Проблема поиска параметров результативности образовательного процесса в настоящее время одна из самых приоритетных, но одновременно и одна из самых сложных.
Обеспечивая Государственные Образовательные Стандарты необходимо располагать полной и объективной информацией об уровне сформированности системы качества знаний, так как уровень развития школьников определяет не только умственные способности и учебные умения, но и обученность ребенка, то есть сформированность системы качества знаний, его мотивация учебной деятельности.
Поэтому я на протяжении нескольких лет для отслеживания результатов обучения учащихся использую систему мониторинга.
Мониторинг - комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы. Это новое, современное средство контроля с целью диагностики, которая позволяет по – другому, взглянуть на весь учебно - воспитательный процесс. Система мониторинга позволяет получать объективную, сопоставляющую информацию об учебных достижениях, как самих учащихся, так и деятельности преподавателя. Именно система мониторинга даёт возможность обеспечить “оценку динамики индивидуальных достижений” каждого учащегося в процессе освоения им основной общеобразовательной программы основного общего образования. (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – ФГОС ООО).
В отличие от разовых тематических или итоговых контрольных работ мониторинг представляет собой систему, позволяющую проследить изменения результатов обученности в течение определённого времени, сопоставить их с условиями, ресурсами и другими факторами, оказывающими влияние на процесс образования, для выявления причин, влияющих на его качество.
В своей работе я хочу показать на основе, каких показателей, и какими способами определяется качество реализации поставленных целей и задач, прежде всего задач, связанных с обучением школьников, оценивать, насколько характеристика реализуемой деятельности соответствует модели ожидаемого результата, прежде всего “модели выпускника”. Иначе говоря, задача работы - охарактеризовать пути, показатели и средства оценки качества образовательного процесса по географии, средства контроля для получения необходимой информации, позволяющей принимать верные педагогические решения.
Цели и задачи мониторинга по географии.
Целью мониторинга по географии является обеспечение эффективного информационного отражения уровня обученности обучающихся, анализ и обобщение результатов контроля знаний и умений их учебной деятельности, разработка прогноза и обеспечения их развития.
Основная задача мониторинга - непрерывное отслеживание уровня обученности обучающихся по географии. В процессе мониторинга выясняются следующие вопросы:
- Достигается ли цель образовательного процесса;
- Существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих исследований;
- Существуют ли предпосылки для совершенствования работы преподавателя ;
- Соответствует ли уровень сложности учебного процесса возможностям обучающегося.
Эти задачи решаются путем проведения диагностики, отслеживание достижений учащихся в течение учебного года, итоговой аттестации в 9, 11 классах и анализа их результатов, участие в этапах Всероссийской олимпиады школьников.
Основные функции мониторинга по географии:
1) информационная (получение информации о
состоянии успеваемости каждого учащегося и
класса в целом);
2) диагностическая (определение уровня овладения
учащимся учебным материалом);
3) аналитическая (сопоставление результатов
обучения с предъявляемыми требованиями);
4) коррекционно-регулятивная (выработка
оптимальных способов повышения образовательной
подготовки каждого учащегося).
Анализируя результаты своей деятельности на протяжении многих лет, я выделила объекты мониторинга, разработала показатели отслеживания результатов, их анализ и рекомендации по управлению качеством образования по географии.
Объектами мониторинга по географии являются:
- результаты диагностических работ проводимых в начале каждого учебного года в 5–11 классах;
- результаты текущего и итогового контроля знаний и умений учащихся по текстам учителя географии, администрации школы, руководителя школьного или районного методического объединения предметов естественно-математического цикла;
- результаты итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов;
- результаты участия в этапах Всероссийской олимпиады школьников по географии;
- учебные достижения по географии отдельных обучающихся.
Анализ уровня обученности школьников проводиться:
- по предмету;
- по классам;
- по отдельным учащимся.
0сновные направления мониторинга и их характеристика.
1. Диагностика в 5-11 классах.
Диагностические работы в 5-11 классах проводятся впервые недели учебного года. Их цель - определение уровня знаний и умений учащихся в начале каждого учебного года, готовность класса к обучения следующего курса географии.
Диагностические работы проводятся в письменной форме, задания составляются преподавателем географии и согласуются с заместителем директора по учебной работе.
При анализе диагностических работ преподаватель осуществляет:
- Прогнозирование (совместно с учениками ) возможности успешного обучения на данном этапе.
- Разработка совместно с классом схемы действий для преодоления затруднений в обучении.
- Согласование предметных требований при переходе учебного процесса от одного предмета к другому ( например, в 5 классе окружающий мир – география).
- Оценку методической подготовленности учителя, посредством экспертной оценки результатов работы: формирование цели диагностической работы, анализ результатов, план действий и требования к индивидуальному подходу в обучении.
Результаты диагностических работ, анализ с выводами и рекомендациями обсуждаются на заседаниях методобъединения предметов естественно-математического цикла или на педагогическом совете.
Анализ результатов диагностических работ дает возможность преподавателю:
- выбрать адекватную методику обучения;
- сформировать мотивацию учащихся;
- назначить дополнительные занятия для неуспевающих учащихся;
- провести коррекцию календарно - тематического планирования по предмету.
2. Результаты текущего и итогового контроля знаний и умений учащихся по текстам учителя географии, администрации школы, руководителя школьного или районного методобъединения предметов естественно-математического цикла.
В течение учебного года согласно графика, промежуточной аттестации обучающихся по географии, проводятся контрольные работы по различным темам курсов географии с 5- 11 классах. Целью является своевременный контроль знаний и умений обучающих, для принятия мер по устранению пробелов в знаниях.
Итоговый контроль знаний и умений проводится в 5-11классах за две недели до окончания учебного года. Тексты итоговых работ составляются руководителем школьного или районного методобъединения.
Целью итогового контроля является не только подведение итогов завершающего года обучения, но и выработка рекомендаций по устранению пробелов в знаниях обучающихся.
Задачи, которые решаются при проведении итогового контроля :
- анализ результатов обучения за год;
- оценка успешности освоения учащимися предмета географии;
- анализ действий преподавателя на данном этапе обучения;
- формирование итоговой рейтинговой оценки и заключение об успешности выполнения учебной программы.
Показателями являются % качества и % освоения контрольной работы в сравнении с результатом за четверть или год.
3. Результаты итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов.
В последние годы, в связи ведением новой системы аттестации выпускников, когда чаще всего выпускники выбирают предметы, для сдачи экзамена, которые им нужны для поступления в ВУЗ. Географию не часто выбирают для сдачи экзамена по выбору, т.к. она в основном, требуется только в геолого-географических Вузах.
В 2013 году выпускники 9 класса выбрали для сдачи экзамена по выбору географию, % качества и освоения 100.
Учащиеся на экзамене подтвердили свои оценки, результат экзамена совпадает с годовыми оценками по предмету.
4. Результаты участия в этапах Всероссийской олимпиады школьников по географии.
Ежегодно обучающие школы принимают участие в этапах Всероссийской олимпиады школьников по географии.
Целями Олимпиады являются: стимулирование интереса обучающихся к географии; выявление обучающихся, интересующихся географией;
- оценка знаний, умений и навыков, полученных обучающимися в школьном курсе географии;
- активизация творческих способностей обучающихся; выявление обучающихся, которые
- могут представлять свое учебное заведение на последующих этапах Олимпиады;
- популяризация географии как науки и школьного предмета.
Участниками школьного этапа Олимпиады могут быть обучающиеся 5 – 11-х классов, муниципального и регионального этапа обучающиеся 9-11-х классов.
Показателями является количество участников, призеров и победителей каждого этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии.
5. Учебные достижения по географии отдельных обучающихся (портфолио по географии).
Вести учет учебных достижений отдельных учащихся по географии по следующим показателям:
- результаты успеваемости по географии по классам;
- участие в предметных конкурсах, исследовательских конференциях, викторинах.
- создание учебных проектов и презентаций;
- публикация и размещение работ на сайтах в Интернете.
Система мониторинга, которая мною используется в течение многих лет дает хорошие результаты, % качества и % освоения по географии с каждым годом увеличивается, в этом году он составляет: % качества - 80, % освоения - 100.
Благодаря информации, которую я получаю в результате использования системы мониторинга по географии, принимаются решения по улучшению качества образовательного процесса.
Оценочные показатели, используемые в системе мониторинга, безусловно, должны подвергаться корректировке, уточнению, но главное назначение мониторинга - обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ход реализации образовательной программы с целью повышения качества результатов по географии.