Введение.
В настоящее время, как никогда остро, встал вопрос о формировании, поддержании и сохранении психологического здоровья подрастающего поколения.
Термин “психологическое здоровье” был введен 1979 г. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Психологическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, отсутствие болезненных психических явлений. Но здоровье – это не просто отсутствие болезни, это полное физическое и духовное благополучие.
Психологическое здоровье характеризует личность в целом (в отличие от "психического здоровья", которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам).
Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека:
- состояние психического развития, душевного комфорта;
- адекватное социальное поведение;
- умение понимать себя и других;
- более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
- умение делать выбор и нести за него ответственность.
Существуют два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье:
1. Позитивное настроение, в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как:
- полное спокойствие
- уверенность в своих силах
- вдохновение
2. Высокий уровень стрессоустойчивости, благодаря которой человек способен выходить из различных ситуаций, связанных с переживаниями тревоги, страха.
Одной из основных задач работы психологической службы “Медицинского колледжа №2” г. Санкт-Петербурга является помощь студентам в социально-психологической адаптации.
Контингент нашего колледжа преимущественно подростки.
Отрочество, это период интенсивного и целенаправленного развития, процесс формирования физического, интеллектуального, психического, нравственного и социального в человеке. Напряженность процессов роста и развития, определяющих сущность подросткового организма, делает его наиболее уязвимым и чувствительным к минимальным неблагоприятным воздействиям. Отсюда вытекают многочисленные проблемы подростков.
Границы подросткового возраста определим от 12 до 18 лет, хотя разные отечественные и зарубежные источники варьируют.
На основе знания и учета индивидуальных личностных особенностей студентов, для улучшения психологического здоровья последних, преподаватель может выбирать и осуществлять требуемые психолого-педагогические воздействия в каждом конкретном случае, чему в немалой степени способствует реализация нашей программы.
Основная часть
Раздел “Психологическое здоровье студентов колледжа”.
Программа базируется на модели представлений о том, что психологическое здоровье – это мера способности человека выступать активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире.
Цель программы - формирование и поддержание психологического здоровья студентов - подростков.
Принципы, лежащие в основе:
1. Видение подростка целостной, открытой и саморазвивающейся системой.
2. Понимание здоровья как активность и способность к сохранению личностной саморегуляции.
3. Повышение социально-психологической компетентности студентов, родителей и педагогов.
Способы внедрения программы:
Совершенствование работы СПС и ее дальнейшая интеграция с другими структурными подразделениями колледжа.
Способ реализации – создание условий, обеспечивающих психическое и личностное развитие студентов колледжа.
Основные задачи:
1. Создание условий для сохранения психологического здоровья студентов.
3. Формирование мотивации здорового образа жизни.
4. Обучение методам позитивного мышления и приемам эмоциональной саморегуляции.
Научно-методологическими основаниями программы являются:
- принципы гуманистической психологии;
- взгляды Б.Г. Ананьева на студенческий возраст как сензитивный период;
- новая личностно-ориентированная образовательная парадигма.
Критериями эффективности программы могут выступать:
1. Конструктивные изменения характера адаптации студентов (ее сбалансированность и гармоничность).
2. Сформированность мотивации к здоровому образу жизни.
3. Овладение студентами методами позитивного мышления и приемами саморегуляции.
3. Практическая часть:
3.1. Результаты внедрения программы.
Этапы реализации программы “Психологическое здоровье студентов колледжа”:
Данная программа может быть реализована в 2 этапа:
I этап - диагностический, который позволяет оценить состояние психологического здоровья подростков и определить основные направления дальнейшей работы (продолжительностью 6 месяцев).
II этап реализации – коррекционно-развивающий и профилактический, который проводится в соответствии с полученными результатами на I этапе и направлен на повышение психологических ресурсов подростка (имеет практическую направленность, продолжительность 2-3 года).
Участники программы:
Студенты медицинского колледжа первого курса после основного общего образования (9 класс) 200 -250 человек;
Организаторы – педагоги-психологи.
I этап – диагностический
Цель: Получить системные данные при обследовании подростков для оценки состояния психологического здоровья.
Для оценки состояния здоровья необходим мониторинг.
Исходя из этого, в пакет диагностических методик включены следующие методики:
1. Тест “Психологическое здоровье”.
Цель – выявить показатели психологического здоровья.
2. Тест “Акцентуации характера” Леонгарда-Шмишека.
Цель – выявить типы акцентуаций характера.
3. Уровень невротизации Хека-Хесса.
Цель – выявить уровень невротизации.
4. Уровень самооценки по Спирмену.
Цель – изучение самооценки как компонента самосознания личности.
Результаты диагностического этапа реализации программы “Психологическое здоровье студентов колледжа”.
1. Результаты мониторинга “Особенности самооценки”
Вывод №1
Почти половина студентов колледжа нуждается в коррекции уровня самооценки. Это можно осуществить путем тренингов и бесед, проводимых коллективно и индивидуально. Очень важно выявить причину неадекватной оценки и воздействовать непосредственно на нее.
Результаты мониторинга “Исследование видов акцентуаций”
Вывод №2
Собранные нами данные подтверждают то, что акцентуации характера действительно характерны для подросткового возраста, что является нормой, в большинстве случаев, не нуждающейся в коррекции.
Результаты мониторинга “Уровень невротизации”
Вывод №3
Выявленные 26% опрошенных студентов с повышенным уровнем невротизации являются группой риска и нуждаются в обучении методам повышения стрессоустойчивости.
Результаты мониторинга “Оценка состояния психологического здоровья”: Психологическое здоровье
Вывод №4
Люди, психологическое здоровье которых условно в норме или снижено, также являются группой риска и объектом работы нашей психологической службы.
Мы обращались к данным физического здоровья студентов (количество занимающихся в основной / подготовительной и освобожденных от занятий физкультуры и социального здоровья (благополучные семьи / с одним родителем и сироты), но значимых корреляций между ними и показателями психологического здоровья выявлено не было.
3. Практическая часть: результаты внедрения программы “Психологическое здоровье студентов колледжа”:
“Развитие и совершенствование психологических ресурсов”.
Приемы рациональной организации деятельности и эмоциональной саморегуляции с целью сохранения и поддержания психологического здоровья.
Проводится в соответствии с полученными результатами диагностики функционального состояния психологического здоровья студентов.
Цель: формирование психологической культуры и укрепление и поддержание психологического здоровья подростков.
Задачи:
1. Освоение рациональных способов учебной деятельности.
2. Формирование мотивации здорового образа жизни.
3. Освоение приемов стрессоустойчивости и эмоционального комфорта.
Примерная тематика занятий:
*Внимание, тренинг внимания.
*Познавательная сфера и особенности человеческого мышления.
* Гимнастика ума (тренинг мышления “Как стать умным?”)
* Аутогенная тренировка.
* Эффективное общение и конфликты.
* Психологический стресс, способы повышения стрессоустойчивости.
*Способы психологической защиты.
* Обида и обидчивость.
* О желаниях, потребностях и установках.
* Эмоциональная саморегуляция.
* Позитивное мышление.
4. Заключение.
Анализ результатов тестирования и полученные социально-психологические характеристики студентов подросткового возраста позволяют считать выделенные направления работы психологической службы актуальными и в дальнейшем продолжить работу по изучению контингента и повышению психологических ресурсов студентов-подростков.