Цели:
- Образовательная: показать синтез физики и музыки; познакомить учащихся с понятием звук и его характеристиками: громкость, тон, тембр;
- Развивающая: развивать познавательный интерес к предметам физике и музыке; логическое мышление, творческие способности, самостоятельность;
- Воспитательная: раскрыть значимость звука, воспитать интерес к предмету, сознательное отношение к учебе, эстетического восприятия мира.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Форма проведения урока: интегрированный урок
Дидактические методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фонохрестоматия, погремушки, металлофон, камертон, презентация PowerPoint, смайлики, скрипичные ключи.
(слайд 1)
Этап 1. Организационный:
Приветствие и знакомство. Здравствуйте. Сегодня мы проведем обобщающий интегрированный урок по физике и музыке. Меня зовут Мария Николаевна – я учитель физики. Меня зовут – Августина Прокопьевна – я учитель музыки. Сегодня нам также помогут провести урок Кыдана Владимировна – медицинская сестра.
Вхождение в тему урока. Тему сегодняшнего урока вы проходили в 9-м классе. Слушайте и смотрите внимательно Кыдану Владимировну и угадайте тему урока (звуки хомуса). Что вы слышите?
А.П.: С позиции музыки вы слышали игру на хомусе. Надеюсь, вы все знаете этот маленький, но всемирно известный чудо - музыкальный инструмент.
М.Н.: С позиции физики что вы слышали? (версии ответов обучающихся). Да. Тема нашего урока “Звук и его характеристики” (слайд 2) Откройте тетради и запишите тему урока. Кстати, как переводится “звук” на родном языке. Тыас – это шум. Тогда как будет “звук” - дор5оон. (слайд 3)
Актуализация знаний.
М.Н.: Звуки окружают человека со дня рождения – голос мамы сначала, затем первые игрушки (демонстрация игрушек - их название: погремушка, мягкая игрушка с музыкой).
А.П.: В более старшем возрасте нас всегда сопровождает и еще музыка.
В наши дни все – от мала до велика, буквально, носят с собой музыку. У кого сегодня с собой музыка, поднимите руки? Где у тебя музыка? (2-3 обучающихся). В телефоне. Еще где может быть музыка дома? Правильно, (телевизоре, домашнем киноеатре и.т.д.) ...
М.Н.: Итак, что такое звук? Есть специальный раздел физики, который изучает только звуки? Кто скажет? (жетоны – пояснить, что потом с жетонами сделать). Верно – это акустика. Акустика это раздел физики изучающий звуки (слайд 4).
В древности человека окружали только естественные, то есть природные звуки (записи звуков, издаваемых животными, пение птиц, рев льва, шум дождя, шум моря). Сегодня какие звуки, созданные руками человека окружают нас? (варианты ответов учащихся: самолет, машина, мотоцикл, часы, музыка и др. - жетоны). Слушаем некоторые из них (записи звуков: колокол, тикание часов, струны, гул мотора, шум улицы). Все эти звуки называются искусственными. (Слайд 5)
Этап 2. Уточнение, обобщение и дополнение имеющихся знаний.
М.Н.: Кто знает, как называется этот прибор? Это камертон. Имеет 2 колена или ветви. Послушайте звуки камертона. Есть отличие в этих звуках? Как получается звук? Итак, камертон издает звуковые колебания различной высоты. Достигая уха, они вызывают ощущения. И это мы называем звуком. Камертон был изобретен в начале 18 века для настройки музыкальных инструментов. Стандартный камертон выдает звуки с частотой 400 гц.
А.П.: Это что? Кто знает? Да, это детский музыкальный инструмент – металлофон. (демонстрация металлофона). Послушайте звуки металлофона.
М.Н.: Из чего он состоит? Железные пластинки разной длины и одинаковой ширины расположены на натянутых струнах. Пластина на струнах – колеблющееся тело, ударяя по пластине слышим звук (демонстрация). Если ударять по пластинам разной длины, то звуки получаются разной высоты. Вот высокий звук. А вот какой? Низкий. Итак, источник – колеблющееся тело, то есть, железная пластина. Проводник – упругая среда, в данном случае – классное помещение.
Итак, звук - это упругие волны, которые воспринимаются органами слуха человека, частота которых лежит в диапазоне от 16 - 20 Гц до 20000 Гц (20 Кгц) (слайд 6). Но (учебник стр 117) Человеческое ухо слышит звуки только свыше 16 Гц, а другие животные могут слышать меньше 16 Гц. Например, какие животные более восприимчивы к звукам (жетончики). Назовите самых известных “слухачей” (дельфин, собака, летучие мыши, рыбы ...). Почему мы не слышим звуки свыше 20 Кгц? При очень большой интенсивности звуковые волны перестают восприниматься как звук, вызывая в ушах ощущение давящей боли. Эти два показателя называются:
- нижний порог чувствительности слуха;
- верхний порог чувствительности слуха.
А.П.: (Слайд 7) (рассказ по картине)
Звук передается при помощи колебаний воздуха, которые производят все движущиеся или дрожащие предметы, а ухо человека – это орган, предназначенный для улавливания этих колебаний (вибраций). Строение уха человека обеспечивает решение этой непростой задачи.
Человеческое ухо имеет три отдела: наружное ухо, среднее и внутреннее. Каждое из них имеет своё строение, а вместе они образуют своеобразную длинную трубку, уходящую вглубь головы человека.
Внутреннее ухо служит для восприятия звуков. Слуховая часть внутреннего уха – это спиралеобразная костяная трубка (улитка). Изнутри улитка внутреннего уха заполнена жидкостью, а стенки её покрыты очень чувствительными волосковыми клетками.
Зная строение внутреннего уха человека, очень просто понять, как оно работает. Примыкающее к отверстию в стенке улитки стремечко передает свои колебания находящейся внутри её жидкости. Дрожание жидкости воспринимается волосковыми клетками, которые при помощи слуховых нервов передают сигналы об этом в мозг. И уже мозг, его слуховая зона, обрабатывает эти сигналы, и мы слышим звуки.
Этап 3. Характеристики звука
М.Н.: Существует три важных понятия характеристики звука – громкость, тон, тембр. (Слайд 8)
Первая характеристика – тон.
А.П.: Давайте послушаем две песни (сопрано и бас) (слушание музыки) (фонограмма песни “Сахам сирэ барахсан” Ивана Степанова, “Куерэгэй” Моти Семеновой). (Слайд 9)
А.П.: Чем отличаются голоса этих исполнителей (ответы обучающихся). Правильно, пение отличается высотой тона. Голос девушки - очень высокий, очень тонкий, голос мужчины – очень низкий. У них разный тон голоса.
Иван Прокопьевич Степанов - оперный певец, народный артист России и Якутии, лауреат Государственной премии им. П.А.Ойуунского, почетный гражданин Мегино-Кангаласского улуса. Он известен своим великолепным, мощным, бархатным басом; Вы слушали песню Моти Семеновой. У нее уникальный, редкий музыкальный голос - колоратурное сопрано, а это Мария Иванова – оба наши выпускницы, солистки Государственного театра оперы и балета им. Суоруна Омоллона.
М.Н.: Как вы отличаете голоса друзей и знакомых? (ответы ...) Вывод: звук определяется еще и тоном.
А.П.: Как вы видите, голоса певцов определяются частотой звуковой волны
Вывод: тон определяет частоту звукового колебания (слайд 10, 11)
№ | Музыкальный голос | Частота (гц) |
1 | Бас | 60 - 350 |
2 | Баритон | 100 - 400 |
3 | Тенор | 150 - 500 |
4 | Альт | 160 - 600 |
5 | Контральто | 170 - 780 |
6 | Меццо – сопрано | 200 - 900 |
7 | Сопрано | 250 - 1000 |
8 | Колоратурное сопрано | 260 - 1400 |
Вторая характеристика – тембр.
М.Н.: Звук одинакового тона и громкости звучит различно. Одна и та же нота, взятая разными певцами, звучит иначе. То, есть тембр – это качество звука. Именно по тембру мы узнаем голос человека или различаем музыкальные инструменты, которые исполняют одну и ту же мелодию в одной тональности и с одинаковой громкостью.
Вывод: тембр определяет качество и окраску звукового колебания. (слайд 12) (записывают в тетрадях)
А.П.: А теперь послушайте нашу песню. Мы споем вам одну песню дуэтом. Название песни, надеюсь вы угадаете (жетоны). (фонограмма “Ийэ5э махтал”)
У Марии Николаевны голос высокой частоты, то есть высокий тон. У меня голос - более низкий тон. И так, какой вывод можно сделать? Вывод: ваше пение отличается тембром и тоном голосов.
Третья характеристика - громкость звука.
Громкость звука определяется амплитудой колебания. Посмотрите на камертон (демонстрация). Как вы видите, при увеличении громкости звука увеличивается амплитуда колебания маятника. А при уменьшении громкости звука – уменьшается амплитуда колебания. Отсюда вывод: громкость определяет амплитуду звукового колебания (записывают). (Слайд 13, 14)
Источник звука | Громкость, дб | Уровень | |
1 | Тихий шепот, шелест листьев, | 20 | |
2 | Тиканье часов | 30 | |
3 | Обычная речь | 60 | |
4 | Громкая речь, будильник | 80 | Опасный |
5 | Мотоцикл | 100 | |
6 | Громкая музыка | 110 | |
7 | Рок – концерт, самолет | 120 | Болевой |
8 | Шумовое оружие | 200 | Смертельный |
Выше 120 дб болевой порог или если долго слышать то ухудшается слух, никогда не сможет услышать тихий шепот или шелест листьев. (учебник, стр. 122. Чтение ученика). Громкий звук вызывает физиологические и психические нарушения это усиление сердцебиения, повышение давления, быстрая утомляемость, нервозность, ослабление внимания.
Этап 4. Опыт: как действует музыка на наше эмоциональное состояние
М.Н.: Послушаем музыку в трех разных жанрах – классическую музыку, поп-музыку и рок-музыку. Проверим ваше эмоциональное состояние через такие показатели как пульс и давление. Нам поможет медсестра Кыдана Владимировна
А.П.: Ребята, среди вас наверно есть дети, которые занимаются вокалом т.е. пением или музыкой. Пригласим их сюда, к доске 5 добровольцев. Cначало мы измерим нормальное состояние артериального давления и пульса. Сейчас мы продемонстрируем классическую музыку. После слушания медсестра снимет показатели давления и пульса. Мария Николаевна сразу внесет в таблицу (опыт 1). (Фонограмма № 3) Послушаем вторую музыку – поп-музыку. И сделаем то же самое (опыт 2). А теперь рок-музыка, её называют ещё и тяжелой музыкой. Проверим пульс и давление.(опыт 3).
Спасибо, ребята и Кыдана Владимировна!
М.Н.: (рассуждение по таблице)
Вывод:
1. Рок-музыка повышает и давление, и пульс. Значит, такая музыка плохо влияет на состояние человека
2. Классическая музыка незначительно влияет на состояние человека.
3. Поп-музыка практически не меняет состояние человека.
Наш совет, больше слушайте классическую музыку, а поп-музыка, как всем известно, сопровождает каждого из вас в повседневной жизни.
Этап 5. Закрепление полученных знаний
А.П.: (слайд 15) Сегодня наш урок посвящался физике и музыке. Мы живем в мире звуков. Понятие Звук связывает физику с музыкой. Мы хотим вам подарить песню из репертуара Ангелины Фаирушиной “Сахам сирэ”. (исполнение песни под фонограмму). (слайд 16)
М.Н.: Для закрепления сделаем опрос: (учебник № 34, 35, 36) (Слайд 17)
1. Что может быть источником звука? /колеблющееся тело/
2. Что может быть проводником звука /упругая среда/
3. Что такое громкость звука?
4. Что такое тон звука?
5. Что называют тембром звука?
6. Чем отличаются шумы и музыкальные звуки?
7. Какие музыкальные жанры прозвучали сегодня?
Слайд 18, 19
Этап 6. Заключительный
Домашнее задание:
- Что такое ультразвук, инфразвук
- Как вам понравился наш урок? /смайлики/
- Подведение итогов, вручение призов.
А.П., М.Н.: Мы хотели бы поблагодарить вас всех – участников сегодняшнего урока, вашему преподавателю физики и музыки, всем тем, кто сегодня нам помог провести этот урок в этом замечательном кабинете.
До свидания. До следующих встреч. Всем вам успехов и удачи.