Программа для дошкольников «Малышкина школа»

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками


Актуальность

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе.  Если в начале внимание ученых и педагогов-практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие у ребенка качеств  школьной зрелости.

Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется.  Школа предъявляет к первокласснику  довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД) (уметь анализировать объект, выделять признаки предмета; рассматривать объект и составлять его из частей; проводить классификацию объектов; строить речевое высказывание в устной форме и др.), коммуникативными и речевыми компетенциями.

В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий  (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоениямира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.

Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. К старшему дошкольному возрасту (6,5 лет) определяющей для готовности детей к школе является сформированность  «базиса личностной культуры». Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.

Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых  средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним  свои  действия.

Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие  в социально приемлемой форме.

Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.

Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представление о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными видами движений. Испытывая недомогание, может сообщить о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает  необходимость их применения.

С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается  новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе?  Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако  исследования психологов и  многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе  находит свое выражение в: наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения; заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности; наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.

«Внутренняя позиция школьника»  начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-7 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:

– всестороннее воспитание ребенка;
– специальная подготовка  к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.

В итоге детский сад превращается в «маленькую школу», где от дошкольника требуют то, к чему он психологически еще не готов. Поступление в школу не готового к обучению ребенка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье, успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании.

Для формирования  «внутренней позиции школьника» надо  создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл  настоящим учеником: посидел за партой, пообщался  с учителем, привык к нему и его требования.  Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения  требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.

В настоящее время не разработаны программы по подготовке дошкольников к обучению в школе в контексте федерального образовательного стандарта начального общего образования. Данная адаптированная рабочая программа  является комплексной, разработана на основе двух образовательных курсов для дошкольников, обеспечивает полноценную подготовку старших дошкольников к обучению в школе, не дублируя программу 1 класса.

Пояснительная записка

Программа «Малышкина школа» разработана на основании программы «Преемственность» (авторы – Н.А. Федосова, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова), рекомендованной Министерством общего и профессионального образования РФ для подготовки детей к обучению в школе (Москва Просвещение 2012г) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

Программа «Малышкина школа» готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием, целью которой становится успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание  условий гуманного перехода с одной образовательной ступени на другую.

Цели программы: создание условий для гармоничного развития детей старшего дошкольного возраста и овладение программой первого образовательного уровня в учебном заведении.

Задачи:

1. Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным общим образованием без дублирования школьной программы при подготовке детей к обучению;
2. Систематизировать  знаний и умений, которыми обладают дошкольники (общих и специальных), пополнение их;
3.Развить  творческие способности, познавательную  мотивацию, интеллектуальные качества детей старшего дошкольного возраста;
4.Развить коммуникативные умения во взаимодействии со сверстниками и педагогом, произвольность в  поведении;
5.Формировать  социальные черты личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации в школе;
6.Укрепить  и развить эмоционально-положительные  отношения ребенка к школе.

Программа реализуется с учетом основных принципов работы при подготовке детей к обучению:

– единство развития, воспитания и обучения;
– учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
– уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
– наглядность, системность и последовательность.

Реализация программы предполагает использование дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр, создание коммуникативно-игровой среды, поскольку именно игра является ведущей деятельностью при подготовке детей к обучению.

Наряду с игрой существенное влияние на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста оказывает продуктивная деятельность, например, рисование и штриховка. Названные виды работ систематически  предлагаются для выполнения детям, что помогает вырабатывать у дошкольников умение добиваться нужного результата.

Содержание систематической подготовки к обучению, направленное на выявление индивидуальных особенностей ребенка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, было определено в программе «Преемственность». В ходе анализа особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, их деятельности. Это содержание легло в основу определения количества и качества предметов, предлагаемых для изучения детям в рамках курсов адаптации к условиям школьной жизни.

Курс «Математические ступеньки», направленный на развитие умений проводить наблюдения,  сравнивать,  делать выводы, а также на раскрытие  у детей  первоначальных математических способностей, был трансформирован в курс «Шаг в математику», а курс «Зеленая тропинка», основанный  на коррекции и развитии  накопленных в дошкольном  возрасте природоведческих представлений, – в курс «Мир природы».

Курс «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует речь.

Планируемыми  результатами программы являются:

– старший дошкольник подготовлен к дальнейшему развитию: социальному, личностному,   познавательному (когнитивному), речевому;
– получение опыта взаимодействия с будущими одноклассниками, педагогами, пространственная ориентация в здании школы;
– становление  у будущих первоклассников положительной учебной мотивации, мотивации общения;
– совершенствование и приобретение приемов самообслуживания, организации рабочего пространства, работы с учебными принадлежностями (тетрадь, ручка, карандаши), навыков личной гигиены;
– положительная динамика в развитии познавательных процессов (мышление, внимание, память);
– развитие интереса и бережное отношение к окружающему миру;
– воспитание толерантности, доброжелательности наравне с чувством собственного достоинства и уверенности в своих силах.

Таким образом, результатом всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является максимальное раскрытие его индивидуальных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать  со взрослыми и сверстниками, овладение основами здорового  образа жизни, физическая, психологическая и интеллектуальная готовность к школьному обучению.

Этапы реализации программы

I этап. Подготовительный.  (Подготовка к школе) 2013-2014г.

II этап. Основной  (Скоро в школу) 2014-2015 год.

Средства, необходимые для реализации программы:

– учебно-тематическое планирование;
– рабочие тетради;
– прописи;
– наглядные пособия;
– счетный материал
– ИКТ
– Мультимедийные презентации.

Организация занятий подготовки к обучению  в школе

Структура дошкольного образования: первый год обучения  (подготовка к обучению в школе). Возраст 5-6лет. Продолжительность  – 1 год (2013-2014г). Второй год обучения (скоро в школу). Возраст 6-7 лет. Продолжительность 1 год (2014-2015г).
Подготовка детей к школе начинается с 1 октября по 30 апреля (28 недель) на базе школьного образовательного учреждения. Продолжительность занятий 30 мин, перерыв между занятиями 10 мин.
Первый  год обучения  занятия проходят   1 раз  в неделю  3часа: с 5 октября по 26 апреля 2013-2014года   по субботам.
Второй  год обучения занятия проходят   2 раза в неделю 7 часов: с 4 октября по 28 апреля 2014-2015 года по  вторникам, субботам.
Программа первого  года обучения  рассчитана на   84  часа.
Программа  второго  года обучения рассчитана на 196 часов.
Занятия ведут педагоги, прошедшие предварительную подготовку к работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Примерное количество часов в неделю

Названия занятий

Количество часов за неделю

Первый  год обучения «Подготовка к школе» Второй  год обучения «Скоро в школу»
Математика 1 2
Развитие речи 1 2
Подготовка  к письму 1 2
Зеленая тропинка   1
Итого 3 7

Режим работы   (вторник):

17.20 – 17.30 – прием детей, свободное общение.
17.30 – 18.00 – занятие.
18.10 – 18.40 – отдых, игры.
18.40 –  19.10 – второе занятие.
19.10 – 19.20 – отдых, игры.
19.20 – 19.50 – третье занятие.
19.50  – 19.00 – консультация родителей, уход детей домой.

Режим работы  (суббота):

9.20 – 9.30 – прием детей, свободное общение.
9.30 – 10.00 – занятие.
10.00 – 10.10 – отдых, игры.
10.10 –  10.40 – второе занятие.
10.40 – 10.50 – отдых, игры.
10.50 – 11.20 – третье занятие.
11.20  – 11.30 – консультация родителей, уход детей домой.

Педагогические требования к проведению занятий

  1. Учёт возрастных и физиологических особенностей детей шестилетнего возраста.
  2. Чередование видов деятельности.
  3. Наличие физминуток и динамических пауз.
  4. Выполнение гигиенических требований к помещению и материалам.
  5. Обеспечение временного режима.

Формы проведения занятий

Формы занятий – занятия-игры, практические занятия согласно возрастным особенностям  дошкольного возраста, ведущей деятельностью,  которой является игровая деятельность.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений (инсценировка, ролевая игра, конкурс, предметная игра, сочетание всех элементов на одном уроке).
После прохождения половины занятий, проводится промежуточное родительское собрание с целью получения обратной связи, корректируются занятия, организуются консультации для родителей с целью формирования положительной мотивации учения у детей. На этом же собрании родителям раздаются показатели готовности детей к обучению в школе.

Работа с родителями

  1. Консультации с родителями по итогам диагностики уровня готовности детей к школе.
  2. Проведение родительских собраний.
  3. Проведение дня открытых дверей для родителей, будущих первоклассников.
  4. Привлечение родителей как социальных партнёров.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Программа «Малышкина школа» нацелена на подготовку старшего дошкольника к достижению с личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.

Личностными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений:

  • определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
  • в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
  • при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
  • понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
  • выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
  • объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.

Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.

Метапредметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

  • учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
  • учиться оценивать результаты своей работы.

Познавательные УУД:

  • учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
  • сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
  • классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
  • учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
  • учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).

Коммуникативные УУД:

  • называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
  • учиться оформлять свои мысли в устной форме;
  • строить понятные для партнера высказывания;
  • уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
  • совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
  • сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
  • учиться выполнять различные роли при совместной работе.

Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений.

  • Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
  • задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
  • рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
  • конструировать словосочетания и предложения;
  • определять количество слов в предложении;
  • составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
  • выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;
  • делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
  • различать звуки и буквы;
  • узнавать и различать буквы русского алфавита;
  • правильно держать ручку и карандаш;
  • аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.

Программа  подготовки к школе