Цели урока:
1. Образовательные:
- знакомство с понятием “стили речи”;
- обобщение знаний о стилях речи на основе общих признаков.
2. Развивающие:
- формирование умений находить характерные признаки стилей речи;
- закрепление умений определения стилей речи.
- - формирование коммуникативной компетенции у школьников: умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её
3. Воспитательные:
- содействие развитию умения школьников общаться между собой,
- помощь учащимся осознать ценность групповой деятельности;
Оборудование: схема - “Кластер”, презентация, памятки.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Учитель: Здравствуйте, ребята! Прежде, чем мы начнём урок, давайте прослушаем небольшое стихотворение и попробуем определить его основную мысль (чтение стихотворения) (слайд 1):
Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать -
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила делема, -
Нужно стили речи знать!
Ученики (предполагаемый ответ): Основная мысль данного стихотворения заключается в том, что в наше время каждому грамотному человеку необходимо знать, какой стиль речи надо использовать для написания любого текста.
Учитель: Хорошо. А как вы считаете, почему необходимо современному человеку знать характерные признаки всех стилей речи?
Ученики (предполагаемый ответ): Для того, чтобы написать какое-либо деловое письмо или, например, научно - практическую работу, нужно знать, как правильно это оформить.
Учитель: Верно, каждый стиль речи имеет формальные особенности, свою сферу употребления, характерные признаки, которые необходимо знать и учитывать при работе с текстом.
Учитель: Итак, тема урока “Стили речи”. Проговариваются цели урока (слайд 2)
Учитель: А что вы понимаете под словом “СТИЛЬ”?
Ученик: (опережающее задание) рассказывает о происхождении слова СТИЛЬ (слайд 3)
Учитель: Давайте поработаем с толковым словарем и обсудим лексические значения данного слова.
Ученик: (обсуждение словарных статей)
Учитель: Сегодня мы подробно остановимся на 3-м лексическом значении. (слайд 4).
Учитель: Давайте вспомним, что мы знаем о речи. (Выполнение задания) (слайд 5).
Учитель: Поговорим о стилях речи (слайд 6).
Ученики рассказывают о том, что уже знают по данной теме.
Учитель: Сегодня на уроке работу со стилями речи мы построим на материале литературного краеведения. Как вы думаете, что изучает краеведение? (Обсуждение).
Учитель: А литературное краеведение? (Обсуждение). (слайд 7)
Учитель: Перед вами наиболее известные писатели нашего края, с отрывками из их произведений мы будем работать(Еремей Айпин, Виктор Шибанов, Вагитова Мария Кузьминична, Конькова Анна Митрофановна, Коняев Николай Иванович, Шесталов Юван (Иван) Николаевич.)(слайд 8)
Ученики: Краткая справка о творчестве писателей Югры.
Учитель: Вернёмся к теме нашего урока. Вспомните характерные черты стилей речи (научный, художественный, разговорный).
Задание: Работа с предложенными текстами. Особенности научного стиля (слайда 9).
Учитель: Каковы характерные черты научного стиля?
Ответ: Термины, определенные понятия, даты, отсутствует авторская позиция.
Учитель: Перед Вами три текста разных стилей.
Задание: Определить стиль речи каждого из них. Обоснуйте свою точку зрения. (слайд 10)
Учитель: ПЕРЕД ВАМИ ПСЕВДОТЕКСТ, т. е. текст, в котором имеют место разные стили речи. Составьте три текста. Определенного стиля речи (групповая работа) (слайд 11)
Проверка: (слайд 12)
Учитель предлагает задание: найдите отличительные черты каждого стиля:
1. научный стиль (слайд 13)
Ответ:
- Сфера деятельности человека – наука.
- Цель – описание научных открытий; обучение.
- Характерные черты – подчеркнутая доказательность, точность.
- Языковые средства – однозначные слова, научные термины; отсутствие эмоционально окрашенных слов.
2. Художественный стиль (слайд 14)
Ответ:
- Сфера деятельности человека – искусство, литература
- Цель – художественное осмысление мира
- Характерные для стиля черты – образность
- Языковые средства – синонимы, эпитеты, метафоры, гиперболы и др.
3. Разговорный стиль (слайд 15)
Ответ:
- Сфера деятельности человека – быт.
- Цель – установление контактов между людьми.
- Характерные для стиля черты – непринужденность, спонтанность.
- Языковые стили – бытовая лексика, разговорная лексика, просторечные фразеологизмы и др.
Творческое задание: Составьте три небольших текста для речевых ситуаций по предложенной иллюстрации. (слайд 16).
Подведение итога (слайд 17)
Учитель: Итак, сегодня на уроке мы с вами повторили материал об особенностях всех стилей речи русского языка и научились определять их на основе разных текстов. Теперь Вы сможете все навыки и умения, которые приобрели сегодня на уроке применять в современной жизни.
Домашнее задание: Составить небольшой кроссворд по теме “Стили речи”.