В России происходят масштабные изменения в образовании, основным из которых стало введение новых стандартов образования (ФГОС). Данный документ не только изменяет режим работы школы, содержание образовательных программ, свободу учителя в формировании программы, плана и т.д., но во многом меняет мировоззрение всех участников образовательного процесса. На первый план выходят такие принципы как индивидуализация, дифференциация и информатизации образования.
Дифференциацию и индивидуализацию обучения педагог может осуществить через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий, средств методической поддержки учеников в соответствии с их возможностями и подготовленностью к обучению.
А может использовать современные Интернет технологии для создания групп учеников по интересам, способностям и т.д.
В настоящее время, хотим мы этого или нет, мы все живем в информационном обществе. Весь объём информации "перенесен" во всемирную паутину. Как показала практика, те возможности, которые открывают Internet, CD, телевидение и т.д. весьма слабо используются учениками для решения образовательных задач. В то же время установка государства – это обеспечение равного доступа к образовательным ресурсам всех граждан, создание массового внедрения ИКТ в сферу образования и науки, использование нового образовательного контента и новых технологий образования, в том числе технологий дистанционного образования.
Ни для кого не секрет, что сильные ученики тратят мало времени на выполнение тех или иных заданий, слабые же наоборот. Кроме того, в старших классах у учащихся сформированы четкие потребности в изучении отдельных предметов – какие-то нужны для успешной сдачи ЕГЭ, а какие-то – только чтобы был хороший аттестат. Отсюда и разное отношение к предметам, и готовность тратить на них время.
Как любой педагог я стремлюсь к цели: формирование, сохранение и развитие учебной мотивации своих учеников, и, как следствие, повышение образовательных результатов.
Свою деятельность в данном направлении я построила через создание условий для организации виртуального обучения с помощью Интернет технологий.
Задачи моей деятельности
- Сформировать он-лайн классы для различных категорий обучающихся (по способностям, по интересам)
- Вовлечь всех участников образовательного процесса в творческую познавательную деятельность в виртуальной среде
- Формировать образовательное отношение к социальным сервисам и сетевым технологиям, умение находить среди ресурсов данных сервисов информативно ценную информацию.
Мной был выбран образовательный сервис eliademy.com, который позволяет составлять образовательные курсы как педагогу, так и учащимся, что дает возможность получить базовое образование, а также углубить обучение по предмету.
Почему именно этот сервис? Он абсолютно автономен, не требует привлечения сторонних ресурсов. Eliademy.com быстро грузится, дает возможность размещать материалы различных типов – видео, фото, тексты. Сервис не блокируется фаейрволом, ограничивающим доступ к нежелательному контенту. Eliademy.com интуитивно понятен пользователю с любым уровнем компьютерной грамотности: имеет страницы для размещения учебных материалов, заданий; журнал успеваемости, где система автоматически подсчитывает процент выполнения заданий каждым участником, сервис дает возможность моментального осуществления обратной связи с учащимися - оценивание их ответов, размещение комментариев к ним. Также есть вкладка “Обсуждения”, позволяющая общаться участникам курса между собой и с преподавателем (Рисунок 1).
Благодаря настройкам вы можете выбрать режим работы с курсом - для всех желающих или по приглашениям, выполнение заданий за определенное время или самообучение, где время не ограничено. По результатам изучения курса слушатели могут получить сертификат. А самый главный плюс сервиса – доступ к нему возможен с любой точки, где есть Интернет. Также большим плюсом является возможность получить доступ к ресурсу через мобильное приложение для ОС Android, что делает eliademy.com демократичным приложением.
Кроме того, предлагаемый сервис eliademy.com открывает огромные возможности как для обучающихся, так и для педагогов.
Во-первых, у учеников изменяется мотивация. Ведь подобранные педагогом материалы интересны, их представление самое разнообразное – от простых документов и видео, заканчивая заданиями на разных ресурсах. Время, когда выполнить задания и просмотреть или прослушать учебный материал, ученик выбирает сам - это может быть даже перемена в школе, а у ученика в руках всего лишь сотовый телефон с выходом в Интернет. Опять же, время для просмотра курса, количество повторов каждый выбирает сам. Особенно важна такая форма для детей, находящихся на домашнем обучении – они теперь не зависят от времени прихода педагога и не ограничены временем, которое педагог, согласно плану индивидуального обучения, посвятит ученику.
Таким образом, ученик учится осуществлять самообразование, что является необходимым требованием к выпускнику.
Во-вторых, у педагога расширяется круг возможностей. Это не только подбор дифференцированных и индивидуальных заданий для разных групп обучающихся. Это и разные формы работы на уроке: с выходом в он-лайн классы, обсуждение лекции, просмотренной дома и т.д. Всё это позволяет экономить время урока, активизировать обучающихся, сподвигнуть тех, кто выполнял более легкое задание на выполнение сложного.
В-третьих, возможность сетевого взаимодействия педагогов различных школ. Приглашение к курсам учеников из других школ, или наоборот, перенаправление своих учеников к курсам других педагогов. Такая форма может обеспечить обмен опытом среди учителей. А в пределах одного РМО облегчить жизнь педагога (один педагог разрабатывает курс по одному блоку тем, другой – по следующему)
В-четвертых, безграничные возможности учителя как классного руководителя. В сети огромное количество видеороликов, подборок фотографий, высказываний. Прекрасное подкрепление классных часов домашним просмотров, допустим, фотографий о Великой Отечественной войне и ветеранах. А привлечение к данному просмотру родителей, делает задачи классного руководителя о взаимодействии с семьей вполне осуществимыми.
В-пятых, решена проблема замещения при болезни педагога. Зачастую, находясь дома на больничном, мы имеем возможность работать за компьютером, а значит, сможем составить курс на время своего отсутствия.
Необходимые условия
Необходимы понимание и поддержка со стороны администрации школы и управления образования (трафик школы будет расходоваться более активно). Так как данный сервис прост в понимании, использовании, создании курсов, то освоить его сможет любой. Но помощь муниципального методического центра должна присутствовать, ведь наполнение лекций интересным и познавательным учебным материалом возможно при использовании самых разнообразных сервисов Интернет, о которых, к сожалению, не все знают.
Образовательный ресурс eliademy.com используется мной в практике преподавания биологии в МБОУ СОШ №1 г. Николаевска-на-Амуре.
Направления использования
1. Осуществление дистанционного обучения во время отсутствия педагога или учащихся.
Цель: ликвидация пробелов в знаниях, выполнение программы в полном объеме, инклюзивное обучение и т.д.
Для учащихся мной составляется урок (курс), в котором размещены теоретические и видеоматериалы. Также подобраны задания к курсу. В качестве материалов я выбираю различные источники - это дистанционные уроки других преподавателей, учебные видео с известных видеохостингов, материалы с сайта VirtuLab, материалы Единой коллекции ЦОР. В качестве заданий – составленные мной вопросы, упражнения, или использую ресурсы learningApps.org, Classtools (Рисунок 2). Пример урока вы можете увидеть, пройдя по ссылке https://eliademy.com/app/a/courses/c8f85ef92e .
2. Углубленное изучение отдельных тем
Не всегда программой предусмотрено то количество часов на изучение отдельных тем, которое необходимо для понимания предмета биологии, формирования единой картины мира. Педагог вынужден для решения данных проблем изыскивать время на факультативных часах и часах внеурочной деятельности. Но они есть не у всех. Да и оценить внеурочную деятельность и факультатив мы не можем. Поэтому на помощь приходит он-лайн обучение. Я предлагаю такой курс не всем учащимся, а по желанию. Оценку ставлю в журнал в том случае, когда она удовлетворяет запросы учащегося. Пример такого курса https://eliademy.com/app/a/courses/fa20526d65 .
3. “Перевернутый класс” (flipped classroom)
Ресурс позволяет осуществлять перевернутое обучение, вовлекая учащихся в активную деятельность по изучению материала, провоцируя их на поиск недостающих знаний, формулирование проблемных вопросов для последующего обсуждения в классе. Ценность перевернутых классов в возможности использовать учебное время для групповых занятий, где учащиеся могут обсудить содержание лекции, проверить свои знания и взаимодействовать друг с другом в практической деятельности. Во время учебных занятий роль учителя – выступать тренером или консультантом, поощряя школьников на самостоятельные исследования и совместную работу.
Пример курса для перевернутого обучения https://eliademy.com/app/a/courses/6331330b9f/1 .
4. Инклюзивное обучение
Использование он-лайн обучения обеспечивает доступность образования для всех. Инклюзивные подходы могут поддержать детей с особыми потребностями в обучении, создать ситуацию успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни. Учащийся сам выбирает скорость освоения курса, а педагог, зная особенности конкретного ребенка, может подобрать материалы, соответствующие его возможностям. Пример такого курса для ученицы 11 класса https://eliademy.com/app/a/courses/d3877d67e2 .
5. Проектная и исследовательская деятельность
Проектная и исследовательская деятельность наряду с оптимизацией учебно-воспитательного процесса предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать и принимать нестандартные решения. Выполняя тот или иной проект, учащиеся могут быть авторами собственного курса на ресурсе eliademy.com, созданного по результатам проекта. Также интересно использовать данный ресурс на уроке для создания совместного проекта с детьми. Работая в группах, учащиеся выполняют мини - проекты, которые педагог размещает на ресурсе (Фотография 3). К концу урока ученики получают учебный курс, который могут использовать сами, а также любые слушатели, записавшиеся на курс. Такая форма работы делает использование ИКТ на уроке комплексным, системным, поощряет учащегося к самообразованию через Интернет, распространению собственных знаний, проведению свободного времени в виртуальном пространстве с пользой для себя, а не только для посещения социальных сервисов и игр. Готовый проект как результат урока https://eliademy.com/app/a/courses/31498c6678 .
Видео урока http://youtu.be/VoS0Jj1RRvA
6. Дифференциация и индивидуализация обучения
Педагог имеет возможность сформировать он-лайн классы для различных категорий обучающихся (по способностям, по интересам), пригласив на курс лишь определенных учащихся.
Возможности сервиса eliademy.com велики и ограничиваются лишь фантазией педагога.
Какие проблемы были выявлены
- Дети забывают свои пароли и логины при входе на сервис, что сильно ограничивает время работы на уроке.
- Не у всех учащихся дома быстрый интернет, что препятствует просмотру видеороликов.
- Не все учащиеся средних классов желают тратить личное время в виртуальном пространстве не на развлечения.
Как преодолеть проблемы
- Убеждение
- Подбор заданий, повышающих интерес к предмету у учеников
- Повышение успеваемости и качества знаний тех учащихся, кто участвует в проекте
- Использование наград: дипломов, грамот, значков, отмечающих учащихся, успешно освоивших тот или иной курс
За время применения ресурса отмечен образовательный эффект
- Повышение качества преподавания и знаний учащихся.
- Рост творческой активности и положительной мотивации школьников к занятиям.
- Самопроизводство и самопотребление информации. Повышение навыков самообразования, дистанционной работы, под управлением педагога.
- Создание системы регулярной консультационной поддержки учащихся, обратная связь с педагогом.
- Создание интерактивной среды на уроке.
- Повышение уровня информационной культуры обучающихся.
- Обеспечение равных образовательных возможностей для всех учащихся.
- Взаимное обучение.
- Возможность построения индивидуальной траектории развития.
- Навыки анализа собственной деятельности.
- Для педагога: создание собственной библиотеки материалов к урокам
Плюсы он-лайн обучения ни для кого не новы. Для себя же приоритетными считаю такие, как возможность реализации принципа информатизации, осуществление дифференцированного и индивидуального подхода, демонстрация учащимся образовательных возможностей всемирной паутины.
Настойчивость, профессионализм и оптимизм педагога помогут учащимся научиться управлять информационным потоком, критически относится к слышимой и читаемой информации, распоряжаться ею, создавать новые образовательные продукты и транслировать их независимо от личностных и физических особенностей.
Библиографический список