Планируемые результаты (ууд)
- Предметные: научатся читать вслух и про себя рассказы и отвечать на вопросы по содержанию, использовать в речи литературные понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения), работать с несложными таблицами; получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения, находить в тексте информацию о героях произведения.
- Личностные: соотносить поступок с моральной нормой, оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно обращенную к учащемуся.
- Метапредметные: регулятивные – анализировать собственную работу, оценивать результаты деятельности; познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, применять модели для получения информации; коммуникативные – воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения, составлять план текста6 делить на смысловые части, озаглавливать каждую, пересказывать по плану.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Психологический настрой
Из глубокого колодца
(Руки поставить в форме буквы «О»)
Солнце медленно встает.
(Руки поднимают над головой)
Свет его на нас прольется,
(Руки вытянуты перед собой ладошками вверх)
Луч его нам улыбнется,
(Руки параллельно опущены вниз)
Новый день оно начнет.
(Руки широко развести)
– С наступлением нового дня! Пусть он будет радостным, солнечным, как ваши улыбки.
II. Проверка домашнего задания
– С каким произведение знакомились на прошлом
уроке? (Добрая лошадь)
– Кто автор? (Михаил Пляцковский)
– Назвать жанр произведения, тему. (сказка о
животных)
Разгадывание кроссворда (презентация слайд №1)
– Почему лошадь добрая? (не хвасталась, подержала цыпленка)
III. Работа по теме урока
1. Вступительная беседа
– Посмотрите на портрет. Кто это? Хотите узнать?
Биография (биографию писателя рассказывают учащиеся, учитель демонстрирует презентацию. ‹Приложение 1›)
Валентина Осеева родилась 28 апреля
1902 года в Киеве. Сегодня она праздновала бы
день своего рождения.
В. Осеева мечтала стать актрисой и даже
поступила на актерский факультет в Киеве. (‹Приложение
слайд №2›)
Став взрослой, она поняла, что ей нравится
проводить время с детьми. 16 лет Валентина
проработала воспитателем детей, оставшихся без
родителей. Для них она писала пьесы, придумывала
игры, сочиняла сказки. Главные герои ее
произведений были дети. (‹Приложение слайд
№3›)
По требованию своих воспитанников В. Осеева
отнесла в редакцию свой первый рассказ —
«Гришка». А потом вышла ее первая
книжка «Рыжий кот». (‹Приложение слайд №4)
– В. Осеева так писала о себе: «Когда я была
маленькой девочкой, я любила читать короткие
рассказы. Я любила их за то, что я могла их
прочесть сама, без помощи взрослых. Я читала их
просто так, не задумываясь над смыслом. Но мама
мне сказала, что мало уметь читать, надо
уметь думать»
– Как вы понимаете эти слова?
– Эти слова мамы В. Осеевой будут девизом нашей
работы сегодня на уроке.
2. Отгадывание загадки
? Отгадав загадку вы узнаете одного из персонажей произведения, которое мы будем читать.
В тени под деревом лежит
И двор и сад наш сторожит.
Не то что настоящий вор –
Прохожий не зайдет во двор.
А нас он любит, признаёт,
Учтиво лапу подаёт. (собака)
– Кто будет одним из персонажей текста? (собака)
– Откройте учебник на странице 66-67, посмотрите на
иллюстрацию.
– Кто изображен? (дети)
– Как вы думаете кто будет главными героями
произведения? (дети)
– Давайте проверим свои предположения, прочитав
текст.
3. Чтение рассказа учащимися про себя
– Оправдались наши предположения? (да)
–Кто главные герои произведения? (дети)
Физминутка
– Давайте еще раз прочитаем девиз нашего урока.
(мало уметь читать, надо уметь думать)
– Давайте будем читать текст и учиться
рассуждать и думать!
4. Чтение произведения по частям, словарная работа, составление плана
Часть 1
– Как звали собаку? (Жук)
– Кто ухаживал за Жуком? (мальчики Ваня и Коля)
– Кто из мальчиков захотел забрать Жука домой? (оба)
– О ком говорится в первой части? (о Жуке)
– Как можно ее озаглавить? (Жук)
Доска
В. Осеева
Часть 2
– Как понимаете выражение «горячо спорили»? (перекрикивали,
разговаривали на повышенных тонах, эмоционально)
– О чем спорили? (кто будет хозяином Жука, чья
собака)
– Почему никто не хотел уступать в споре? (каждый
считал ее своей)
– Как можно озаглавить часть? (спор)
Часть 3
– Объяснить значение выражения «поспешно
вскарабкался». (быстро залез)
– Что произошло в лесу? (выскочили собаки)
– Кто в трудную минуту пришел на помощь Жуку? (Коля)
? Как можно озаглавить? (Хозяин)
– Прочитайте заголовок.
– Ответьте на вопрос: кто хозяин Жука? (Коля)
– Почему? (он пришел на помощь Жуку)
Физминутка
5. Дифференцированная работа, работа в парах
– Повторение правил работы в парах
I группа: прочитать спор мальчиков по
ролям
II группа: нарисовать модель обложки
III группа: в рабочей тетради на стр.
выполнить задания № 1,2
6. Проверка работы групп (кроме модели)
Чтение спора мальчиков.
Рабочая тетрадь задание №1. (Коля,
Ваня); задание №2 (но Коля схватил
палку и бросился на помощь Жуку)
– Какие качества характера помогли Коле прийти
на помощь другу в трудную минуту? (смелость,
решительность, находчивость, бесстрашие)
– Какой девиз нашего урока? (мало уметь читать,
надо уметь думать)
– Над чем же заставляет задуматься произведение?
(не испугаться, вовремя прийти на помощь другу)
7. Работа с моделью
Модели прикрепить на доску. Отчет пар, самооценка
8. Рефлексия
– Возьмите листочки.
– Кто изображен? (собака)
– Что заметили? (нет хвоста)
– Дорисуйте.
Вывесить работы на доску.
– Почему хвост крючком? (у собаки хорошее настроение)
IV. Итог урока
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!