лавры живут в его присутствии, дышат его духом, чувствуют его покровительство и наставление. Основанная Сергием Троицкая обитель осталась главным из русских монастырей. Великие князья и цари имели обычай ежегодно ездить к Троице на праздник Пятидесятницы и, кроме того, считали долгом отправляться туда перед каждым важным делом и просить содействия и заступничества чудотворца Сергия. Делали они сюда богатые вклады. А ходить к “Троице-Сергию” в старой России полагалось пешком. Из Москвы это обычно был двухдневный переход. Слайд 23, 24
Расскажем немного о храмах обители.
б) Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном “в честь и похвалу” основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому. В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия – главная святыня обители. Слайд 25, 26
Троицкий собор - сравнительно небольшое, скромное и строгое здание. Он украшался на протяжении веков.
Расписывал собор Андрей Рублёв - величайший русский иконописец. Тогда-то и была создана гениальная “Троица” - главная храмовая икона собора. Ныне подлинник иконы находится в Третьяковской галерее, а копия - в Троицком соборе. Слайд 27.
Андреем Рублёвым была создана монастырская мастерская иконописи. С начала XV века в Троицком монастыре действовала мастерская по изготовлению книг. Книги переписывали, украшали заставками и миниатюрами, переплетали. Здесь же, в монастыре, сформировалась одна из древнейших в России библиотек, в которой хранили сотни драгоценных рукописей.
в) В 1476 году рядом с Троицким собором была возведена кирпичная Свято-Духовская церковь. В одном здании были соединены храм и колокольня. Её строили псковские мастера, и в отдельных частях храма использованы характерные псковские архитектурные мотивы. Слайд 28
Ко времени Ивана Грозного разросшийся монастырь уже нуждался в новом, более просторном главном храме. В 1554 году на средства царя был заложен Успенский собор, по образцу Успенского собора Московского Кремля. Его строительство велось двадцать шесть лет. Это самый большой храм Троицкого монастыря, но поставлен он так, что его торжественное величие не подавляет собой другие, более древние и меньшие по размерам постройки монастыря. Слайд 29
В ХVІІІ веке в алтаре Успенского собора был установлен большой крест. Он обозначал то место, на котором юный Пётр Великий искал спасения во время бунта. Предание рассказывает, что один из ворвавшихся в храм стрельцов хотел поразить царя ударом ножа, но был удержан своими товарищами.
Роспись собора относится к концу XVII века.
г) В 1540-1550 годах монастырь опоясали мощные каменные крепостные стены, построенные по образцу московского Китай-города, с десятью башнями, рвами и надолбами. Толщина стен - от 6 до 10 метров, они образуют неправильный четырехугольник. Протяжённость их составляет около 1200 метров, высота - от восьми до четырнадцати метров. Стены прорезают линии бойниц нижнего, среднего и верхнего боя. Это было мощное оборонительное сооружение, пережившее не один бой. Главным испытанием была осада монастыря в 1608-1610 годах. Верная заветам святого Сергия обитель, с недостаточными силами, благодаря лишь стойкости и мужеству оборонявшихся, успешно выдержала 16-месячную осаду поляков, воодушевив тем самым русский народ на освобождение Москвы. В Троицкой Лавре получили благословение вожди земского ополчения Минин и Пожарский, шедшие к Москве. Слайд 30
д) Вскоре после Смуты началась перестройка монастырских укреплений. Стены были надстроены, а часть башен переложена заново. Над главным входом в монастырь - Святыми вратами - в 1693-1699 годах построен храм Иоанна Предтечи. Слайд 31, 32
Частые царские посещения заставили построить в монастыре так называемые Чертоги - царские палаты. Это большое здание ярко расписано “в шашку” (“в шахмат”) и украшено многоцветными изразцами. Одновременно с Чертогами была возведена новая трапезная (1682-1692). 33
С 1744 года Троице-Сергиев монастырь стал именоваться Лаврой.
В 1747-1767 годах архитектором Дмитрием Ухтомским была построена небольшая церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери. Она выделяется своей округлой формой, балконами-крыльцами с балюстрадами. Слайд 34
В те же годы по проекту ведущих тогдашних архитекторов была построена знаменитая монастырская колокольня. Слайд 35. Нижняя часть колокольни массивная, зато её верх, тающий в небе, удивительно лёгок, почти воздушен. Венчает колокольню оригинальная главка в форме золотой раковины. Высота колокольни - 88 метров. На ней было устроено 42 колокола (позднее 50). В 1759 году на колокольню был поднят Царь-колокол (Слайд 36) весом в 64 тонны. Колокол “Годунов” весил 32 тонны, а “Корноухий” - 20 тонн.
Специально для лаврской колокольни были изготовлены часы с курантами. Они безотказно прослужили 120 лет и были заменены в 1905 году на ныне существующие. Слайд 37
е) С приходом Советской власти для Лавры наступили чёрные дни. В 1919 году вся монастырская братия была арестована. Троицкий собор и другие храмы были опечатаны.
Лавра превратилась в музей. В советское время в Лавре размещались академия, курсы-школа и институт народного образования. В бывшей трапезной был устроен тир, в других помещениях - столовая, клуб. Были уничтожены колокола и древние пушки, из которых в 1609 году защитники монастыря стреляли по осаждавшим Лавру войскам.
В декабре 1929 - январе 1930 годов были сброшены с Лаврской колокольни колокола-гиганты “Корноухий”, “Годунов”, “Царь-колокол”, а с ними ещё два десятка колоколов. После возрождения Лавры колокольный звон в ней возобновился, но таких колоколов, как прежде, уже негде было взять.
После Великой Отечественной войны Троице-Сергиева Лавра была возрождена и на протяжении многих лет оставалась одним из восемнадцати действовавших монастырей. И теперь, когда монастырей в России снова сотни, она остаётся главным из них, а преподобный Сергий - “игуменом Русской земли”. Слайд 38, 39.
Совсем недавно возрождены Лаврские большие колокола. Их не пытались воссоздать заново, а отлили близкие к ним, звучание которых соотносится таким же образом. 20-тонного “Корноухого” заменил 27-тонный “Первенец”, 32-тонного “Годунова” - “Благовестник” в 32 тонны. Новый “Царь-колокол” весит 72 тонны, высота его - 4 метра 55 см, диаметр - 4 метра 42 см. Это самый большой колокол в России.
Интервью людей, побывавших в Троице Сергиевой Лавре и поделившихся своими впечатлениями. Слайд 40 (отдельно “Мой фильм”)
ж) Троице-Сергиева Лавра. Именно здесь бьётся сердце Руси, здесь живёт её душа. Проходят века, и нарастает богатство и великолепие обители. Преподобного Сергия называют “игуменом земли Русской”: Троице-Сергиева Лавра - сердце этой земли, которую стали называть Святой Русью, и для всей Святой Руси преподобный Сергий жив точно так же, как в те годы, о которых повествует житие, - и невидимо управляет ею. Слайд 41
7. Задание от 4 группы - вопросы по соборам Троице Сергиевой Лавры.
Ученики задают вопросы, в помощь – слайд с фото.
- Собор, где в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия – Троицкий. Слайд 42
- Гениальная главная храмовая икона собора, созданная Андреем Рублёвым - “Троица”. Слайд 43
- Его строительство велось двадцать шесть лет. Это самый большой храм Троицкого монастыря - Успенский собор. Слайд 44
- Вход в монастырь - Святые врата. Слайд 45
- Частые царские посещения заставили построить в монастыре – царские палаты и трапезную. Слайд 46
- Нижняя часть этого строения массивное, зато его верх, тающий в небе, удивительно лёгок, почти воздушен. Её венчает оригинальная главка в форме золотой раковины. Это монастырская колокольня. Слайд 47
ІІІ. Видеоэкскурсия “Троице Сергиева Лавра”.
Без преувеличения, все, что мы имеем лучшего в культуре и духовности России, - и “Троица” Андрея Рублева, и белокаменные соборы, и огромное литературное наследие, - все это является преломлением и переосмыслением того благодатного опыта, который приобрел, накопил и преумножил великий Радонежский инок.
Давайте же посмотрим на красоту этих храмов, порадуемся звону колоколов, восхитимся мастерству и таланту людей, создавших и сохранивших этот монастырь, жемчужину русского национального духа, культуры, истории. Видеофильм.
- Обзор Троице-Сергиевой Лавры с высоты птичьего полёта (1:50 – 2:15).
- Троицкий собор (8:20 – 13:05).
- Свято-Духовская церковь (15:20 – 16:20).
- Успенский собор (16:20 – 16:45, 19:00 -24:55).
- Источник со святой водой (26:25 – 27:00).
- Башни крепостной стены (27:00 – 30:45).
- Трапезная (34:27 – 36:50).
- Колокольня (36:55 – 38:50).
- Колокольный звон (заключение) (47:45 – до конца).
Продолжительность фильма 23:17.
ІV. Рефлексия занятия.
- Понравилось ли вам занятие ребята? Какие чувства у вас возникли от услышанного, увиденного?
- Как вы оцениваете свою подготовку к занятию? Прошу выступить руководителей групп (желательно услышать полученный результат работы над микротемой).
- Какое наследие оставил после себя Сергий Радонежский?
Непосредственными учениками великого старца было более двадцати монахов, которые основали в целом около 40 монастырей! Из этих обителей, в свою очередь, выходили новые подвижники, которые дали России еще приблизительно полсотни иноческих общин.
Все иноки жили от своего труда, были смиренны, равны друг перед другом, благочестивы, любили всех людей, помогали бедным.
И в годы Смуты, и в лихолетье раскола, и в бурю Петровских реформ, и в пышный век дворцовых переворотов, и в “просвещенное” XIX столетие, и в годы большевизма игумен Сергий оставался тем самым идеалом, который вдохновлял на подвиг.
- Конечно, чтобы рассмотреть красоту архитектурного ансамбля храмов, узнать обо всём наследии Сергия Радонежского, недостаточно ни слов людей, побывавших в монастыре, ни нашей замечательной подготовки, ни виртуальной экскурсии, ни, тем более урока. Мы, конечно, завтра закончим виртуальную экскурсию по храмам Троице Сергиевой Лавры. Но, надеюсь, что и с родителями, и с учителями в старших классах вы посетите эти святые места, чтобы душой и сердцем прочувствовать и возгордиться красотой жемчужины русского национального духа, культуры, истории.
К статье прилагается презентация, видеофильм, фильм с интервью, фильм с колокольным звоном, фото самостоятельного посещения учениками Лавры в период подготовки проекта, фото с урока, план занятия.