Эссе на тему “Развитие информационно-образовательной среды школы как фактор повышения ИКТ-компетентности педагогов” (https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=31566&showentry=6893) я представляла на второй международной образовательной научно-практической онлайн конференции “Новая школа: мой маршрут”, рассказывая об опыте работы в данном направлении нашей образовательной организации – ГКОУ РО Казанской школы-интерната VII вида. Разговор на данную тему показался мне незавершенным, поэтому тема нового сообщения видится мне очень созвучной предыдущей теме.
Нам повезло, потому что живем мы в период формирования информационного общества. Еще большим везением можно считать то, что именно в этот период мы работаем в школе, оказывая образовательные услуги детям с особыми образовательными потребностями. Ведь школа и общество могут существовать только рука об руку. Поэтому процесс формирования информационного общества естественно влечет за собой и информатизацию образования. Сейчас перед администрацией образовательной организации стоит непростая задача по развитию информационно-образовательной среды школы, которая включает в себя следующие компоненты: техническая организация информационной среды школы, учебно-методическое наполнение информационных ресурсов, организация деятельности педагогического коллектива.
Как указывает Х.В.Сокиев в своей статье “Основы развития человеческого фактора в информатизации общества и информационная деятельность человека” в рамках концепций, предложенных в работах Д.Белла, М.Кастельса, Д.Лайона, Дж.Мартина, И.Масуды, А.Тоффлера, Ф.Фукуямы, Ф.Хайека, “информационное общество в целом рассматривается как модель развития социальных связей и отношений, формирование которой происходит за счет достижений “электронной революции”, а также благодаря быстрому развитию вычислительной техники и информационно-коммуникативных технологий.”
Развитие информационно-образовательной среды образовательной организации выступает фактором расширения дистанционного взаимодействия всех представителей образовательного процесса, иначе говоря – одной из причин развития социальных связей образовательной организации.
В пособии “Социология”, автор Вербець В.В., говорится, что “социальная связь – социальное действие, выражающее зависимость и совместимость людей или групп. Это совокупность особых зависимостей одних социальных субъектов от других, их взаимные отношения, которые объединяют людей в соответствующие социальные общности и свидетельствуют об их коллективное существование. Это понятие, обозначающее любые социокультурные обязанности индивидов или групп индивидов относительно друг друга.”
Известно, что понятие “социальная связь” ввел в научный оборот Е. Дюркгейм, считавший, что можно говорить о социальных связях в группе, организации и в обществе в целом. Социальные связи могут проявляться в форме социального взаимодействия. Структура и механизм социального взаимодействия включает в себя: субъектов взаимодействия, то есть людей, которые действуют, изменения, вызванные их действиями, влияние этих перемен на других людей, а также реакцию людей, на которых была направлены данные перемены.
Важной формой проявления социальных связей являются социальные отношения.
Социальные отношения – это относительно устойчивые связи между индивидами и социальными группами, обусловленные их неодинаковым положением в обществе и роли в общественной жизни. [3]
Наше учреждение прошло общеизвестный сценарий развития ИКТ-среды от одного школьного компьютера через увеличение численности компьютерного парка до становления общешкольной информационной среды. Развитие информационной среды учреждения происходило так, что каждый этап данного сценария зависел от материально-технического оснащения учреждения и уровня подготовки кадров в области ИКТ.
- Первый этап – начало создания информационной среды учреждения с приобретения одного компьютера в 2003 году, пополнения зачатков инфраструктуры на 3 компьютера в 2005 – 2006 годах, и подключения к сети Интернет в 2006 году. Начиналось все с нескольких компьютеров, установленных в администрации учреждения, и практически недоступных для учебного процесса. Но начало формирования информационно-образовательной среды было положено: была сформирована минимальная, но вполне работоспособная информационно-образовательная среда.
- Второй этап – период с 2007 по 2011 год: расширялся компьютерный парк, компьютеры появились у реальных пользователей (педагогов), все компьютеры были обеспечены лицензированным программным обеспечением, предназначенным для работы участников образовательного процесса. Мы получили следующее: на данном этапе в учреждении появилось еще 6 компьютеров, ноутбук, проектор и первый в истории учреждения интерактивный комплекс на основе интерактивной доски IQBoard. Появилась необходимость расширять компетентности педагогов по работе с ИКТ, данная задача была решена путем прохождения педагогическим коллективом в 2010 году курсов повышения квалификации на тему “Пользователь ПК с основами создания электронных иллюстративных приложений” и “Интегративные технологии в образовании”. Педагоги научились и начали активно пользоваться офисными приложениями, возможностями Интернета, стали использовать электронные презентации в образовательном процессе, с осторожностью начали знакомиться с интерактивной доской. Так, с расширением ИКТ-инфраструктуры учреждения и развитием информационно-образовательной среды школы-интерната началось стремительное совершенствование ИКТ-грамотности и формирование ИКТ-компетентности педагогов учреждения. В связи с тем, что наше образовательная организация – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, реализующее программы начального общего образования, параллельно приходилось решать как общие, так и специфические задачи создания ИОС.
- Третий этап длится с 2012 года по настоящее время. На данный момент учреждение оснащено 40 компьютерами, из них 26 используются в образовательном процессе, 6 используются службой сопровождения обучающихся, 8 используются в управлении учреждением Участие нашего образовательного учреждения в государственных программах “Доступная среда” и “Информационное общество” позволило качественно улучшить ИКТ-инфраструктуру школы-интерната: за три последних года в учреждении появились два компьютерных класса – один стационарный, состоящий из 11 моноблоков, второй – мобильный, состоящий из 8 ноутбуков. Были установлены интерактивные комплексы в трех оставшихся учебных классах нашей начальной школы (интерактивные комплексы включают в себя интерактивные доски (Elite Panaboard – 1 шт., SmartBoard 680i – 2 шт.), проекторы (из них два короткофокусных), ноутбуки учителя, принтеры, две документ-камеры Epson. Использование компьютерной техники и интерактивных комплексов позволило расширить приемы и методы, применяемые в образовательном процессе. Были обеспечены автоматизированными рабочими местами педагог-психолог, учитель-логопед, медицинские сестры. На АРМ специалистов установлены и используются специализированные программы: “1С: школьная психодиагностика” и “1С: школьное питание”, программа базы данных “СДД-Воспитанник” (разработанная сотрудниками Сасыкольского детского дома http://sddha.narod.ru/prog.html), логопедические обучающие программы. Подключение образовательного учреждения к скоростному Интернету позволило выйти на более высокий уровень функционирования информационной среды. В учреждении была развернута сеть Wi-Fi со свободным доступом, позволяющая использовать ресурсы сети Интернет для обеспечения образовательного процесса и самообразования педагогов.
Такое целенаправленное движение к формированию насыщенной информационно-образовательной среды учреждения повлекло за собой расширение и развитие социального взаимодействия и социальных отношений. Устойчивые связи налажены между всеми участниками образовательного процесса.
В 2013 году был создан школьный сайт (http://ski-kazanskaya.ucoz.com/), который предоставляет открытый доступ всем непосредственным участникам учебного процесса и внешним посетителям к информации о школе-интернате. Школьный сайт – это интерактивное общение участников учебного процесса; размещение информации для всеобщего просмотра; демонстрация достижений учащихся и педагогического коллектива. Посредством школьного сайта обеспечивается социальное взаимодействие образовательной организации и родителей (законных представителей) воспитанников, организации и общественности, организации и контролирующих органов, организации и учредителя, организации и любых заинтересованных лиц. Сайт позволяет всем участникам образовательного процесса быть в курсе текущих событий, происходящих в организации.
Налаживая социальные отношения с представителями воспитанников, обучающихся в нашей организации, педагогический коллектив использует современные методы общения: рассылка электронных писем, СМС-сообщения, все родители (законные представители) учащихся зарегистрированы в электронном дневнике на сайте Дневник.ру, материалы родительских собраний можно найти на школьном сайте.
В соответствии с требованиями времени большинством педагогов нашей образовательной организации созданы и ведутся личные страницы на портале “Социальная сеть работников образования” (http://nsportal.ru/), размещаются методические разработки на портале “Переменка”, Всероссийском интернет портале “Современные педагогические технологии”, Дистанционном учебном портале “Учебно-методический кабинет”, Международном сообществе педагогов “Я-учитель” и других. Инновационная деятельность педагогического коллектива активизирует социальные связи с педагогическим сообществом, позволяя использовать дистанционные способы обмена профессиональным опытом.
С целью повышения качества образования большинство педагогов понимают острую необходимость профессионального развития, повышения квалификации. Понятно, что личный и профессиональный график не всегда позволяют выделить место для очного обучения. На помощь приходят современные технологии: все чаще педагоги пользуются онлайн курсами, возможностями дистанционного и неформального обучения. В рамках второй международной образовательной научно-практической онлайн конференции “Новая школа: мой маршрут”, проходившей на портале “Образовательная Галактика Intel”, 70 % нашего педагогического коллектива участвовали в образовательных активностях, направленных на приобретение новых и актуализацию имеющихся профессиональных знаний. Такое взаимодействие направляет коллектив и его руководителя на достижение определенных высоких рубежей в развитии профессиональных компетенций и расширение способов трансляции специального опыта по работе с детьми с ОВЗ (участие в Конференции подсказало возможности и формы демонстрации своих знаний: запланированы дистанционные мастер-классы, практико-ориентированные вебинары, мастерские и т.п.).
Взаимодействие внутри педагогического коллектива по профессиональным вопросам осуществляется с использованием различных информационных каналов: мобильный телефон, СМС, электронная почта, Скайп, школьный сайт, электронный журнал, сервисы Google. Для администрации стало возможным использование данных информационных каналов для совершенствования системы управления образовательным процессом, причем это пошло далеко не в ущерб традиционным формам управленческой деятельности. Поэтому можно говорить о повышении качества управленческой деятельности учреждения.
Подводя итог размышлению по теме доклада, необходимо отметить, что в решении вопроса развития социальных связей образовательной организации через информационно-образовательную среду существуют определенные риски, которые нам, насколько возможно, предстоит минимизировать. Повышение ИКТ-компетентности и мотивирование потребности использования дистанционного взаимодействия представителей образовательной организации и общественности, привлечение внимания педагогического сообщества к трудностям обучения детей с ОВЗ и на основании этого формирование необходимости получать и пользоваться специальными знаниями и опытом коррекционного учреждения – это точки роста и ближайшая зона развития нашей образовательной организации.
Использованные источники.
1. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие – М.: Изд-во “НексПринт”, 2010. — 95с.
2. Батанова Н.В. Формирование информационной образовательной среды образовательного учреждения”, https://urok.1sept.ru/articles/601724/
3. Вербець В.В., Субот О.А, Христюк Т.А. Соціологія: Навчальний посібник . – К.: КОНДОР, 2009. - 550. http://uchebnikionline.com/soziologia/sotsiologiya_-_verbets_vv/sotsialni_zvyazki_sotsialni_vidnosini.htm.
4. Информационные технологии в деятельности учителя-предметника. Часть 1: Пособие для системы доп. проф. образования . - М.: НФПК, 2006. - 170 с., http://window.edu.ru/resource/034/53034
5. Мясоедова Е.А., Будникова Г.А. Информационная образовательная среда учреждения: понятие, структура, проектирование. Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки, http://ido.rudn.ru
6. Сокиев Х.В. Основы развития человеческого фактора в информатизации общества и информационная деятельность человека. Теоретический журнал "Credo new", № 2 – 2013, http://credonew.ru/content/view/1221/68/
7. Тайлаков У.Н. Единое информационно-образовательное пространство школы как фактор повышения качества образовательных процессов // Молодой ученый. – 2013 – №5. – С. 768-772, http://www.moluch.ru/archive/52/6805/