Цели урока: подвести учащихся к пониманию основных категорий морали – добро и зло; выяснить почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Воспитать у учащихся положительные черты характера на примерах из жизни , литературы , мультфильмах и фильмах.
Задачи:
- Расширить представления детей о добре и зле,чтобы они смогли дать определение добра и зла .Научить аргументировать и отстаивать свою точку зрения, совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, пословицы; приобрести опыт коммуникативной деятельности, совершенствовать умения работать в группе, не нарушая принципов толерантности.
- Развивать и коррегировать связную речь, обогащать словарный запас, учиться работать в группах; коррекция и развитие коммуникативных способностей детей; коррекция и развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; коррекция и развитие учебно-познавательных, информационных компетенций при работе с различными источниками;
- Помочь учащимся осознать важность в жизни человека стремления делать добро и избегать причинять зло окружающим. Научить совершать добрые поступки сознательно, повседневно, бескорыстно.Воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу, чтобы поступки были сознательные, добровольные, бескорыстные по отношению к окружающим.
- Стимулировать совместную деятельность родителей и детей.В общении между собой обсуждая добро и зло в прочитанных произведениях и повседневной жизни.
Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.
Тип урока: изучение нового материала.
Виды деятельности: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения, словарная работа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с пословицами, подготовка к творческой беседе с членами семьи.
Методы: проблемно-поисковый; репродуктивный.
Предполагаемый результат:
- обучающиеся имеют четкое представление о понятиях «Добро» и «Зло», – умеют давать оценку различным ситуациям и поступкам,
- способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей,
- умеют работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.
Оборудование: словарные слова, карточки, пословицы, сказочные герои, таблицы, компьютер.
Ход урока
1. Организация деятельности учащихся.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок.
У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит здесь собрались добрые люди.
2. Сообщение темы урока.
О чем мы будем сегодня говорить ? Учащиеся расматривают иллюстрацию и предлагают свои ответы.
– На уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло.
Актуализация знаний. (звучит песня «Дорога добра») запись
– Ребята, о чем эта песня? (О добре)
– А кто назовет противоположное по значению слово? (ДОБРО – ЗЛО)
– Тема нашего урока «Добро и зло».
– Давайте определим задачи урока.
– Что мы должны сегодня узнать, чему научиться?
– Добро и зло. Это особые слова.
– Что такое добро? И что такое Зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Давайте же и мы сегодня попробуем сделать для себя этот вывод.
а) Беседа.
– Издавна люди воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных сказаниях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья. Люди старались не допустить зла и боролись с ним.
– Как вы понимаете слово добро? (ответы детей)
– Как вы понимаете слово зло?
У вас есть рабочий лист, подумайте и распределите в 2 столбика, что для вас – добро, а что – зло.
обман, помощь, хвастовство, трудолюбие, жестокость, скромность, совесть, зависть, жадность, честность.
– А теперь попробуйте дать определения:
Добро – это...
Зло – это...
С чем обычно ассоциируют добро и зло (ответы детей)
- со светом, светлым, белым.
- с тьмой, тёмным, чёрным.
Эпиграф нашего урока:
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
б) Словарная работа.
– Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова
«Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
«Зло – нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
3. Изучение нового материала.
– Ребята, урок сегодня будет необычным, мы совершим виртуальное путешествие. И с этого момента наш кабинет превращается в машину времени с центральным компьютером; я буду командиром корабля, вы – путешественниками во времени и пространстве и наши гости тоже; с собой в путешествие мы возьмем путевые дневники (рабочие тетради) для заметок. Устраивайтесь поудобнее: наш полет начинается!
– Итак, уважаемые путешественники, мы приближаемся к мифическому дереву познания добра и зла. Если помните, первым людям Адаму и Еве было запрещено вкушать плоды с этого дерева под страхом смерти, но они ослушались, и зло пришло в мир.
– Может быть, это дерево сейчас где-то и существует, и выглядит вот так (показываю слайд), а может быть, оно похоже на это дерево, к которому мы сейчас и прибыли с помощью машины времени. У этого дерева только 2 ветви: черная и золотая. Черная – это зло, и на ней в свое время появляются черные плоды зла; золотая ветвь – это добро, и на ней вырастают золотые плоды добра. (Проверка: ученик читает пословицу, объясняет ее смысл, определяет, о чем она – о добре или о зле, и кладёт к определённой стороне дерева (черный, золотой или черный с золотом). Откройте путевые дневники и выполните задание.
а) У вас на парте лежат листочки с пословицами. Давайте с ними поработаем. Соедините стрелками слова первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица.
- Доброе слово лечит, а злое калечит.
- Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
- _Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- Добро помни, а зло забывай.
– Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках.
Пословицы недаром появляются.
Без них прожить никак нельзя,
Они великие помощницы
И в жизни – верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то научают
И от беды нас берегут.
б) Пословицы.
- Худо тому, кто добра не делает никому. (Про зло).
- Доброе дело само себя хвалит. (Про добро).
- Доброе слово и кошке приятно. (Про добро).
- Добро, сделанное тайно, вознаграждается явно. (Про добро).
- Добро творить – себя веселить. (Про добро).
- Злоба лишает человека силы. (Про зло).
- За недобрым пойдешь – на беду набредешь. (Про зло).
- Злой плачет от зависти, добрый – от радости. (Про добро и зло).
– Ребята добро перевешало зло. Вот так и должно быть. Потому что Зло разрушает взаимоотношения людей, распространяет вражду между ними. Злые поступки приносят людям беды и страдания.
– Вы, наверное, обратили внимание, что на дереве добра и зла нет плодов.
– Время нашего пребывания у Древа познания Добра и Зла подходит к концу. Но, согласитесь, не хочется оставлять его без плодов. Мы подарим ему его плоды.
(Начинается работа в группах: дети разбиваются на группы по 2–3 человека).
Задача: проанализируйте ситуацию, определите проявление добра и зла и назовите понятие словом.
1 группа.
- Отнять у младшего деньги. Это….
- Помочь старушке перейти дорогу. Это….
- Подарить маме цветы в день рождения. Это….
- Придумать для одноклассника оскорбительное прозвище. Это….
2 группа.
- Ударить ногой собаку. Это….
- Помочь однокласснику в учебе. Это….
- Помирить поссорившихся друзей. Это….
- Помочь маме в домашних делах. Это….
(По окончании работы проверяются ответы групп, и «вешают» плоды на дерево).
– Дерево познания Добра и Зла благодаря вашим усилиям покрылось плодами, и заметьте: плодов добра на нем больше, чем плодов зла. А это – закон жизни: ведь если бы зло преобладало в мире, жизнь на планете просто прекратилась бы.
4. Физминутка (музыкальная) на усмотрение учителя.
– Послушайте притчи и подумайте, чему они нас учат? читает ученик Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль.
Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение.
А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю».
Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.
Так добро отплатило Злу за зло – добром.
– Чему учит нас эта притча? (За зло нужно платить добром).
– Мы продолжаем наше путешествие. Тема добра и зла звучит даже в сказках. В сказках встречаются добрые и злые герои. Давайте поиграем в игру. Игра “Сказочный герой – добрый или злой”.
Задание: называем сказочного героя, определяем, добрый он или злой. И в сказках всегда добро побеждает зло
– Притча “Два волка” читает ученик
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну древнюю истину: “В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк – чёрный, представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь... Другой волк – белый, представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...”
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: “А какой волк в конце побеждает?”
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Ребята, чтобы ваш белый волк всегда побеждал.
– А теперь встаньте, возьмите друг друга за руки и мысленно пожелайте своему соседу справа или слева что-то очень хорошее, но только пожелать надо искренне, от чистого сердца.
– Вот так и продолжайте желать друг другу доброе и говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
– Лицо человека отражает то, чему он служит – добру или злу. Не случайно говорят: “Лицо – зеркало души”. Об этом важно помнить. Все наши поступки видны на лице!
– Возьмите в руки зеркало, подарите себе свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу и вместе все похохочем.
Мир – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.
– Ребята, постарайтесь быть добрыми. Никогда не отвечайте злом на зло. – Перед вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
- Помогать людям.
- Защищать слабого.
- Делиться последним с другом.
- Не завидовать.
- Прощать ошибки другим.
– Уважаемые путешественники! Мы получили сегодня много знаний и впечатлений, и пока летит наша машина времени обратно домой, мы имеем возможность закрепить полученные знания.
– Займите, пожалуйста, места и начнем работу.
Поиграем в ассоциации. Заполните таблицу. Напишите, что у вас ассоциируется с добром, а что со злом.
цвет | слово | сказочный герой | поступок | |
добро | ||||
зло |
– Молодцы, вы хорошо справились, и теперь наш обратный полет подходит к концу. Понравилась ли вам наша экскурсия? Довольны ли вы своим участием в ней?
5. Итог урока.
– Что нового узнали о добре и зле?
– Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?
– Почему важно бороться со злом?
6. Рефлексия.
– Как вы думаете, тема добра и зла, важна для всех людей в наши дни? У каждого из вас на столе лежат разноцветные листочки. Если вы считаете тему нашего разговора важной, то прикрепите к дереву на доске зеленый листик, если считаете, что в наши дни можно прожить без доброты, прикрепите коричневый листок. (Коричневый и зеленый листки заранее лежат на столах у детей.)
В Евангелие от Матфея сказано: «… во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
7. Самооценка. (учащиеся выставляют себе оценки за урок)
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
И помните: всё в ваших руках!