Актуальность
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Если в начале внимание ученых и педагогов-практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.
Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД) (уметь анализировать объект, выделять признаки предмета; рассматривать объект и составлять его из частей; проводить классификацию объектов; строить речевое высказывание в устной форме и др.), коммуникативными и речевыми компетенциями.
В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоениямира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.
Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. К старшему дошкольному возрасту (6,5 лет) определяющей для готовности детей к школе является сформированность «базиса личностной культуры». Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.
Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним свои действия.
Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой форме.
Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.
Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представление о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными видами движений. Испытывая недомогание, может сообщить о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает необходимость их применения.
С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе? Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако исследования психологов и многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение в: наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения; заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности; наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.
«Внутренняя позиция школьника» начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-7 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:
– всестороннее воспитание ребенка;
– специальная подготовка к усвоению тех
предметов, которые ребенок будет изучать в школе.
В итоге детский сад превращается в «маленькую школу», где от дошкольника требуют то, к чему он психологически еще не готов. Поступление в школу не готового к обучению ребенка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье, успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании.
Для формирования «внутренней позиции школьника» надо создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался с учителем, привык к нему и его требования. Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.
В настоящее время не разработаны программы по подготовке дошкольников к обучению в школе в контексте федерального образовательного стандарта начального общего образования. Данная адаптированная рабочая программа является комплексной, разработана на основе двух образовательных курсов для дошкольников, обеспечивает полноценную подготовку старших дошкольников к обучению в школе, не дублируя программу 1 класса.
Пояснительная записка
Программа «Малышкина школа» разработана на основании программы «Преемственность» (авторы – Н.А. Федосова, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова), рекомендованной Министерством общего и профессионального образования РФ для подготовки детей к обучению в школе (Москва Просвещение 2012г) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Программа «Малышкина школа» готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием, целью которой становится успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного перехода с одной образовательной ступени на другую.
Цели программы: создание условий для гармоничного развития детей старшего дошкольного возраста и овладение программой первого образовательного уровня в учебном заведении.
Задачи:
1. Обеспечить преемственность между дошкольным
и начальным общим образованием без дублирования
школьной программы при подготовке детей к
обучению;
2. Систематизировать знаний и умений, которыми
обладают дошкольники (общих и специальных),
пополнение их;
3.Развить творческие способности,
познавательную мотивацию, интеллектуальные
качества детей старшего дошкольного возраста;
4.Развить коммуникативные умения во
взаимодействии со сверстниками и педагогом,
произвольность в поведении;
5.Формировать социальные черты личности
будущего первоклассника, необходимых для
благополучной адаптации в школе;
6.Укрепить и развить
эмоционально-положительные отношения
ребенка к школе.
Программа реализуется с учетом основных принципов работы при подготовке детей к обучению:
– единство развития, воспитания и обучения;
– учет индивидуальных особенностей и
возможностей детей старшего дошкольного
возраста;
– уважение к ребенку, к процессу и результатам
его деятельности в сочетании с разумной
требовательностью;
– наглядность, системность и
последовательность.
Реализация программы предполагает использование дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр, создание коммуникативно-игровой среды, поскольку именно игра является ведущей деятельностью при подготовке детей к обучению.
Наряду с игрой существенное влияние на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста оказывает продуктивная деятельность, например, рисование и штриховка. Названные виды работ систематически предлагаются для выполнения детям, что помогает вырабатывать у дошкольников умение добиваться нужного результата.
Содержание систематической подготовки к обучению, направленное на выявление индивидуальных особенностей ребенка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, было определено в программе «Преемственность». В ходе анализа особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, их деятельности. Это содержание легло в основу определения количества и качества предметов, предлагаемых для изучения детям в рамках курсов адаптации к условиям школьной жизни.
Курс «Математические ступеньки», направленный на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, делать выводы, а также на раскрытие у детей первоначальных математических способностей, был трансформирован в курс «Шаг в математику», а курс «Зеленая тропинка», основанный на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений, – в курс «Мир природы».
Курс «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует речь.
Планируемыми результатами программы являются:
– старший дошкольник подготовлен к
дальнейшему развитию: социальному,
личностному, познавательному
(когнитивному), речевому;
– получение опыта взаимодействия с будущими
одноклассниками, педагогами, пространственная
ориентация в здании школы;
– становление у будущих первоклассников
положительной учебной мотивации, мотивации
общения;
– совершенствование и приобретение приемов
самообслуживания, организации рабочего
пространства, работы с учебными
принадлежностями (тетрадь, ручка, карандаши),
навыков личной гигиены;
– положительная динамика в развитии
познавательных процессов (мышление, внимание,
память);
– развитие интереса и бережное отношение к
окружающему миру;
– воспитание толерантности, доброжелательности
наравне с чувством собственного достоинства и
уверенности в своих силах.
Таким образом, результатом всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является максимальное раскрытие его индивидуальных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами здорового образа жизни, физическая, психологическая и интеллектуальная готовность к школьному обучению.
Этапы реализации программы
I этап. Подготовительный. (Подготовка к школе) 2013-2014г.
II этап. Основной (Скоро в школу) 2014-2015 год.
Средства, необходимые для реализации программы:
– учебно-тематическое планирование;
– рабочие тетради;
– прописи;
– наглядные пособия;
– счетный материал
– ИКТ
– Мультимедийные презентации.
Организация занятий подготовки к обучению в школе
Структура дошкольного образования: первый год
обучения (подготовка к обучению в школе).
Возраст 5-6лет. Продолжительность – 1 год
(2013-2014г). Второй год обучения (скоро в школу). Возраст
6-7 лет. Продолжительность 1 год (2014-2015г).
Подготовка детей к школе начинается с 1 октября
по 30 апреля (28 недель) на базе школьного
образовательного учреждения. Продолжительность
занятий 30 мин, перерыв между занятиями 10 мин.
Первый год обучения занятия
проходят 1 раз в неделю 3часа: с 5
октября по 26 апреля 2013-2014года по субботам.
Второй год обучения занятия проходят 2
раза в неделю 7 часов: с 4 октября по 28 апреля 2014-2015
года по вторникам, субботам.
Программа первого года обучения
рассчитана на 84 часа.
Программа второго года обучения
рассчитана на 196 часов.
Занятия ведут педагоги, прошедшие
предварительную подготовку к работе с детьми
старшего дошкольного возраста.
Примерное количество часов в неделю
Названия занятий |
Количество часов за неделю |
|
Первый год обучения «Подготовка к школе» | Второй год обучения «Скоро в школу» | |
Математика | 1 | 2 |
Развитие речи | 1 | 2 |
Подготовка к письму | 1 | 2 |
Зеленая тропинка | 1 | |
Итого | 3 | 7 |
Режим работы (вторник):
17.20 – 17.30 – прием детей, свободное общение.
17.30 – 18.00 – занятие.
18.10 – 18.40 – отдых, игры.
18.40 – 19.10 – второе занятие.
19.10 – 19.20 – отдых, игры.
19.20 – 19.50 – третье занятие.
19.50 – 19.00 – консультация родителей, уход детей
домой.
Режим работы (суббота):
9.20 – 9.30 – прием детей, свободное общение.
9.30 – 10.00 – занятие.
10.00 – 10.10 – отдых, игры.
10.10 – 10.40 – второе занятие.
10.40 – 10.50 – отдых, игры.
10.50 – 11.20 – третье занятие.
11.20 – 11.30 – консультация родителей, уход детей
домой.
Педагогические требования к проведению занятий
- Учёт возрастных и физиологических особенностей детей шестилетнего возраста.
- Чередование видов деятельности.
- Наличие физминуток и динамических пауз.
- Выполнение гигиенических требований к помещению и материалам.
- Обеспечение временного режима.
Формы проведения занятий
Формы занятий – занятия-игры, практические
занятия согласно возрастным особенностям
дошкольного возраста, ведущей деятельностью,
которой является игровая деятельность.
Обучение строится на игровой деятельности и
носит практический характер.
Особое значение при подготовке детей к обучению
родному языку приобретают речевые игры,
конструирование, работа по формированию тонкой
моторики и развитию координации движений
(инсценировка, ролевая игра, конкурс, предметная
игра, сочетание всех элементов на одном уроке).
После прохождения половины занятий, проводится
промежуточное родительское собрание с целью
получения обратной связи, корректируются
занятия, организуются консультации для
родителей с целью формирования положительной
мотивации учения у детей. На этом же собрании
родителям раздаются показатели готовности детей
к обучению в школе.
Работа с родителями
- Консультации с родителями по итогам диагностики уровня готовности детей к школе.
- Проведение родительских собраний.
- Проведение дня открытых дверей для родителей, будущих первоклассников.
- Привлечение родителей как социальных партнёров.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Программа «Малышкина школа» нацелена на подготовку старшего дошкольника к достижению с личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.
Личностными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений.
- Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- конструировать словосочетания и предложения;
- определять количество слов в предложении;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;
- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и различать буквы русского алфавита;
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.