Цели урока:
Образовательная:
- Познакомить учащихся с оксидами, их составом и классификацией, рассмотреть названия оксидов, способы их получения, распространение в природе и применение.
Развивающая:
- Развивать умения составлять уравнения химических реакций,
- Сформировать представления о физических и химических свойствах оксидов;
Воспитательная:
- Воспитывать любовь к предмету химии, заинтересованность процессами, происходящими вокруг и в окружающем мире.
- Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать что такое оксиды, их состав и классификация, названия оксидов, способы получения, распространение в природе и применение.
Личностные:
- Повышение мотивации к изучению предмета “химия”.
Метапредметные:
- Производить требуемую последовательность действий по инструкции, при необходимости уточнять формулировки задач.
Тип урока: Урок открытия нового знания
Оборудование и материалы: Вода дистиллированная и минеральная, образцы оксидов.
Ход урока
1. Организационный этап
2. Мотивация учебной деятельности учащихся
Рассказ учителя
Наверное, сложно переоценить значение веществ, которые мы будем сегодня изучать, для нашей планеты и для людей. Там где нет этих веществ, нет жизни. Эти вещества образуют минералы, руды, глины, жидкий минерал, доминирующий на нашей планете.
Что же это за вещества вы ответите мне через несколько минут, когда разгадаете три загадки.
ЗАГАДКА №1: Она покрывает 71% площади поверхности Земли. Что это за вещество?
(Учащиеся дают ответ - это вода
Объем воды на планете составляет 1,5 млрд. км3
Запишите формулу воды в тетрадь.
ЗАГАДКА №2: Это газ, выделяемый нами при выдохе.
Ответ готов?
(Учащиеся дают ответ - углекислый газ)
В воздухе, выдыхаемом человеком, углекислого газа 4%.
Запишите формулу углекислого газа в тетрадь.
ЗАГАДКА №3: Для того, чтобы разобраться, что же в ней, послушайте отрывок из стихотворение Анны Ахматовой:
...На рукомойнике моем позеленела медь,
Что произошло с медью?
Напишите уравнение реакции окисления меди и получите ответ.
2Сu + O2 —> 2 СuО
Вы разгадали три загадки. Получили три разных вещества.
- Первое – вода – жидкость, без которой немыслимо существование жизни на земле.
- Второе вещество – углекислый газ, газ необходимый растениям для фотосинтеза, а значит для питания и жизни.
- Третье вещество твердое – оксид меди.
Что же между ними общего?
Учащиеся выдвигают предположение о схожести состава молекул
- Состоят из двух элементов
- В состав молекул обязательно входит кислород
Такие соединения называют оксидами.
Значит, сегодня на уроке мы с вами будем...........
(Учащиеся дают ответ - изучать оксиды)
Кто может сказать, какая тема нашего сегодняшнего урока?
Объявление темы урока:
Запишите тему нашего урока: “Оксиды, их классификация, получение, применение”
3. Объяснение нового материала
Так что же такое оксиды?
(Учащиеся формулируют правило)
Оксиды - сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2.
Поскольку оксиды могут быть образованы почти всеми химическими элементами, необходимо, чтобы не было путаницы, чтобы у каждого было свое название.
Названия оксидов
Посмотрите на формулы оксидов, которые записаны у вас в тетради.
Название этих оксидов:
- оксид водорода,
- оксид углерода (IV),
- оксид меди (II).
Почему в первой формуле мы не указали степень окисления, а во второй и третьей указали?
По международной номенклатуре названия оксидов происходят от названия химических элементов с добавлением слова “Оксид’’. Если элемент имеет переменную степень окисления, то она указывается римскими цифрами, взятыми в скобки после названия химического элемента.
Рассмотрим три формулы веществ, разгаданных вами. Чем они отличаются?
(учащиеся говорят, что в первых двух формулах на первом месте стоит неметалл, а в третьей формуле - металл)
Даем определение кислотным оксидам:
Оксиды неметаллов называют кислотными оксидами.
Почему эти оксиды названы кислотными?
СО2 + Н20 = Н2СОз
SОз + Н20 = Н2SО4
Оксиды, которым соответствуют кислоты (независимо от того, реагируют они с водой или не реагируют) называют кислотными.
СаО МgO К2O
Что же между ними общего?
Оксиды металлов называют основными оксидами.
Что означает слово – “основные”, пока не понятно!
Если кальций оксид (негашеная известь) соединить с водой, то получиться новое вещество состава Са(ОН)2 - основание. Его используют весной в садах, парках, скверах для побелки деревьев.
Теперь, когда мы познакомились с основаниями, становится понятным название - основной оксид.
Оксиды, которым соответствуют основания (независимо от того, реагируют они с водой или не реагируют) называют основными.
Физические свойства оксидов:
Что такое физические свойства?
Рассмотрите образцы оксидов:
- вода,
- оксид хрома,
- оксиды железа,
- оксид кальция,
- оксид алюминия и др.
Демонстрация: Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с цинком - выделяется бурый газ NО2 (опыт проводится в вытяжном шкафу)
Демонстрация: Открываем бутылку газированной воды. Наблюдаем
Сделайте выводы о физических свойствах оксидов.
(учащиеся самостоятельно записывают основные физические свойства оксидов)
Получение оксидов:
Мы уже встречались с оксидами, при изучении темы "Кислород". При взаимодействии разных веществ с кислородом получают оксиды.
Вспомните, из каких веществ можно получить оксиды?
(учащиеся вспоминают, что оксиды получают при взаимодействии кислорода с простыми веществами.)
Взаимодействие простых веществ с кислородом:
Дайте определение простым веществам. На какие группы можно разделить простые вещества?
(ответ учащихся – на металлы и неметаллы)
Работа учащихся:
Работа у доски: Записать уравнения реакций взаимодействия металлов с кислородом и неметаллов с кислородом, назвать продукты.
Какие еще вещества, кроме простых веществ вам известны?
(ответ учащихся - сложные вещества)
Дайте определения сложным веществам
(учащиеся формулируют определение сложные веществ)
Как горят сложные вещества?
(ответ учащихся - с образованием двух продуктов, а именно двух оксидов)
Взаимодействие сложных веществ с кислородом
Работа учащихся:
Работа у доски: Записать уравнение реакции взаимодействия метана с кислородом, назвать продукты.
Демонстрационный опыт:
А сейчас я познакомлю вас с новыми для вас способами получения оксидов!
Разложение оснований
Cu(OH)2 —> CuO + H2O
Разложение кислот
H2CO3=H2O+CO2
4. Закрепление изученного материала
Проверим свои знания с помощью теста:
1. При нормальных условиях оксиды - это вещества:
а) только газообразные
б) только жидкие
в) газообразные, жидкие и твердые
г) только газообразные
2. Оксиды – это:
а) вещества, в состав которых входит гидроген
б) вещества, в состав которых входит кислород
в) вещества, в состав которых входит металлы
3. Как называется оксид SO2?
а) оксид серы
б) оксид серы (II)
в) оксид серы (IV)
г) оксид серы (VI)
4. Какие вещества получим при разложении CaCO3?
а) CaO и CO2
б) Ca и O2
в) Ca и CO2
г) C и CaO
5. Домашнее задание.
Выучить тему. Найти пословицы и поговорки о воде.
На следующем уроке мы поговорим о воде.
6. Подведение итогов урока.
- Что узнали нового?
- Что было наиболее интересным?
- О чем хотелось бы узнать больше?
- Выставление оценок за урок.