Цель урока: познакомить детей с произведением фольклора – загадкой
Задачи:
личностные (самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация):
- воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися при работе в группе;
- формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов.
познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций):
- расширить знания детей о жанре устного народного творчества “загадка”;
- сформировать представление и разработать схему построения загадки (учить отгадывать загадки по ключевым словам).
- регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность)
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Слайд 1
Чтобы в классе было тихо,
Чтоб запомнился урок,
Сядьте, дети, так, как будто
Тихо падает ... снежок.
- Сядьте, пожалуйста, поудобнее, возьмите в руки кусочек ваты, закройте глаза.
- Представьте, что на вашу ладошку упала снежинка... Легкая, пушистая, красивая...
- Что почувствовали, что представили.
- Я желаю вам уюта, спокойствия, умиротворения на нашем уроке.
2. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
- Какой раздел мы изучаем?
- Я предлагаю вам заполнить кроссворд, что бы поставить цель урока.
Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины. (Зима)
- Какие слова помогли отгадать загадку?
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечный лучей
Превратился я в ручей. (снеговик)
- Какие слова помогли отгадать загадку?
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать ничего не хочу. (Метель)
- Какие слова помогли отгадать загадку?
Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (сосулька)
- Какие слова помогли отгадать загадку?
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идёт от ёлки.
Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие горят.
И качаются игрушки –
Флаги, звёздочки, .... (хлопушки)
- Какие слова помогли отгадать загадку?
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в школу, днём – домой.
- Какие слова помогли отгадать загадку?
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)
- Над чем мы будем работать на уроке?
(Учиться отгадывать загадки с опорой на ключевые слова.)
3. Первичное закрепление с проговариванием в устной речи. Работа в сменных группах.
- А зачем вообще нужны загадки?
- Это мы с вами постараемся выяснить.
- А девизом этого урока будут слова:
“Загадка не отгадывается сама –
Надо попробовать силу ума!”
- Вы сегодня поработаете в группах. У каждой группы есть какая-то информация о загадках. Из этой информации мы должны сложить свой пазл– расширить свои знания о загадках.
- Я предлагаю вам взять карточку, познакомиться с текстом и выполнить предложенные задания или выбрать самое интересное из прочитанного. В этом вам помогут ваши одноклассники. Послушать мнение каждого члена группы. Выбрать ответственного для выступления.
Белый цвет 1.
Само название жанра “загадка” происходит от слова “гадати” - думать, рассуждать. “Гадание” - выяснение чего-то скрытого, затаённого. Загадку широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказках. Главное, чтобы человек свою смекалку испытал, лишний раз вокруг себя оглянулся – пусть видит, в каком интересном мире живёт. Загадка – это “задачка”, которую надо решить.
Подчеркните в тексте ответы на вопросы:
1. От какого слова произошло название “загадка”?
2. Для чего использовали загадку в древности?
Синий 2.
Загадки – один из самых древних жанров устной поэзии. Придуманы они были не только забавы ради. Древние славяне верили, что растения и животные понимают человеческую речь. Потому, например, собираясь на охоту, было крайне неосмотрительно обсуждать свои планы громко и откровенно. Согласитесь, трудно рассчитывать на удачу, когда вся лесная дичь уже прекрасно знает о ваших охотничьих затеях. Вот и была рекомендована зашифрованная, иносказательная речь.
Древние верования способствовали широкому распространению тайной речи. Домашний скот переименовывали, чтобы не навлечь на него беду, а лесных зверей – чтобы не спугнуть или не вызвать их ярости. Известно же: о волке речь – а он навстречь. Так появились названия “Долгохвостый” - для коня, “рыкуша” - для коровы, “тонконогая” - для овцы, “низкоглядая” - для свиньи. В сказках волк – не иначе как “серый”, лиса – Патрикеевна, медведь – Косолапый.
Ответьте на вопрос: С какой целью древние славяне придумывали загадки?
Жёлтый 3.
Со стародавних времён знатоки загадок
почитались особо. В сказках именно такие герои
зачастую оказывались победителями и даже царями.
Помните, как это случалось? Разнесут глашатаи по
миру царский указ: дескать, выйдет царевна замуж
за того, чью загадку разгадать не сможет. И вот
собираются ко двору знатные женихи – иноземные
короли да принцы. Поехал в столицу и Иван-дурак.
Встретил по дороге змею, убил её палкой и
придумал загадку: “Зло злом ударил, зло от зла
умерло”. Где ж царевне догадаться!... Приходится
идти замуж да вести Ивана к престолу.
Подобные сказочные повороты не случайны. Ведь в
каждую загадку вкладывалось немало ценных
сведений об окружающем мире. Человек с такими
знаниями по праву считался мудрым и смекалистым,
а потому сильным и удачливым.
Почему в стародавние времена особо почитались знатоки загадок? Найдите ответ в статье, подчеркните его.
Красный 4.
Сколько живёт человек, столько живут и загадки. На протяжении многих веков их создавал народ. Из глубины времён они донесли до нас мудрость русского народа. В них просто и красочно, кратко и выразительно человек описывал мир, явления природы, растения, животных. Загадка - образное выражение, в котором один предмет изображается через сравнение с другим, имеющим с ним хотя бы отдалённое сходство. В них слышна поэзия русского языка. В древности - это единственное средство для развития смекалки, ума, испытание мудрости, а сейчас - забава. Загадка - мудрёный вопрос, она развивает догадливость, сообразительность.
Найдите и подчеркните ответы на вопросы:
1. Как в загадках описываются предметы?
2. Для чего нужны загадки?
- Выступает один представитель от каждой группы.
- Помогает отгадать загадки нам то, что один предмет заменяется другим, похожим на него. Но сходство это бывает неожиданное, необыкновенное, замысловатое.
- Теперь поработаем в сменных группах. У каждого из вас карточка определённого цвета. Вы должны обсудить своё задание с одним или двумя одноклассниками, (карточка другого цвета). Потом в своей группе послушать мнение каждого члена группы. Выбрать ответственного для выступления.
В круглом окне
Днём стекло разбито,
К вечеру вставлено. (прорубь)Заметает в парке тропы,
Собирает снег в сугробы.
Кто же эта незнакомка,
Догадались вы? (позёмка)Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
Никто не поднимает.
Весна придёт
Он сам уйдёт. (сугроб)
Упрятались голышки
В мохнатые мешки,
Четверо вместе,
Один на шесте. (варежки)
4. Самостоятельная работа. Создание проекта “Зимние загадки” в программе ПервоЛого.
- Вы готовили творческие проекты “Зимние загадки”. Проекты получились интересные, яркие.
- 2–3 человека представляют свои работы.
- Чтобы их могли оценить все и дети, и родители, я предлагаю вам выполнить проект в ПервоЛого и отправить свою работу на форум. Работать вы будете в парах. Потом каждый из вас сможет зайти к своему однокласснику на форум, попробовать отгадать загадку и написать, какие слова вам помогли её отгадать.
- План работы.
(Звучит музыка.)
5. Итог. Рефлексия
- Я понял(а), что...
- Было интересно...
- Было трудно...
- Мне захотелось...
(Ребята озвучивают лист рефлексии, напечатанный на слайде.)
слайд
- У вас на парте лежат салфетки. Покажите ваше настроение, состояние после данного урока: снежок – понравилось, без снежка - не понравилось.
- Спасибо за урок!