Цель урока: Урок призван дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.
Задачи:
образовательные:
- Объяснить понятие «блокада», разъяснить цели фашистов;
- познакомить с жизнью блокадного города;
- привести примеры мужества и стойкости ленинградцев;
- дать необходимые сведения об организации обороны Ленинграда, о военных действиях Советской армии.
коррекционно-развивающие:
- Развивать умения слушать, связно и развёрнуто излагать факты, объяснять события на основе нескольких источников.
воспитательные:
- Воспитывать чувство восхищения ленинградцами, которые проявили беззаветное служение своему городу, были примером стойкости и мужества для всех русских людей;
- воспитывать любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу своей страны.
Оборудование: Мультимедийная установка, карта «Великая Отечественная война».
Термины и понятия: Блокада, Дорога жизни.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
№ слайда |
Время |
I. Организационный момент. Цель: Подготовка учащихся к работе на уроке, взаимное приветствие. |
|||
Настрой учащихся на работу, определение отсутствующих, организация внимания; проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид). |
Рапорт дежурного |
№1 |
1 |
II. Целеполагание и мотивация. Цель: Сообщение темы и цели урока. |
|||
Звучит музыка (отрывок из Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича) Сегодня на уроке мы продолжим разговор о Великой Отечественной войне, о героической борьбе русского народа против фашистской Германии. В частности о том, как происходила защита легендарного города – города на Неве, в то время носившего название Ленинград. |
|
№1 |
0.5 |
III. Проверка домашнего задания. Цель: Выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Фронтальный опрос. |
|||
Какую тему изучали на прошлом уроке? Кто руководил Государственным Комитетом Обороны страны? Зачем эвакуировали промышленные предприятия вглубь страны? Какое оружие было создано инженерами-конструкторами в годы войны? Какую помощь фронту оказывали граждане страны? Какие новые слова встретились вам на уроке? Работа с Лентой времени Назовите даты, отмеченные на Ленте времени |
Дают ответы
(при помощи манипулятора мышь ученик соединяет значения слов со словами) Один ученик отвечает другие слушают, проверяют |
№2
№3
№4 |
5 |
IV. Объяснение нового материала. Цель: Дать учащимся конкретное представление о том, как защищали город Ленинград жители страны. Изложить новый материал. |
|||
Город Санкт-Петербург называют городом трех имен. Рассказ учителя Одновременно с битвой под Москвой немецкие войска начали крупное наступление на Ленинград. И это не случайно.
Гитлер направил против Ленинграда удар огромной силы. Фашисты планировали взять город штурмом. Все подступы к городу были захвачены врагом. Ленинград оказался в кольце окружения. 8 сентября 1941 г. началась блокада города. Фашисты пытались прорваться в Ленинград. Шли кровопролитные бои за каждый метр ленинградской земли. На помощь солдатам в городе стали формироваться отряды ополченцев из мирных жителей. Все ленинградцы, кто способен был держать в руках оружие, вышли на защиту города. Силами бойцов Красной армии и ополченцев натиск врага был остановлен. Врагу не удалось войти в город. Тогда гитлеровцы избрали своим оружием голод и холод, уничтожение города авиацией и тяжелой артиллерией. Началась незабываемая зима 1941/42 года в осажденном городе. Ленинградцы и воины фронта должны были найти в себе силы и уменье для того, чтобы справляться с самыми непредвиденными трудностями. Экран выключается О том, как жители города переносили все тяготы блокады прочитаем учебнике стр. 184 – Беседа по прочитанному: Что предпринимали Ленинградцы для защиты своего города? – Какие трудности и лишения переносили жители города? – Какое испытание было самым тяжелым? Ответы учеников учитель дополняет слайдами с фотографиями тех времён В 1984 году в Ленинграде вышла «Блокадная книга», ее авторы Д. Гранин и А. Адамович, писатели-фронтовики. В ней они собрали воспоминания ленинградцев, переживших блокаду. Самым тяжелым, по мнению всех блокадников, было испытание голодом. Голод – наемный убийца, - называли его. Я зачитаю выдержки из книги. Блокадница Ел. Мих. Никитина вспоминает: «Съели всех кошек, съели всех собак, какие были. Умирали сначала мужчины…Но и женщины тоже умирали, хотя они все таки были более стойкими… Люди превращались в каких то…стариков…» «Есть приходилось что попало. Помню, приходила домой, и мне так хотелось кушать…. У меня там дрова лежали около печки,. И вот я взяла это полено и стала грызть... Вот грызу, грызу это полено, смола выступила. А этот запах смолы мне какое то наслаждение доставлял, что хоть что то я погрызу. Надо было что то кушать, иначе неминуема смерть от голода, а это еще хуже, чем от обстрела. От голода очень тяжелая смерть…» Авторы книги пишут: Слово «хлеб» обрело, восстановило среди всего этого свой символический смысл — хлеб насущный. Хлеб как образ жизни, хлеб как лучший дар земли, источник сил человека. Неслучайно блокадница Таисия Васильевна Мещанкина … вспоминает :«Когда умирал человек и ты к нему подходил, он ничего не просил — ни масла, ни апельсина, ничего не просил. Он только тебе говорил: дай крошечку хлеба! И умирал!. Вот сейчас, когда я встаю, я беру кусок хлеба и говорю: помяни, Господи, всех умерших с голоду, которые не дождались досытья поесть хлеба. А я сказала себе: когда у меня будет хлеб оставаться, я буду самый богатейший человек». Из-за голода была самая высокая смертность населения. Подтверждение этому кадры видеохроники тех лет: До нас дошел и уникальный документ того времени «Дневник Тани Савичевой», который вела девочка в блокадном Ленинграде. Дневник представлял обычную записную книжку, принадлежащую сестре Тани Нине. Нина вела в нем свои записи, а вторая половина с алфавитом была свободна. Именно здесь были записаны даты смерти близких людей — матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей с декабря 1941 по май 1942 года. На странице под буквой «Ж» Таня написала: «Женя умерла 28 дек в 12.00 час утра 1941 г.» на странице с буквой «Б» Таня написала: Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г. На букве «Л» Таня, в спешке объединив два слова в одно, написала: «Лёка умер 17 марта в 5 часов утра в 1942 г.» Таня на букве «Д» сделала соответствующую запись, которая получилась не очень правильной и сбивчивой: «Дядя Вася умер в 13 апр 2 ч ночь 1942 г Страница на букву «Л» уже была занята записью про Леонида и поэтому Таня сделала запись на развороте слева. По неизвестным причинам слово «умер» Таня почему-то пропустила: «Дядя Леша 10 мая в 4 ч дня 1942 г.» На листке под буквой «М» Таня сделала соответствующую запись и слово «умерла» тоже почему-то пропустила: «Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г. У Тани оставались еще старший брат Михаил и сестра Нина. Но они были на фронте Со смертью матери Таня потеряла надежду, что Михаил и Нина когда-нибудь вернутся домой, поэтому на букве «С» она пишет и она пишет: «Савичевы умерли» на букве «У» «Умерли все» На – «О» Осталась одна Таня» Таня была вывезена из блокадного Ленинграда в поселок Шатки, Горьковской области в августе 1942 г. В эвакуации за ее жизнь боролись почти 2 года. Но спасти девочку не удалось. Организм был истощен, кроме дистрофии у Тани был обнаружен туберкулез. Болезни, нервное потрясение, – все это обернулось гибелью маленькой ленинградки в мае 1944 года. Благодаря сестре Нине дневник был найден и сохранен. Сейчас он хранится в музее истории Ленинграда. А после окончания войны, когда шел суд над фашистами в городе Нюрнберге, этот дневник побывал и там. И был одним из документов, свидетельствовавших о преступлениях фашистов. Связь города с Большой землей сохранялась благодаря единственной дороге – дороге через Ладожское озеро, которое расположено недалеко от Ленинграда. Осенью на баржах и пароходах под непрерывным обстрелом противника в Ленинград через Ладогу (так еще называют Ладожское озеро) доставляли продовольствие. С наступлением холодов вода стала застывать и баржи проходить уже не могли. Государственный комитет обороны принял решение проложить дорогу в город по льду Ладожского озера.. Но лед был еще не настолько крепок, чтобы по нему могли пройти груженые машины. И вот 17 ноября 1941 года лед Ладога окончательно замерз. Первыми по льду озера прошли санный обоз, но истощённые лошади, запряженные в сани, могли перевезти не так много груза, потом пустые машины, полуторки, как их называли в войну и только потом решили пустить машины с продовольствием. Чтобы облегчить давление на лед с машин поначалу снимали все лишнее и даже кабины. Сейчас трудно представить шофера, который едет без кабины в 30-градусный мороз навстречу ветру. Итак, по льду Ладожского озера пошли первые автомобили с продовольствием и медикаментами. Обратно на них отправляли истощенных голодом женщин и детей. Эта дорога действовала всю зиму, пока весной лед не растаял. Но она помогла горожанам выжить. За это ладожскую дорогу жители города назвали «Дорогой жизни». Пришла весна и сама земля стала кормить ленинградцев. Вот меню заводской столовой весной 1942 г.: ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (экран выключается, проводится гимнастика для глаз, гимнастика для тела) В «Блокадной книге» читаем: «Казалось, хлеб, прежде всего хлеб, ну еще вода и тепло! И все говорили и думали, что все желания сосредоточились только на этом, на самом насущном. Так ведь нет. В иссушенном организме душа, страдающая и униженная голодом, тоже искала себе пищи. Жизнь духа продолжалась. Человек порой сам себе удивлялся, своей восприимчивости к слову, музыке, театру. Стихи стали нужны». В осажденном фашистами Ленинграде находилась поэтесса Ольга Берггольц. Как и все ленинградцы она стойко переносила все ужасы блокады и писала об этом стихи. До войны она была малоизвестным автором детских книжек и стихов. И вдруг Ольга Берггольц стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда. Она читала свои стихи по радио, поддерживая жителей города:
– эти строки посвятила поэтесса дороге, проводящей по льду Ладожского озера в стихотворении «Ленинградская поэма» 1942 г. Прослушаем видеоотрывок из этого стихотворения. Его читает интернет-пользователь Алексей Корчагин – Какой подвиг совершил шофер, везший хлеб в Ленинград? 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде прозвучала знаменитая Седьмая (Ленинградская) симфония композитора Дмитрия Шостаковича. Шостакович был ленинградцем. Первая часть симфонии была написана до войны. В сентябре 1941 года, уже в блокированном Ленинграде Шостакович написал вторую часть и начал работу над третьей. 1 октября композитор вместе с семьёй был вывезен из Ленинграда. В эвакуации 27 декабря 1941 года была закончена симфония. В Ленинграде репетиции симфонии начались в марте 1942 г., в живых осталось 15 ослабевших музыкантов. Чтобы пополнить оркестр, отзывали музыкантов из военных частей. Зал Ленинградской филармонии был полон. Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры. Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мёртвый. Спустя годы немцы признавались: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…» 900 дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда. 18 января 1943 г. Советские войска смогли прорвать блокаду. Прорыв блокады позволил установить постоянную железнодорожную связь с Большой землей. В Ленинград стали приходить поезда, улучшилось снабжение продовольствием, карточки на хлеб не были отменены, но норма хлеба увеличилась вдвое. Еще целый год ленинградцы страдали налетов вражеской авиации и артиллерийских бомбёжек, которые усилились с прорывом блокады Никогда ленинградцы не забудут день 27 января 1944 года. С волнением и радостью слушали они по радио обращение Военного совета Ленинградского фронта: «Город Ленинград полностью освобожден от вражеской блокады. Работа с Лентой времени |
Подготовленный ученик рассказывает об истории названий города. 1703 г. – считается годом основания Санкт Петербурга Петром I.В переводе с немецкого Санкт-Петербург означает город святого Петра – апостола, небесного покровителя Петра I. 1914 г.– время Первой мировой войны на волне патриотических и антинемецких настроений Санкт-Петербург переименован на русский манер в Петроград 1924 г. Умирает В.И. Ленин. В память о вожде революции Петроград переименован в Ленинград 1991 г. Городу вернули его историческое название. Остальные слушают доклад. Читают значение слова блокада и записывают значение слова в словарь. Читают ученики на выбор учителя Ответы учеников Слушают учителя
Смотрят видеохронику
Читает подготовленный ученик
Рассмаривают фотографию Ольги Берггольц
Смотрят видеоотрывок Дают ответ.
Записывают основные даты из хронологии событий блокады Ленинграда В это время звучит отрывок из симфонии Шостаковича |
№5
№6
№7
№8-10
№11
№12 №13 №14 №15
№16
№17
№18
№19
№20
№21
№22
№23 №24 |
3
4
4
2
3
3
2 3
2
1 1
1 |
V. Первичное закрепление знаний. Цель: Закрепит знания и умения, учить применять знания в жизни. |
|||
Подведем итоги нашему разговору. – Какую тему изучали сегодня на уроке? – Почему Гитлер хотел разрушить Ленинград? – Какие трудности и лишения пережили ленинградцы? – Где проходила Дорога жизни? – Почему дорогу через Ладожское озеро назвали дорогой жизни? – Сколько времени длилась блокада? |
Отвечают на вопросы |
|
5 |
VI. Подведение итогов урока. Цель: Сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке. |
|||
Учитель выставляет оценки за урок. Делает вывод предшествующему разговору:
|
|
|
0.5 |
VII. Сообщение домашнего задания. |
|||
Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы (устно). Индивидуально: прочитать абзацы, рассказывающие о «Дороге жизни». |
|
|
1 |