Основы светской этики. Урок по теме «Добро и зло»

Разделы: Начальная школа


Цели урока: подвести учащихся к пониманию основных категорий морали – добро и зло; выяснить почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Воспитать у учащихся положительные черты характера на примерах из жизни , литературы , мультфильмах и фильмах.

Задачи:

  1. Расширить представления детей о добре и зле,чтобы они смогли дать определение добра и зла .Научить аргументировать и отстаивать свою точку зрения, совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, пословицы; приобрести опыт коммуникативной деятельности, совершенствовать умения работать в группе, не нарушая принципов толерантности.
  2. Развивать и коррегировать связную речь, обогащать словарный запас, учиться работать в группах; коррекция и развитие коммуникативных способностей детей; коррекция и развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; коррекция и развитие учебно-познавательных, информационных компетенций при работе с различными источниками;
  3. Помочь учащимся осознать важность в жизни человека стремления делать добро и избегать причинять зло окружающим. Научить совершать добрые поступки сознательно, повседневно, бескорыстно.Воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу, чтобы поступки были сознательные, добровольные, бескорыстные по отношению к окружающим.
  4. Стимулировать совместную деятельность родителей и детей.В общении между собой обсуждая добро и зло в прочитанных произведениях и повседневной жизни.

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

Тип урока: изучение нового материала.

Виды деятельности: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения, словарная работа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с пословицами, подготовка к творческой беседе с членами семьи.

Методы: проблемно-поисковый; репродуктивный.

Предполагаемый результат:

  • обучающиеся имеют четкое представление о понятиях «Добро» и «Зло», – умеют давать оценку различным ситуациям и поступкам,
  • способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей,
  • умеют работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.

Оборудование: словарные слова, карточки, пословицы, сказочные герои, таблицы, компьютер.

Ход урока

1. Организация деятельности учащихся.

Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок.

У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит здесь собрались добрые люди.

2. Сообщение темы урока.

О чем мы будем сегодня говорить ? Учащиеся расматривают иллюстрацию и предлагают свои ответы.

– На уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло.

Актуализация знаний. (звучит песня «Дорога добра») запись

– Ребята, о чем эта песня? (О добре)

– А кто назовет противоположное по значению слово? (ДОБРО – ЗЛО)

– Тема нашего урока «Добро и зло».

– Давайте определим задачи урока.

– Что мы должны сегодня узнать, чему научиться?

– Добро и зло. Это особые слова.

– Что такое добро? И что такое Зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Давайте же и мы сегодня попробуем сделать для себя этот вывод.

а) Беседа.

– Издавна люди воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных сказаниях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья. Люди старались не допустить зла и боролись с ним.

– Как вы понимаете слово добро? (ответы детей)

– Как вы понимаете слово зло?

У вас есть рабочий лист, подумайте и распределите в 2 столбика, что для вас – добро, а что – зло.

обман, помощь, хвастовство, трудолюбие, жестокость, скромность, совесть, зависть, жадность, честность.

– А теперь попробуйте дать определения:

Добро – это...

Зло – это...

С чем обычно ассоциируют добро и зло (ответы детей)

  • со светом, светлым, белым.
  • с тьмой, тёмным, чёрным.

Эпиграф нашего урока:

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.

б) Словарная работа.

Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова

«Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

«Зло – нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

3. Изучение нового материала.

– Ребята, урок сегодня будет необычным, мы совершим виртуальное путешествие. И с этого момента наш кабинет превращается в машину времени с центральным компьютером; я буду командиром корабля, вы – путешественниками во времени и пространстве и наши гости тоже; с собой в путешествие мы возьмем путевые дневники (рабочие тетради) для заметок. Устраивайтесь поудобнее: наш полет начинается!

Итак, уважаемые путешественники, мы приближаемся к мифическому дереву познания добра и зла. Если помните, первым людям Адаму и Еве было запрещено вкушать плоды с этого дерева под страхом смерти, но они ослушались, и зло пришло в мир.

– Может быть, это дерево сейчас где-то и существует, и выглядит вот так (показываю слайд), а может быть, оно похоже на это дерево, к которому мы сейчас и прибыли с помощью машины времени. У этого дерева только 2 ветви: черная и золотая. Черная – это зло, и на ней в свое время появляются черные плоды зла; золотая ветвь – это добро, и на ней вырастают золотые плоды добра. (Проверка: ученик читает пословицу, объясняет ее смысл, определяет, о чем она – о добре или о зле, и кладёт к определённой стороне дерева (черный, золотой или черный с золотом). Откройте путевые дневники и выполните задание.

а) У вас на парте лежат листочки с пословицами. Давайте с ними поработаем. Соедините стрелками слова первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица.

  • Доброе слово лечит, а злое калечит.
  • Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
  • _Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
  • Худо тому, кто добра не делает никому.
  • Добро помни, а зло забывай.

– Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках.

Пословицы недаром появляются.
Без них прожить никак нельзя,
Они великие помощницы
И в жизни – верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то научают
И от беды нас берегут.

б) Пословицы.

  • Худо тому, кто добра не делает никому. (Про зло).
  • Доброе дело само себя хвалит. (Про добро).
  • Доброе слово и кошке приятно. (Про добро).
  • Добро, сделанное тайно, вознаграждается явно. (Про добро).
  • Добро творить – себя веселить. (Про добро).
  • Злоба лишает человека силы. (Про зло).
  • За недобрым пойдешь – на беду набредешь. (Про зло).
  • Злой плачет от зависти, добрый – от радости. (Про добро и зло).

– Ребята добро перевешало зло. Вот так и должно быть. Потому что Зло разрушает взаимоотношения людей, распространяет вражду между ними. Злые поступки приносят людям беды и страдания.

– Вы, наверное, обратили внимание, что на дереве добра и зла нет плодов.

– Время нашего пребывания у Древа познания Добра и Зла подходит к концу. Но, согласитесь, не хочется оставлять его без плодов. Мы подарим ему его плоды.

(Начинается работа в группах: дети разбиваются на группы по 2–3 человека).

Задача: проанализируйте ситуацию, определите проявление добра и зла и назовите понятие словом.

1 группа.

  1. Отнять у младшего деньги. Это….
  2. Помочь старушке перейти дорогу. Это….
  3. Подарить маме цветы в день рождения. Это….
  4. Придумать для одноклассника оскорбительное прозвище. Это….

2 группа.

  1. Ударить ногой собаку. Это….
  2. Помочь однокласснику в учебе. Это….
  3. Помирить поссорившихся друзей. Это….
  4. Помочь маме в домашних делах. Это….

(По окончании работы проверяются ответы групп, и «вешают» плоды на дерево).

Дерево познания Добра и Зла благодаря вашим усилиям покрылось плодами, и заметьте: плодов добра на нем больше, чем плодов зла. А это – закон жизни: ведь если бы зло преобладало в мире, жизнь на планете просто прекратилась бы.

4. Физминутка (музыкальная) на усмотрение учителя.

Послушайте притчи и подумайте, чему они нас учат? читает ученик Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль.

Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение.

А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю».

Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.

Так добро отплатило Злу за зло – добром.

Чему учит нас эта притча? (За зло нужно платить добром).

Мы продолжаем наше путешествие. Тема добра и зла звучит даже в сказках. В сказках встречаются добрые и злые герои. Давайте поиграем в игру. Игра “Сказочный герой – добрый или злой”.

Задание: называем сказочного героя, определяем, добрый он или злой. И в сказках всегда добро побеждает зло

Притча “Два волка” читает ученик

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну древнюю истину: В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк чёрный, представляет зло зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь... Другой волк белый, представляет добро мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: А какой волк в конце побеждает?

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Ребята, чтобы ваш белый волк всегда побеждал.

А теперь встаньте, возьмите друг друга за руки и мысленно пожелайте своему соседу справа или слева что-то очень хорошее, но только пожелать надо искренне, от чистого сердца.

– Вот так и продолжайте желать друг другу доброе и говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

– Лицо человека отражает то, чему он служит – добру или злу. Не случайно говорят: “Лицо – зеркало души”. Об этом важно помнить. Все наши поступки видны на лице!

– Возьмите в руки зеркало, подарите себе свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу и вместе все похохочем.

Мир – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.

– Ребята, постарайтесь быть добрыми. Никогда не отвечайте злом на зло. – Перед вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

  1. Помогать людям.
  2. Защищать слабого.
  3. Делиться последним с другом.
  4. Не завидовать.
  5. Прощать ошибки другим.

– Уважаемые путешественники! Мы получили сегодня много знаний и впечатлений, и пока летит наша машина времени обратно домой, мы имеем возможность закрепить полученные знания.

– Займите, пожалуйста, места и начнем работу.

Поиграем в ассоциации. Заполните таблицу. Напишите, что у вас ассоциируется с добром, а что со злом.

  цвет слово сказочный герой поступок
добро        
зло        

Молодцы, вы хорошо справились, и теперь наш обратный полет подходит к концу. Понравилась ли вам наша экскурсия? Довольны ли вы своим участием в ней?

5. Итог урока.

Что нового узнали о добре и зле?

– Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

– Почему важно бороться со злом?

6. Рефлексия.

Как вы думаете, тема добра и зла, важна для всех людей в наши дни? У каждого из вас на столе лежат разноцветные листочки. Если вы считаете тему нашего разговора важной, то прикрепите к дереву на доске зеленый листик, если считаете, что в наши дни можно прожить без доброты, прикрепите коричневый листок. (Коричневый и зеленый листки заранее лежат на столах у детей.)

В Евангелие от Матфея сказано: «… во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

7. Самооценка. (учащиеся выставляют себе оценки за урок)

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
И помните: всё в ваших руках!