Цели урока:
Образовательные:
- изучить некоторые методы нахождения расстояний и углов в пространстве, такие как метод параллельных плоскостей, метод объёмов, с использованием теоремы о площади ортогональной проекции многоугольника;
- повторить основные способы решения задач нахождения расстояний и углов в пространстве: по определению и метод координат;
- проверить знание формул нахождения расстояний и углов в пространстве;
- проверить умения решать простейшие задачи на нахождение углов между прямыми и плоскостями в пространстве.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово.
Цели нашего урока – повторить координатный метод решения задач нахождения расстояний и углов в пространстве, познакомиться с избранными методами решения задач на нахождение расстояний и углов в пространстве, научиться применять их при решении задач.
Начнем урок с устной работы, цель которой – повторить определения и формулы, которые нам понадобятся для нахождения расстояний и углов в пространстве.
3. Работа устно.
Найти соответствие между левой и правой частями формул.
4. Тренажер.
Заполнить пропуски в решении.
1. Точка К – середина ребра АA1 куба АВСDA1B1C1D1. Найдите угол между прямыми A1В и СК.
2. В правильной треугольной призме АВСA1B1C1 стороны основания равны 2, а боковые ребра равны 4. Точка D – середина ребра CC1. Найдите расстояние от вершины С до плоскости АDB1.
3. Основание прямой четырехугольной призмы прямоугольник ABCD, в котором AB = 12, AD = Найдите косинус угла между плоскостью основания и плоскостью, проходящей через середину ребра A1D1 перпендикулярно прямой BD1, если расстояние между прямыми AC и B1D1 равно 5.
5. Избранные методы нахождения расстояний и углов в пространстве.
Каждая из трех групп за неделю до урока получила кейсы с методами решения задач. На уроке один представитель от группы показывает презентацию по решению задачи указанным способом.
1 группа (метод параллельных плоскостей).
Вывод. Чтобы найти расстояние между скрещивающимися прямыми методом параллельных плоскостей, надо:
- Определить параллельные плоскости, в которых лежат прямые.
- Переформулировать данную задачу как задачу на нахождение расстояния от точки до плоскости.
- Построить расстояние от точки до плоскости.
- Найти это расстояние.
2 группа (метод объёмов).
Вывод. Чтобы найти расстояние от точки до плоскости методом объёма, надо:
- Построить искомое расстояние.
- Определить пирамиду, содержащую это расстояние.
- Найти объем этой пирамиды, используя равенство объёмов одной фигуры, выраженной двумя независимыми формулами.
- Воспользоваться формулой
3 группа (с использованием теоремы о площади ортогональной проекции многоугольника).
Вывод. Чтобы найти угол между плоскостями методом ортогональной проекции, надо:
- Определить площадь многоугольника, лежащего в одной из плоскостей.
- Определить площадь его ортогональной проекции на другую плоскость.
- Воспользоваться формулой
6. Составление памятки по методам решения задач на нахождение углов и расстояний в пространстве
Памятка по решению задач на нахождение углов и расстояний в пространстве Способы решения задач на нахождение углов и расстояний в пространстве:
|
7. Работа в группах.
- Ребро AD пирамиды DABC перпендикулярно плоскости основания АВС. Найдите расстояние от точки А до плоскости, проходящей через середины ребер АВ, АС и АD, если AD = =2√5, AB = AC =10, BC = 4√5 (решить методом объёмов).
- В правильной шестиугольной призме A...F1, стороны основания которой равны 1, а боковые ребра равны 2, найти угол между плоскостями BA1D1 и AA1E1 (решить методом ортогонального проектирования).
8. Подведение итогов.
- Какие методы нахождения расстояний и углов в пространстве вы узнали сегодня на уроке?
- Сможете ли вы самостоятельно находить расстояния и углы в пространстве?
- Какой из методов нахождения расстояний и углов в пространстве вы считаете наиболее приемлемым для вас?
- Чувствовали ли себя комфортно на уроке?