Цели:
- Познакомить детей с основным математическим понятием:”буквенные выражения”.
- Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи.
- Учить рассуждать, используя ранее полученные знания.
- Ознакомить со свойствами квадрата, решением задач на нахождение Р.
- Развивать познавательный интерес и умение делать выводы основанные на выполненных действиях.
Ход урока
1. Устный счет.
На доске: (слайд № ).
84-50 89-5 75-30 97-3 24-10 48-4
- Каким одним словом можно назвать эти записи?(примеры)
- А точнее?(выражения)
- Что использовалось для записи этих выражений?(числа и знаки)
- Значит, как называются такие выражения? (числовые )
- Назовите тему нашего урока.(слайд№ ).
- Запишите в тетрадь только ответы.
- Что нужно знать, чтобы найти значения этих выражений?(правило)
- Каким правилом вы воспользуетесь при вычислениях в 1-м и во 2-м столбике?
- Что общего в значениях этих выражений?
- Какое значение имеет цифра 4 в каждом числе? (слайд № ).
- Какое значение в жизни имеет число 4? (4 времени года, 4 стороны горизонта, 4 лапы у зверей)…
2. Задача на смекалку.
- Можно ли из 3 палочек сложить цифру 4?
- Попробуйте сделать это из счетных палочек.
- А можно по-другому?
- Можно ли из 3 палочек составить четырёхугольник?
- Почему?
3. Работа с геометрическими фигурами.
- На доске фигуры:(слайд № ).
- Назовите одним словом эти фигуры.(четырёхугольники)
- Докажите, что это четырёхугольники.
- Кто может назвать каждую фигуру?
- Можно ли объединить эти фигуры в группы по общему признаку? (слайд № ).
ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКИ ПРЯМОУГОЛЬНИКИ
- Почему вы объединили квадрат и прямоугольник?
- Квадрат – это прямоугольник.
- Докажите почему?
Помни!
В квадрате в нашем мире
Есть прямых угла четыре.
И четыре стороны –
Меж собой всегда равны.
4. Оригами. РЫБКА (работа в паре)
- Какая фигура перед вами?
- Сложите квадрат с уголка на уголок.
- Какую фигуру вы получили? (треугольник)
- Сложите треугольник пополам.
- Какую фигуру вы получили? (треугольник)
- Кто даст название этому виду треугольников? (прямоугольный треугольник)
- Можно ли превратить треугольник в рыбку?
- Что для этого надо сделать?
- А можно ли из наших рыбок собрать квадрат? (работа в паре)
- Подумайте можно ли наши действия записать выражением?
- Что для этого нужно использовать? (числа или буквы) (слайд № ).
- Как назовём такие выражения? (буквенные)
- Какой вывод мы можем сделать?
- Дополним нашу схему. (слайд № ).
5. Работа над составлением выражений.
МАГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ.
- Какая это фигура?
- Докажите.
- Сосчитайте сколько всего на этой картинке квадратов.
- Кто может показать их все?(14)
- Решите задачу.
Сторона одного маленького квадрата равна 2 см.Найдите Р самого большого квадрата.
1)2+2+2=6(см)-сторона большого квадрата.
2)6+6+6+6=24(см)- Р квадрата.
- Этот квадрат особый, он поможет нам составить выражения. (слайд № ).
- Посмотрите на числа и буквы расположенные в строчках и в столбиках.
- Какие выражения мы можем составить?
- Разбейте эти выражения на 2 группы.(слайд № ).
6+a+5=14 b+7+1=14 2+4+8=14 6+b+2=14 a+7+4=14 5+1+8=14 6+7+8=21 5+2+7=14
- Какой знак действия использовался в записи?
- Как называются числа при сложении? (слагаемые)
- Как называется ответ при сложении? (сумма) (слайд № ).
6+a+5=14
Какое это выражение? (буквенное)
- Как вы думаете, что нужно сделать чтобы найти чему равно a?
- Чем оно является в выражении? (3 слагаемым) (слайд № ).
6+5=11
a+11=14
a=14-11
a=3
4. Подведение итогов.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие бывают выражения?
- Какие выражения называют буквенными?
- Буквы какого алфавита используют в записи буквенных выражений?
- Что особенно запомнилось на уроке?