Тип урока: беседа с использованием интерактивных ЭОР.
Цель урока:
- Понимание физической сущности наблюдаемых явлений относительно плавания тел и обучать делать выводы на основе экспериментов. Примечание 1.
- Развить навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач.
Пояснительная записка
Общая характеристика занятия
1. Название занятия “Почему корабль плавает, а гвоздь тонет?”
2. Раздел тематического плана тема “Давление твердых тел, жидкостей и газов”, урок №19
3. Целевая группа обучающиеся 7 класса.
4. Цели занятия:
- Понимание физической сущности наблюдаемых явлений относительно плавания тел и обучать делать выводы на основе экспериментов.
- Развить навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач.
5. Компетентности, развиваемые в ходе занятия
- учебно-познавательные компетенции: составлять план работы и работать по нему; осознанно строить и составлять тексты; анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать полученную информацию; работать в ситуации выбора;
- коммуникативные компетенции: работать в группе; слушать и понимать собеседника, высказывать свою точку зрения, вести дискуссию, доказывать мысль;
- информационные компетенции: умение выбирать информацию, обрабатывать и использовать её;
- социальная компетентность: способность учащихся брать ответственность, решать проблемы;
6. Материалы и ресурсы, необходимые для занятия. Выходные данные программ, учебников, задачников и т.п.
- Электронное образовательное средство (ЭОС),
- интерактивная доска (указать по возможности ее характеристики),
- учебник “Физика 7” А.В.Перышкин, издательство Дрофа, 2012г.,
Интернет-ресурсы
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bcba5e0d-3bb7-4a6b-beaf-23ab9435b069/7_215.swf
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b38-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e8d81bd5-7eb5-4f98-9c19-92c0155d772a/7_225.swf
- http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6fa8241a-08e5-11dc-8314-0800200c9a66/?interface=teacher
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a27cd5f3-8d8a-49f0-8984-65f3ab683f6a/7_220.swf
- http://fcior.edu.ru/card/14152/uslovie-plavaniya-tel.html
- http://fcior.edu.ru/card/8130/izuchenie-usloviy-plavaniya-tel.html
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d42f11e9-ad13-11db-ad09-0050fc69ce6f/%
5BPH-SED-07_1-2-05%5D_%5BID_002-01%5D.swf - мультимедиа, карты-инструкции
7. Продолжительность занятия 45 минут
8. На каком этапе используются ЭОС или другие обучающие средства (выбрать из предложенного или дописать свой вариант):
- в начале занятия, __5__мин.
- в основной части занятия,_15__мин.
- в конце занятия, _3__мин.
9. Организационные формы целевой группы при использовании ЭОС или других обучающих средств. Фронтальная, индивидуальная
10. Межпредметные связи:биология
11. Форма занятия беседа урок-исследование с элементами интерактивной беседы;
12. Планируемый результат занятия: знать где находиться тело и объяснять почему.
13. Что и как оценивается:
- тесты всех учащихся
- работа учащихся на уроке;
14. Описание организации места проведения занятия: кабинет физики, ноутбуки (1 парта – 1 ПК), мультимедийный проектор, интерактивная доска , ПК учителя.
15. Советы учителю, который будет проводить занятие по данной разработке:
1. можно 1 ПК на стол;
2. если нет ПК, то можно выполнять задания по 1 ученику с использованием интерактивной доски;
3. если нет интерактивной доски, то заранее скачать ресурс и с проектировать на экран;
4. тест распечатать и дать каждому ученику, затем ученики меняются работами и на экране или доске записаны правильные ответы, проверяют и ставят оценку за каждый правильный ответ 1 балл.
Ход урока
1 этап. Мотивация (6 минут)
С целью актуализации знаний обучающихся о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела начинается с повторения изученного на прошлом уроке закона Архимеда. Озвученная иллюстрация для изучения закона Архимеда http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bcba5e0d-3bb7-4a6b-beaf-23ab9435b069/7_215.swf
На демонстрационном столе учителя находятся две ёмкости с водой (в первой - пресная, во второй соленая). Учитель демонстрирует, что в одной ёмкости яйцо тонет, а в другой – плавает.
Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить?
Ученики: Об условиях плавания тел. (Записывают в тетрадь тему урока.)
Учитель: Верно. Но для начала проверим, как вы усвоили предыдущий материал.
Проверка домашнего задания.
Интерактивное тестирование. (см. приложение) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b38-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html
2 этап. Постановка цели урока (2 минуты)
А теперь обратите внимание на видео сюжет “Выталкивающая жидкость и плотность жидкости”. Объясните увиденное. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e8d81bd5-7eb5-4f98-9c19-92c0155d772a/7_225.swf
Ответ ученика. Возможны дополнения.
3 этап. Введение нового материала (27 минут)
Учитель: Давайте просмотрим видеофрагмент “Гиря в воздухе, воде и ртути”
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6fa8241a-08e5-11dc-8314-0800200c9a66/?interface=teacherУ вывод о том, что одно и то же тело ведет себя по-разному в разных жидкостях
Учитель: Перед вами находятся различные жидкости: вода, молоко, масло. Несколько предметов: кусок пенопласта, кирпича, картофелина, деревянный кубик. Погрузите их в жидкость по очереди, и запишите наблюдаемое.
Ученики с помощью ЭОР выполняют задания http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/baec81bc-09a8-4bd2-
a31d-e2a7afc6e7ed/%5BPH-SED-07_1-2-05%5D_%5BTQ_004-01%5D.html если
возникли затруднения.
Учитель ходит по классу и оказывает консультативную помощь.
Выполните задание: изучите разные случаи погружения тела в жидкость
1. Проверьте, плавают ли в воде и растворе соли различные овощи.
2. То же самое проверьте для сваренного яйца.
3. Положите в банку сваренное вкрутую яйцо. Налейте пресной воды. С помощью воронки подливайте постепенно концентрированный раствор соли в воде. Нарисуйте этот опыт и покажите, где расположилось яйцо. Покажите силы, действующие на яйцо. Покажите силы, которые будут действовать на это яйцо, если его целиком погрузить:
а) в пресную воду;
б) в концентрированный раствор соли.
Проделайте все эти опыты самостоятельно.
Ответьте на вопросы:
1. На дне кастрюли лежит картофелина. Ее можно заставить подняться вверх “без рук” – для этого достаточно налить в кастрюлю концентрированный раствор соли в воде. Если налить в кастрюлю пресной воды, картофелина не всплывет, но это не значит, что при этом ничего не изменилось. Мы знаем, что все тела, расположенные под водой, теряют в весе. Это можно проверить на других овощах. Под водой легче поднять булыжник. Играя в море, можно без труда поднять на руки человека, которого на суше поднять не удастся. При определенной концентрации соли в воде человек вообще перестает весить и может находиться в равновесии под водой. Если, находясь в такой воде, вдохнуть побольше воздуха и задержать дыхание, вы будете плавать на поверхности. Если взять в руки увесистый камень, можно опять оказаться плавающим в толще воды. Как вы думаете, что произойдет, если выдохнуть воздух? а если выпустить из рук камень?
2. Когда мальчик стоит на напольных весах, они показывают 45 кг. Если взвешивание провести в воде, весы покажут намного меньше, например, 10 кг. Значит ли это, что мальчик похудел на 35 кг и мы нашли самый простой способ похудания?
Учитель: К какому же выводу вы пришли?
Ученики:
Если ж = т, то тело плавает;
если ж > т , то тело всплывает;
если ж < т , то тело тонет.
Учитель: Вы пришли к верному выводу. В проделанных экспериментах кусочек кирпича всегда тонул. А может ли кирпич плавать? Что это за жидкость? Посмотрите таблицу плотностей некоторых веществ (стр. 24) и найдите вещество, в котором плавает кирпич.
Ученики: ртуть.
Учитель: В лабораторных условиях мы не можем использовать некоторые жидкости, но нам на помощь приходит интерактивная лаборатория.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a27cd5f3-8d8a-49f0-8984-65f3ab683f6a/7_220.swf
4 этап. Закрепление изученного на уроке. (6 минут)
Игра “Верю, не верю”
Несколько учеников у интерактивной доски выдвигают гипотезу (утонет или нет определенное тело), обосновывают свое предположение, а затем проводят эксперимент.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d42f11e9-ad13-11db-ad09-0050fc69ce6f/%5BPH-SED-07_1-2-05%5D_%5BID_002-01%5D.swf
Учитель: Из уроков биологии вы знаете, что организм человека на 80% состоит из воды. Из этого следует, что плотность человека приблизительно равна 1000 кг/м3. Такую же плотность имеет и пресная вода. Значит человек не может утонуть в пресной воде, а тем более в морской, плотность которой 1300 кг/м3. Почему же это не так?
Ученики делают предположения.
Учитель проводит эксперимент: к небольшой мензурке (в эксперименте это тело человека), к горлышку, при помощи проволочки прикрепляем две дощечки (руки человека). В начале дощечки опущены вниз. Добиваемся при помощи песка, чтобы мензурка опустиласи по горлышко в воду. А затем поднимем дощечки над мензуркой. Она пойдет ко дну.Так и человек,если он погружен полностью в воду (только лицо над поверхностью), то он не утонет, но стоит выпащить из воды, хотя бы пол ладошки, он пойдет ко дну.
5 этап. Подведение итогов урока (2 минуты)
Мы хорошо потрудились. Давайте вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока?
Какие условия плавания тел? В начале урока мы провели эксперимент, чем же отличается вода в этих сосудах?
6 этап. Домашнее задание:
- выучить параграф 50
- выполнить упражнение №25 (задачи 4 и 5), закрепить материал вы можете по адресу
Индивидуальное задание: подготовить сообщение об устройстве ареометра
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5185e789-9cee-4c8c-8ae4-9d816f005252/7_219.swfРефлексия: Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались. (Ученики поднимают руки. Чем выше руки, тем понятнее материал, тем комфортнее была обстановка на уроке.)
Краткий анализ оценок за урок.