Образовательные цели:
- Уточнить представление о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково; корень – общая часть однокоренных слов, передающая их основное значение.
- Распознавать группы однокоренных слов и находить в них корень.
- Составить памятку-схему, что такое корень.
- Формировать умение распознавать однокоренные слова и выделять корень.
Оборудование: Таблица “Корень слова”, буквы, иллюстрация злобного Вируса, рисунки леса и волшебного дерева, карточки для каждого ученика.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня мы продолжим раскрывать тайны русского языка.
Кто поможет сказать, зачем мы изучаем русский язык?
Буква к букве - будет слово,
Слово к слову – речь готова,
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она,
Если грамотна она!
- Быть грамотными учимся быть на уроках русского языка!
Мы многое повторим, узнаем что–то новое, обобщим то, что уже знаем.
II. Чистописание
- Напишите фразеологизм и объясните его смысл.
Ушки на макушке.
III. Орфографическая минутка
- Для того, чтобы урок прошел не зря, предлагаю вам сегодня держать ушки на макушке.
- Для начала мы немного поиграем в игру “Я вижу орфограмму” Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Прочитайте текст и выберите любое слово для орфографического разбора (Дети читают слово и находят слово с орфограммой)
Осиновый лес. Иду сквозь густой осинник. Хороши молодые осинки! Рядом осины постарше. Под деревьями вижу грибы. Это подосиновики.
IV. Актуализация знаний
- Найдите в тексте однокоренные слова (осиновый-осинник-осинки-осины-подосиновики)
- Чем вы руководствовались? Что такое однокоренные слова? Что такое корень?
- Поясните определение корня на примере выписанных слов.
V. Постановка учебной задачи
- Итак, общее представление о корне и однокоренных словах вы уже имеете. Но пусть ваши ушки останутся на макушке, потому что вам предстоит поближе познакомиться с этими понятиями. Какова тема урока?
Тема урока на слайде: Корень слова.
- А кто попробует сказать, что мы будем делать на уроке. С помощью опорных слов определите цель нашего урока.
- Уточнить представление ....
- Выяснить роль ... .
- Отрабатывать умение ... .
VI. Работа по теме урока.
- Сегодня мы отправимся путешествовать по словам. Что такое слово?
Д. Слово – это единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, признаков, состояний, действий и т.д.
- Где можно найти значение слова слово и любого другого слова?
Д. В толковом словаре Ожегова С.И., Даля В.В.
- На уроках мы начали говорить о том, что слова объединяются в гнёзда.
Как называются слова, которые входят в одно гнездо?
Д. Однокоренные.
Какие слова называются однокоренными?
- Слова, которые имеют общий корень и общее значение.
- Итак, мы готовы к путешествию, запаслись знаниями и в путь, к словам.
Посмотрите, куда мы пришли. Ничего не понимаю. И здесь успел побывать злобный Вирус.
Ребята, понятно какие слова здесь записаны? Почему? Вирус успел уничтожить важную часть в словах - корень. Нам нужно вылечить слова и узнать, куда же мы попали.
Дети подбирают корень и записывают однокоренные слова.
Д. Мы пришли в лес.
- Был ли понятен смысл слов, значение слов, пока мы не вставили корень? (нет).
Какой вывод можно сделать? Что такое корень? Прочитайте правило на с. 74 что такое корень. На доске схема: дети заполняют ее
VI. Физкультминутка.
Мы маленькие зайки
Скакали на полянке.
Прыгали, скакали,
В школу прибежали.
За парты тихо скок
И продолжим наш урок
VII. Продолжение работы по теме урока.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
- Прочитайте в учебнике инструкцию “Как найти в слове корень?” на с.75.
Почему корень – главная значимая часть слова? Объясните смысл слов главная, значимая.
- Выполните упр.133 (каждому ряду предлагается работа с одним корнем)
- Как называются все эти слова?
Д. Однокоренные.
- Какие слова называются однокоренными?
Д. Слова, у которых одинаковый корень и одинаковое значение.
- Что ещё можно сказать о корне?
Д. Корень – главная часть слова, общая часть всех однокоренных слов
В схему КОРЕНЬ добавляется ещё одна часть: общая часть однокоренных слов.
- Определите, к каким частям речи относятся слова, выписанные вами
(Под схемой КОРЕНЬ появляется вывод: однокоренные слова могут относиться к одной или разным частям речи.)
Работа с учебником.
- Мы увидели, что от корня образовались новые слова.
В каком-то гнезде однокоренных слов много, в каком-то поменьше. В русском языке есть специальный раздел, который называется “Словообразование”. Почему он так называется? Что он изучает?
Д. Он изучает части слова, образование новых слов.
- Сейчас и мы попробуем последить за тем, откуда берут свои названия некоторые слова - предметы.
Стр. 75, упражнение 134 ( работа в паре)
IX. Гимнастика для глаз.
X. Закрепление. Самостоятельная работа.
- Давайте обобщим всё, что узнали на уроке.
1.Что такое корень слова? (см. таблицу);
2. Как найти в слове корень? (Подобрать однокоренные слова и выделить общую часть).
У. Теперь вы готовы к самостоятельному путешествию по словам. Оно не простое.
На столе у вас карточки № 1 с группами слов.
Задание: из каждой строчки выпиши только однокоренные слова, обозначь в них корень.
1 вариант:
Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Лось, лоскут, лосёнок.
Храбрый, смелый и смельчак.
2 вариант:
Моряки, морской, моржи.
Корень, коренной, коржи.
Холод, холмик, холодок.
Горка, горный, городок.
Школа, школьник, ученик.
XI. Творческая работа.
Мы многое повторили, чему – то научились. Мы победили сегодня злого Вируса, помогли однокоренным словам с ним справиться. Урок подходит к концу. Заканчивается и осень. Совсем скоро придёт зима и тому, кто знает, как бороться с болезнетворными микробами и вирусами, не страшны ни холод, ни мороз. Надеюсь, вы получите только радость и удовольствие от прихода зимы. Давайте сейчас представим себе зиму, с её пушистым снегом, морозом, румяными щеками и, конечно же, с зимними забавами.
В заключение урока одной группе учащихся предлагаю написать интересный рассказ о зиме. Но... , рассказ не простой. Я дала вам начало рассказа, а ещё словосочетания, которые вы можете использовать в своём рассказе. И самое главное. В каждом предложении вашего рассказа должно быть слово с корнем снег (снеж).
Скоро зима.
Замелькают в воздухе, теплым одеялом, метели заметут, лесные тропинки, дети рады, будут лепить.
Вторая группа учащихся получила другое задание.
Вам дан текст, в каждое предложение которого, вам нужно вставить подходящие по смыслу однокоренные слова с корнем снег (снеж).
Скоро зима. Замелькают в воздухе первые ... . Тёплым одеялом укроет землю ... . ... метели заметут лесные тропы. Дети рады ... . Будут лепить ... , строить крепости.
XII. Рефлексия. Выставление оценок.
- Как называется тема нашего урока?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что мы сегодня повторили?
- Какое задание показалось самым трудным?
- Какое самым интересным?
XIII. Домашнее задание.
Упр. 98 рабочая тетрадь.