Цели:
- учить видеть красоту зимнего времени года;
- вырабатывать умение наблюдать за изменениями в природе;
- совершенствовать навыки укрепления здоровья зимой;
- развитие коммуникативных навыков.
Оборудование:
- снежинки с цифрами “1, 2, 3, 4, 5, 6, 7”;
- снежки – мячи;
- слайды с зимними пейзажами;
- слайды с изображениями зимних народных гуляний 18-19 веков;
- таблички со словами “бежит”, “горит”, “греет”, “стоит”, “плачет”;
- слайды с изображениями зимних видов спорта;
- картинки со следами животных на снегу.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели занятия.
Учитель:
Снег на полях, лёд на реках
Вьюга гуляет, когда это бывает?
– Сегодня к нам в гости пожаловала Зима, ведь декабрь – начало календарной зимы.
– Вы с радостью сообщали мне о приметах зимы. Вот и она хочет загадать вам свои загадки, проверить вашу сообразительность. (На доске висят снежинки, ученик бросает снежок в снежинку и отгадывает загадку)
Тройка, тройка пролетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
Белокожа, белолица.
Как махнула рукавом
Всё покрыла серебром.Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
Только месяц наш пройдёт
Наступает Новый год.Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнет воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Повернуло солнце к лету
Что скажи за месяц это?Вырос лес – белый весь.
Пешком в него не войти,
На коне не выехать.
Белая морковка зимой растёт.Через поле напрямик скачет белый воротник.
И не снег, и не лёд, а серебром деревья приберёт.
III. Второй конкурс.
– Этот конкурс посложнее, вы должны отгадать загадку, а к отгадке подобрать однокоренные слова. За каждое слово – сосулька.
На доске появляется слайд с зимним пейзажем.
– Лежал, лежал, весной в реку убежал. (Снег, снеговик, снегопад, снежный, т.д.)
– Невидимкой осторожно он является ко мне.
И рисует, как художник, он узоры на стекле. (Мороз, морозец, морозильник, т.д.)
IV. Третий конкурс.
– А сейчас Зима хочет спросить у вас, знаете ли вы, что это?
На доске появляется слайд с деревьями, покрытыми инеем.
– Я и туча, и туман, и ручей, и океан.
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу.
– Скажите, когда вода плачет, горит, журчит, греет, лежит, бежит? (Таблички со словами появляются на доске)
Дети отвечают и доказывают свои ответы.
V. Четвёртый конкурс “Поиграем”.
(Звучит весёлая песенка)
– Если руки ваши мёрзнут, то в ладоши хлопайте!
Если ноги ваши мёрзнут, то ногами топайте!
Громче хлопайте руками, громче топайте ногами,
А не то вам Дед Мороз отморозить может нос!
VI. Пятый конкурс “Узнай следы”.
– На доске рисунки с изображением на снегу следов лося, зайца, лисы, волка, белки. Ребята должны соотнести картинку с изображением животного с его следами.
– А почему здесь нет следов медведя?
VII. Подведение итогов первой части занятия.
- Какие вопросы зимушки-зимы показались вам особенно интересными?
- Что нового вы узнали для себя?
- О чем бы вы хотели узнать еще?
– Учитель: Знаете ли вы, что издавна на Руси отмечался день здоровья? И носил он название “Катеринин день”. Отмечали его обычно в декабре.
На доске появляется слайд с народными гуляньями зимой.
– Как вы думаете, заботиться о здоровье надо только зимой?
– А что вы для этого делаете?
VIII. Шестой конкурс. “Изобрази спортсмена”. (Хоккеиста, лыжника, фигуриста, игрока в снежки)
– Учитель: Какие ещё виды зимнего спорта вы знаете?
На доске слайды с изображением биатлонистов, слаломистов, кёрлингистов.
IX. Подведение итогов второй части занятия.
- Названия каких зимних видов спорта запомнили?
- Каким видом спорта хотели бы заниматься?
- Как будете укреплять здоровье зимой?