Интегрированный урок (окружающий мир + география) по теме «Растительный и животный мир тундры»

Разделы: Начальная школа


Прогнозируемые результаты. Научить детей находить и показывать на карте зону тундры, познакомить с разнообразием растительного и животного мира тундры, с приспособленностью к суровым условиям жизни; прививать любовь и бережное отношение к природе, интерес к изучению предмета.

Оборудование. Презентация “Тундра”, фрагмент видеофильма “Тундра”, “Мир вокруг нас” (учебник А.Плешакова, рабочая тетрадь к учебнику), карта природных зон России, демонстрационная контурная карта, карточки растений и животных тундры

Ход урока

1. Оргмомент

2. Проверка домашнего задания.

- С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке? Покажите эту природную зону на карте. Проверим ваши знания. Тест по теме “Арктика” (слайды 2-8.) Презентация

3. Актуализация знаний

Мы продолжаем путешествие к югу от Арктики

4. Изучение нового материала.

- Сегодня мы познакомимся с новой природной зоной- тундрой. Урок мы будем проводить вместе с учителем географии - Ириной Николаевной.

И.Н. (показ зоны тундры по карте) + фрагмент видеофильма (слайд 11) Презентация

- Ребята, внимательно смотрите фрагмент и запоминайте информацию.

Вопросы по фрагменту:

Т.Ю. - Вы заметили, что в тундре много болот. Почему? (Многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину. С поверхности вода испаряется медленно из-за низкой температуры, поэтому в тундре много болот и озёр, а почва влажная)

- Давайте познакомимся с растительным миром тундры (слайд 13 и14) Презентация

Рассказы детей:

Ягель

Ягодные кустарнички

(15-19 слайды) Презентация: морошка, брусника, клюква, голубика, черника.

Карликовая береза

Т.Ю. вывод (слайд 21) Презентация

Как приспособлены растения в тундре:

  • карликовые формы растений;
  • их мелкие листья часто свернуты, одеты волосяным покровом;
  • растения стелются по земле;
  • корни расположены близко к поверхности;
  • многие растения в цветущем состоянии переносят заморозки;
  • яркая окраска цветов, привлекает насекомых;
  • растения многолетние.

- Животные тундры также приспособились к суровым условиям.

Слайд 22-23 Презентация. Летом в тундре много комаров, мошек, северных шмелей. Их личинки развиваются в водоёмах тундры, где для них достаточно пищи (крошечных водорослей, остатков растений). Большое разнообразие птиц в тундре (слайд 24-27) Презентация:

Рассказ детей о птицах тундры:

- Белая куропатка

- Полярная сова

- Кречет и др.

Предлагаю отгадать загадки и узнать, кто кроме птиц обитает в тундре.

Рассказ детей о животных тундры

1)

Этот зверек с родни хомяку (слайд 28) Презентация
Лемминг

2)

На севере снежном зверек обитает (слайд 29) Презентация
Пушистую шубку его всяк узнает.
Песец

3) Ищет ягель целый день в тундре северный ....... Олень

Особенности животного мира тундры (слайд 30) Презентация

  • Белая окраска меха зверей и оперенья птиц зимой, лишь на короткое время – летом – сменяется на пёструю окраску.
  • Накопление слоя подкожного жира.
  • Густой мех у зверей, тёплый пух - у птиц.
  • Утепление конечностей на зиму: у песцов – тёплые стельки, у птиц опушение ног.
  • Зимняя спячка.
  • Сезонные миграции и кочевники (осенью покидают тундру).

4. Закрепление изученного материала. Практическая работа

И.Н. - Ребята, сейчас мы вспомним все, с чем знакомились на уроке. Откройте тетради на с.36-37

1) Учитель на демонстрационной контурной карте показывает границы тундры, а дети на контурной карте обводят границы и закрашивают территорию тундры.

- Какие особенности климата тундры вы запомнили?

2) - Что характерно для растительного мира этой зоны? Какие растения здесь обитают?

(дети называют растения и прикрепляют их изображения на демонстрационную контурную карту)

3) - Какие особенности животного мира тундры вы запомнили? Назовите животных тундры.

(дети называют животных и прикрепляют их изображения на демонстрационную контурную карту)

4) - Используя карточки, составьте цепь питания зоны тундры

5. Домашнее задание

Напишите письмо о путешествии по тундре. “Я хочу рассказать о тундре”.

6. Рефлексия учебной деятельности

Вот и подошло к концу наше путешествие. У вас на парте лежат листочки. Нарисуйте то настроение, которое было у вас на уроке.