В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. Система образования ориентирована на развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения. Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому проблема воспитания у дошкольников познавательных интересов является довольно значимой. В настоящее время снизился познавательный интерес детей к окружающему миру: дети чаще проводят время у телевизора или компьютера, не получая “живого” общения.
Исследования Л.С. Выготского, Л.А.Венгера, А.Г. Запорожца показывают, что познавательный интерес формируется более успешно при активной познавательной деятельности.
Он проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти между ними имеющиеся отношения и связи. Речь неразрывно связана с познанием.
Заинтересовавшись данными фактами, я решила выявить уровень сформированности познавательного интереса и речи воспитанников нашей группы. Результаты, полученные мной, были неутешительными: у детей слабо развито стремление к познанию окружающего мира, беден и словарный запас.
В связи с этим, я поставила перед собой цель: обогатить речь дошкольников через формирование познавательного интереса к окружающему миру. Свою работу я начала с:
- изучения литературы по данному вопросу
- создания предметно-развивающей среды, в которой дети могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками
- создания системы планирования, включающую различные методы и приемы
Я пришла к выводу, что для развития познавательного интереса необходима активная включенность ребенка в познавательную деятельность. Она захватывает детей тогда, когда они могут не только посмотреть и потрогать предмет, но и преобразовать его, изменить, разобрать с целью познания его свойств. Дошкольник усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит, и делает сам.
Эта работа включила в себя следующие направления:
- взаимодействие с детьми
- с родителями
- с социумом (библиотека, школа)
Большое внимание я уделила созданию развивающей среды.
Собран иллюстративный материал, книги, методические пособия. С помощью родителей были собраны коллекции часов, ракушек, марок, монет, различных картинок, пуговиц.
Создана мини-лаборатория, где находятся сосуды различной формы, разные виды бумаги, медицинские материалы ( пипетки, колбы, деревянные палочки и т.д), природный материал, магниты.
Созданы различные игровые центры
Взаимодействие с детьми предполагает использование методов и приемов, ориентированных на развитие у детей умения замечать проблемы, ставить вопросы, это:
Тематические занятия (Чудо – пуговка, Наши цветущие растения, Мирные профессии в Армии нужны, Хлеб всему голова, Откуда стол пришел)
Они углубляют представления детей о предмете, явлении, событии, обогащают их словарный запас, учат рассуждать, делать выводы, действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнером, группой, договариваться, слушать и слышать, высказывать общее мнение. Например на тематическом занятии Земля – кормилица ребенок знакомится с техникой, которая обрабатывает землю (обогащение словаря), закрепляет знания об условиях роста растений (мнемотаблица), проводит опыты с зерном (рассматривание в лупу, посев в землю), делает выводы о труде земледельцев, занимается словотворчеством (земля – землица – земледелец – землевладелец). Свои представления обобщает в небольшом , содержательном рассказе, используя опорную схему. Так на занятиях формирую у детей представление о структуре рассказа: начало – середина – конец.
Рассказы детей могут быть в форме радиопередачи, телепередачи, детского журнала, телефонного разговора, из личного опыта и т.п. Но не все дети активны, поэтому индивидуальное рассказывание сочетаю с коллективным
Рассматривание детских иллюстрированных энциклопедий, книг познавательной направленности,
Видеоэкскурсии, в которых представлены интересные истории великих открытий, создания предметов, путешествий.
Коллекционирование разнообразных объектов. Цель коллекционирования заключается в поиске оснований для группировки, систематизации какого-либо множества однородных объектов (растений, животных, минералов). Это могут быть реальные предметы, например образцы камней, или вырезки-картинки (изображения животных, транспорта и т.д.). Во время проведения опыта с помощью вопросов дети определяют сходство и различия между объектами, появляется возможность мыслить, доказывать свои суждения. При ознакомлении с предметами дети учатся правильно и логично излагать свои мысли, согласовывать существительные с прилагательными.
Организация проектной деятельности. Нами был реализован проект “Кормушка”, который позволил изучить природные явления, экосистемы. Дети выбирали птицу, которая больше всего нравится, рисовали ее, писали письмо. При подготовке писем дети получали информацию о географическом ареале, месте обитания. В рамках проекта совместно с родителями проводилась викторина “Что? Где? Когда?”
Экспериментирование. Для организации экспериментов используются придуманные или реальные события, которые вызвали интерес у детей (свойства глины и пластилина, свойства ткани, сезонные явления)
В каждом виде исследовательской деятельности предусматривается решение речевых задач: подбор определений к различным словам, упражнения в подборе слов, разгадывание загадок. Развивается диалогическая и монологическая речь. Дети учатся правильно строить свои высказывания в соответствии с услышанным и увиденным.
Удобны в работе с детьми карты “Симантическое поле”.
Симантика( от греч. semantikos – обозначающий) – раздел логики, изучающий отношения логических знаков к понятиям. Данные карты помогают сформировать у дошкольников целостную картину мира, способствуют развитию разнообразных типов связей речеязыковой деятельности (звуковой культуры речи, фонематической системы: анализа, синтеза, дифференциации звука, увеличению активного и пассивного словаря, развивают логику, мышление, совершенствуется познавательная и практическая деятельность). Спектр действий ребенка с данными картами очень разнообразен: он дорисовывает, раскрашивает, обводит, заштриховывает, группирует по различным признакам, сравнивает. Ребенок проговаривает все действия, которые он совершает.
(Например, вот остановка, люди ждут транспорт. Как ты думаешь, какой транспорт нужен им? Пассажирский .Соедини с остановкой все машины пассажирского транспорта, назови его)
Можно предложить обвести маркером отгадки, загадав по содержанию карты загадки, посадить перелетных птиц на ветку и т.д.
Схемы, мнемотаблицы для составления описательных рассказов о временах года, составления описательных загадок о животных, овощах, фруктах.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов, развитие связной речи. На первом этапе дети с помощью воспитателя рассматривают схему и разбирают, что на ней изображено. На втором этапе осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы, например: стрелки влево, вправо обозначают сильный ветер. После кодирования осуществляется составление описания времени года вначале с помощью воспитателя, затем самостоятельно, а затем дети рассказывают ещё о том, чего нет на схеме, полагаясь на свой опыт.
метод моделирования помогает усваивать детям знания, закреплять и систематизировать их, развивать детское мышление, подготавливая почву для его совершенствования, готовит ребенка к школе.
В основе всех научных методик по воспитанию и развитию дошкольников лежит игровая педагогика, именно игра даёт ребёнку возможность раскрыть в полной мере свой интеллектуальный, эмоциональный и физический потенциал. Взрослые лишь должны помнить, что ребёнка нельзя принудить к чему-либо. А лишь увлечь, заинтересовать и развить те качества, которые ему необходимы для обучения в школе.
В работе с родителями используются такие методы и приемы:
- Портфолио
- Книга открытий
- Домашняя почта
- Собрание домашних коллекций
- Анкетирование
- Оформление информационных стендов
- Родительские клубы
- Выставки
Также активно мы взаимодействуем с социумом: посещаем городскую библиотеку, организовываем экскурсии в пожарную часть, аптеку, школу.
В конце года я провела сравнительный анализ, который показал, что дети демонстрируют устойчивое стремление к познанию окружающего мира, задают вопросы познавательного характера, умеют делать выводы. Также обогатился словарный запас детей: используют в речи синонимы, словообразование, прилагательные.
Таким образом, для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие - это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагог подходит к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоение задач у детей не возникнет.