“Любовь к родному краю, к родной культуре,
к родному селу или городу, к родителям,
к родной речи начинается с малого –
с любви к своей семье, к своему жилищу,
к своей школе, постепенно расширяясь,
эта любовь к родному переходит к своей
стране, к ее истории, ее прошлому
и настоящему”.
Д.С. Лихачев
У каждого человека Родина начинается с колыбельной песни, которую пела ему мать, потому что тот человек, который знает свои корни, любит свою малую Родину, гордится славой и культурой своих предков, будет уважать, и другие народы и понимать их национальные чувства.
Известно, что главной целью воспитания и обучения является гармоничное развитие личности. Значит, передо мной стоит задача – воспитать независимого и самостоятельного человека.
Демократия широко распахнула “железный занавес”, закрывавший от нас долгие годы культуру и идеологию других стран. Но вместо высоких образцов культуры с экрана телевизора, с компьютерных дисков, с обложек книг и журналов на нас хлынул мутный поток низкопробной массовой культуры других стран. Этот поток захлестнул наших детей и подрастающее поколение Адыгеи и всей России захлебывается в нем.
Я всегда считала, что основой воспитания подрастающего поколения является адыгэ хабзэ – адыгагъэ – адыгство – свод неписаных законов, который должен был выполнять всякий адыг. Ведь адыги сохранились как этнос благодаря соблюдению принципов этой древней этической традиции – адыгэ хабзэ – означающей совокупность лучших нравственных качеств, норм общения в обществе, в семье и в быту. Велика роль национальных традиций, родного языка в нравственном воспитании подрастающего поколения.
В школе более 15 лет работают такие кружки, как “Золотое шитье” (дети учатся исконному адыгейскому искусству вышивания золотыми нитями), “Национальный орнамент”, кружок национального танца “Лезгинка”. В школе работает “Хьак1эщ” - “Гостиная”. В каждой адыгейской семье местом воспитания молодежи являлся Хьак1эщ – специальное помещение для гостей. В них собирались старшие, которые обсуждали проблемы, волнующие народ, рассказывали легенды о нартах, сказки о мужественных людях. В наш школьный Хьак1эщ мы приглашаем почетных гостей нашей школы: членов Совета ветеранов, писателей, знаменитых спортсменов, старейшин аула. Здесь проводятся такие обрядовые мероприятия, как “Лъэтегъэуцу”-праздник первого шага, “К1ащ”-обряд врачевания больного, “Встреча весны”, “Адыгэ джэгу”, уроки этнокультуры. Традиционным стало участие наших учащихся в проектно-исследовательской деятельности по темам “Моя родословная”, “История моего аула”, “Моя семейная реликвия”.
Я хочу процитировать слова академика Д.С. Лихачева: “Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родителям, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе, постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей стране, к ее истории , ее прошлому и настоящему”.
В учебный план нашей школы включены такие учебные предметы, как адыгейский язык, адыгейская литература, история Адыгеи, кружки по этнокультере. Учителя разработали авторские программы, методические пособия, дополнительные материалы. Они помогают обеспечить достижение одной из важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям.
Я хочу рассказать о некоторых авторских разработках.
Учителя начальных классов в своей работе используют разработанное методическое пособие “Родной язык – святой язык”. Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности. Решению этой цели способствует методическое пособие “Родной язык – святой язык”.
Необходимость пособия:
- учебники начальных классов дают мало возможностей учителю для развития фантазии, мышления детей;
- концентрация большого интересного, увлекательного материала, по определенной теме, что позволяет экономить время и учителя и учащихся.
Суть пособия:
- развитие устой речи;
- развитие творческих способностей учащихся;
- развитие памяти, мышления, внимания.
Средства пособия.
1. Дополнительный материал по родному языку, природоведению, математики, музыки, изо.
2. Развитие творческих способностей, посредством определенного материала.
3. Связь с жизнью.
Что входит в пособие.
В пособие входит дополнительный материал в период обучения грамоте адыгейского языка. При изучении новой буквы специально подобраны материалы, позволяющие закрепить новую букву и повторить изученные буквы. Здесь есть пословицы, загадки, скороговорки, ребусы на данную букву.
1. Под номером 1 даются пословицы.
2. Под номером 2 – загадки .
3. Под номером 3 - скороговорки.
4. Под номером 4 – ребусы .
5. Материал расположен по принципу. “От знакомого к неизвестному”, “От простого к сложному”.
6. Материал в пособии расположен так, чтобы сэкономить время учителя и при подготовке к урокам.
Опыт работы в школе, анализ посещенных уроков, наблюдения, показали, что в целях успешного развития практической речи учащихся-адыгейцев целесообразно полезно использовать методическое пособие “Родной язык – святой язык”.
В результате использования данного методического пособия, у учащихся обогащается словарный запас. В дальнейшем при составлении стихов, сказок, задач, загадок учащиеся широко используют выученные пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, ребусы, что украшает и обогащает речь, что способствует повышению качества знаний. Большую пользу данное пособие приносит и в воспитательной работе: учащимся прививаются навыки культурного поведения, культуры речи.
Учителями школы разработана программа по дополнительному образованию и воспитанию для учащихся начальных классов.
Ведущий замысел воспитательной программы состоит в создании в классном коллективе комфортной атмосферы жизнедеятельности, основанной на дружелюбном обращении друг с другом, способствующей индивидуальному и коллективному творчеству.
Главным целевым ориентиром программы является содействие формированию у детей нравственной направленности на основе “Адыгэ хабзэ”
Данная программа определяет цели, задачи и содержание работы по дополнительному образованию в начальных классах национальной школы, определяет в соответствии с возрастными возможностями и особенностями младших школьников оптимальные объемы различных видов и форм деятельности.
Программа позволяет снять возникающие трудности языкового характера, поведенческого характера, скорости усвоения новых знаний, умение использовать полученные знания на практике и другие.
Данная программа носит личностно - ориентированный характер. Он обусловлен рядом объективно существующих обстоятельств.
Во-первых, динамическое развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во- вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны програматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействий с учащимся.
В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности.
Отсюда очевидна необходимость построения личностно - ориентированных систем обучения и воспитания школьников.
В настоящий период радикального преобразования воспитательной практики нет. Классный руководитель должен в школе провести в течение месяца классные часы и классные собрания, на которых обсуждаются текущие дела.
Часто эти собрания превращаются в гневный монолог учителя о плохом поведении или о плохом успеваемости учащихся, в проставление оценок в дневнике или дополнительные занятия по выполнению домашних заданий.
Я уверена, что такое использование данного времени не только бесполезным, но и вредным.
Вот это время я предлагаю использовать для своей программы, чтобы снять негативные моменты и исключить перегрузку учащихся.
Данная программа предполагает проведение интегрированных занятий. Эти занятия не являются продолжением урока, они носят поисковый характер индивидуально - самостоятельной или самостоятельно - групповой деятельности.
Моя основная цель – дойти до каждого ученика, наиболее полно раскрыть его возможности и способности, помочь каждому успешно овладеть школьной программой.
Предлагается следующая почасовая сетка по классам, обусловленная возрастными особенностями учащихся их УУД.
Класс | Воспитательский час | Предметный час | |
1 | 3 | 1 | |
2 | 2 | 2 | |
3 | 1 полуг | 2 | 2 |
2 полуг | 1 | 3 | |
4 | 1 | 3 |
Практика моей работы потребовала следующей часовой сетки по предметам. У кого-то она может быть иной (приложение)
Мы открыты для общения. Опыт работы нашего коллектива представлен на сайте школы, обобщен Адыгейским республиканским институтом повышения квалификации.
В течение двух лет школа является республиканской экспериментальной площадкой по апробации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Работа, которую проводим мы, педагоги, в школе помогает детям восстановить и сохранить лучшее, что накопилось у адыгейского народа, воспитывать у учащихся чувство ответственности и сопричастности к сохранению национальных традиций.
Мы живем в такое время, когда нет общеидиологических установок, на которых можно было бы воспитывать подрастающее поколение, и, на мой взгляд, этнокомпонент в образовании является одной из актуальных составляющих в национальной политике не только нашей республики, но и всей Российской Федерации.
Литература.
1. Шоров И.А. Адыгейская народная педагогика. Монография.- Майкоп, 1989.
2. Шоров И.А. Идеи нравственного воспитания в адыгском устном народном творчестве. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 1977.