Цель урока:
- Формирование умения осознанно находить безударную гласную в корне.
- Формирование орфографического навыка написания слов на основе этимологического анализа слов.
- Развитие познавательных способностей детей, речи учащихся, обогащение словарного запаса.
- Дать детям элементарные знания о зимующих птицах Якутии.
- Приучать детей заботиться о птицах.
Оборудование урока:
Презентация “Зимующие птицы Якутии”, этимологический словарь для учащихся, орфографический словарь, карточки с заданиями.
Ход урока
1. Орг.момент.
2. Актуализация знаний и проблемная ситуация.
Работа у доски: (запись слов с пропуском орфограмм).
– Запишите слова с “окошком, в трудном месте пропустим букву, поставим ударение, напишите проверочное слово. (Пишут в тетради) Как называются орфограммы, которые можно проверить? (ПРОВЕРЯЕМЫЕ безударные гласные в корне). Повторить алгоритм проверки безударных гласных (слайд 2)
Л_сник - ________________ с_сна - ________________ гн-здо - _________
з_рно_______________ з-ма- _______________ к-рмушка-________
с-ница__________________.
- Все ли слова мы проверили? Почему? (Синица- НЕПРОВЕРЯЕМАЯ безударная гласная). Как быть? (посмотреть в орфографическом словаре и вставить букву)
Беседа о зимующих птицах в Якутии. (слайды 3-8)
- Кто видел синичку? Какая она? Она зимует у нас в Якутии? Все ли птицы улетают в теплые края? Каких птиц еще вы видели? Как приходится птицам зимой?
– Как мы можем помочь нашим зимующим птицам?
Показать нарисованные на уроке рисования кормушки, сказать что на уроке труда мы будем делать кормушки и показать виды кормушек)
- Чем питаются птицы?
-И так вернемся к заданию. Как называются орфограммы, которые не проверяются? (Непроверяемые безударные гласные)
3. Тема урока и постановка учебной задачи.
– Как называется тема нашего урока? Непроверяемые безударные гласные в корне слова (слайд 9)
– Как правильно написать непроверяемую безударную гласную? (запомнить, посмотреть в словаре) (слайд 10 - пункт 1 и 2)
4. Выход из проблемной ситуации:
– Правильно, существуют орфографические словари. Для чего нам нужны словари?
– Слов с непроверяемой орфограммой много. Как быть?
Многие птицы, как мы уже знаем, названы по звуку, который они издают. Послушайте пение этой птицы. Попробуйте догадаться. О какой птице идет речь? (пение синицы)
(слайд 11). Как образовалось это слово?
Для чего нам нужны знания о происхождении слов?
– Как нам узнать, как образовались те или иные слова? Где мы можем найти информацию об этом? В словаре.
– Существуют этимологические словари. (слайд 12) Раздать словари.
– Посмотрим, что говорит этимологический словарь? Найдите слово синица. Прочитайте.
– Что делать, чтоб правильно выбрать непроверяемую безударную гласную?
Повторить памятку.
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
6. Закрепление знаний.
– А теперь попробуем сами объяснить названия некоторых птиц. (слайды с 13–20)
Работа в группах: Класс поделить по 4 уч-ся (повернуться друг другу). Раздать карточки со словом:
1 К_дровка,
2. в_рона
3. св_ристель.
4. дят_л
5. тр_согузка,
6. поп_лзень,
7. к_ропатка
- Объясните названия этих птиц. Предположите, почему они так названы? Посмотрите этимологический словарь. Выступает 1 ученик из группы.
- Запись названий птиц в тетради.
– Вставьте пропущенные орфограммы.
7. Работа по учебнику стр. 29 упражнение 20.
8. ВЫВОД:
– Для чего нам нужны знания о происхождении слов? Ответ: Правильно писать слова с непроверяемой безударной гласной в корне.
– Что надо сделать, чтобы правильно выбрать непроверяемую гласную в словах? Ответ: Необходимо посмотреть в словаре или запомнить, как оно пишется.
– Что поможет запомнить? Ответ: Знания о происхождении слов .Эти слова являются историческими корнями. Слайд 21
9. Итог работы. Слайд 22
– Назовите тему нашего сегодняшнего урока. Ответ: Непроверяемые безударные гласные.
– Какие новые знания мы с вами открывали? ( Как правильно выбрать непроверяемую безударную гласную в слове)
– Как правильно выбрать непроверяемую безударную гласную в слове? Необходимо посмотреть в орфографическом словаре или запомнить, как оно пишется, также знать происхождение слова, пользоваться этимологическим словарем.
10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
1. Составить кроссворд по теме “Птицы”.
2. Найти информацию в словаре о любом слове с непроверяемым гласным в корне.