Концепцией модернизации российского образования определена цель профессионального образования - подготовка квалифицированного, компетентного, ответственного работника, готового к профессиональному самосовершенствованию, способного к эффективной работе, конкурентоспособного на рынке труда. Следовательно, особую важность приобретает воспитание у студентов стойкого познавательного интереса, развитие аналитического и творческого мышления, являющихся неотъемлемыми характеристиками компетентного специалиста. В наш техникум приходят учиться все желающие: у многих из них не только слабая математическая подготовка, но и заниженная самооценка, полное отсутствие интереса к учёбе. Задача преподавателя, работающего на первом курсе, каждого студента научить учиться, привить интерес к познанию, вовлечь в посильную исследовательскую работу. А для этого преподавателю нужно создать условия для развития личности, её самореализации, сформировать правильную мотивацию к учению. Однако в процессе учебных занятий, ограниченных рамками учебного времени и программы, это не удаётся сделать с достаточной полнотой. Большие возможности для этого предоставляют внеклассные занятия с обучающимися: деловые и интеллектуальные игры, проектная деятельность, математические поединки, математический клуб. Внеклассная работа по математике выступает средством развития познавательного интереса обучающихся через свои цели, задачи, содержание и формы проведения. Введение игровых элементов во внеклассное занятие разрушает интеллектуальную пассивность учащихся, которая возникает у них после длительного умственного труда на занятиях.
Среди форм внеклассной работы можно выделить математическую игру, как наиболее яркую и привлекательную.
Математические игры выполняют различные функции:
- Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность. Действительно, игра сближает то, что в жизни не сопоставимо, и разводит то, что считается едино.
- Математическая игра требует от обучающегося, чтобы он знал предмет. Ведь не зная основных положений темы, не умея решать задачи, он не сможет участвовать в игре.
- Участники игры учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.
- Результаты игр показывают обучающимся их уровень подготовленности, тренированности. Математические игры помогают в самосовершенствовании учащихся и, тем самым, побуждают их познавательную активность, повышается интерес к предмету.
- Подготовка и проведение игр позволяет установить более тесный контакт между преподавателем математики и учащимися, и на этой основе более глубоко изучить познавательные интересы и запросы студентов. Создаётся актив, способный оказать преподавателю помощь в организации эффективного обучения всего коллектива данной группы.
Игры и игровые формы включаются во внеклассную работу не только для того чтобы развлечь, но и заинтересовать учащихся математикой, возбудить у них стремление преодолеть трудности, приобрести новые знания по дисциплине, проявить себя, свои способности, проверить имеющиеся у них знания, и все это в необычной занимательной форме.
Представленная математическая игра дает эту возможность студентам.
Этапы проведения игры
1. Подготовительный этап.
Определение темы игры, сообщение целей проведения, создание оргкомитета по подготовке правил проведения игры, сбора материала, написания сценария, создания презентации. За неделю до проведения игры команды подают в оргкомитет заявку на участие, в которой сообщают состав команды, причины участия в игре, интересные факты и особенности членов команды. За день до игры - сбор участников, инструктаж, жеребьёвка.
2. Проведение игры.
Игру проводят двое ведущих, они приглашают по очереди команды для участия, сообщают интересную информацию об участниках, предлагают им выбрать тему игры, задают вопросы, выдают карточки с “5”, забирают проигранные.
3. Рефлексия.
Возраст участников: студенты 1-2 курсов.
Цели:
- Углубление теоретических знаний;
- Развитие кругозора;
- Организация свободного времени;
- Общение со сверстниками;
- Формирование принципов сотрудничества и воспитание чувства коллективизма;
- Приобретение новых знаний, умений и навыков;
- Обучение объективному самоанализу и адекватной самооценки;
- Развитие волевых качеств.
Оборудование:
- Проектор;
- Экран;
- Презентация;
- Наборы “пятёрок”;
- 4 окна (номера ответов) для размещения пятёрок;
- Игровой стол;
- Микрофоны для ведущих.
Правила игры
- В игре принимает участие команда из двух человек.
- Каждая команда в начале игры получает десять “ пятерок” и выбирает тему.
- Команде надо ответить на 8 вопросов. К первым четырём - предлагается 4 ответа, и только один из них правильный. Игрокам надо распределить “пятёрки” между тремя правильными, с их точки зрения, ответами.
- К пятому, шестому, седьмому вопросам предлагается три ответа, и только один из них правильный. Игрокам надо распределить “пятёрки” между двумя правильными, с их точки зрения, ответами.
- На восьмой вопрос даётся два ответа, и игроки должны положить оставшиеся “пятёрки” на один ответ. “Пятёрки”, положенные на неправильные ответы, возвращаются в оргкомитет.
- На обдумывание и распределение “пятёрок” между ответами - 30 секунд.
- Задача команды сохранить как можно больше “пятёрок”, потому что, как только они заканчиваются, команда выбывает из игры.
- Дополнительную пятёрку можно получить за оригинальность представления своей команды (эмблема, костюм, интересная заявка).
Сценарий проведения геометрического шоу “Десять пятёрок”
Ведущие:
1. Учебные дни – быстры они, к финишу мчатся, как птицы.
2. Помни всегда, что без труда в учёбе побед не добиться.
1. Помни везде: только в труде знанья приходят к тебе.
2. Не позабудь: жизненный труд - нет, не равнина, а горы.
1. Может, сейчас здесь, среди нас, будущих лет Пифагоры!
2. Слово предоставляется преподавателю математики Манихиной Т.А.
(приветствие, ознакомление с правилами игры)
Далее ведущие приглашают по очереди команды для участия, сообщают интересную информацию об участниках, предлагают им выбрать тему игры, задают вопросы, выдают карточки с “5”, забирают проигранные.
На этапе рефлексии, после проведения игры, с целью выявления положительных и отрицательных сторон или моментов, студентам было предложено написать эссе. Анализ отзывов показал, что студенты с удовольствием принимали участие в этой игре. Некоторые написали о том, что на уроках стесняются отвечать. боясь неудачи, в то время как игровая форма придаёт непринуждённость общению “студент-преподаватель” и позволяет раскрепоститься и наиболее полно проявить себя. Вот выдержки из отзывов студентов о проведённом мероприятии: Иван К.:“Шоу “десять пятёрок” было очень увлекательным, интересным. Каждый мог показать свои знания, показать на что способен, исправить свою оценку по математике, причём, в лучшую сторону”. Алёна М.: “Вчера был великолепный день, проходило шоу “Десять пятёрок”. Ольга Б.: “ Я изучила много источников математической информации…”. Дмитрий Н.:“Шоу получилось интересным, и я думаю, что оно обязательно должно продолжаться”. Кирилл С.:“Шоу заинтересовало множество людей, и в следующий раз в нём будет принимать участие больше людей”.
Представленная математическая игра позволяет преподавателю работать над формированием универсальных учебных действий, которые определяются программой:
личностные:
обучающиеся:
- способны к жизнедеятельности и самоопределению, представляют свои возможности;
- умеют увидеть внутренние связи, соотношение компонентов изучаемого, сходство и различие между известным и вновь усваиваемым;
- умеют работать с учебной и справочной литературой, интернет- ресурсами.
метапредметные:
- умеют определить необходимые теоретические сведения и грамотно их применить;
- умеют выполнить необходимые обоснования и вычисления;
- имеют опыт коллективного сотрудничества с преподавателем и сверстниками;
- владеют необходимыми умениями организовать учебно-познавательную деятельность и деятельность по выполнению творческих заданий;
предметные:
обучающиеся должны уметь:
- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
- изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
- решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
обучающиеся должны знать:
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю возникновения и развития геометрии;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
Также результатом проведения игры является развитие профессиональных и общих компетенций (их частей):
ПК 6 | Исследовать (моделировать) несложные практические ситуации на основе изученных формул и свойств геометрических фигур |
ПК 7 | Вычислять объемы и площади поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |