Орфографическая грамотность на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Ошибки на правописание безударных гласных, как известно, относятся к числу массовых ошибок, характерных для учащихся 1-4 классов. Половину числа слов русского языка с безударными гласными составляют слова с непроверяемыми написаниями. Многие из этих слов входят в активный словарь младших школьников, от усвоения их правописания в значительной мере зависит грамотность учащихся.

Программа по русскому языку для начальных классов указывает, что на каждом году обучения должны проводиться «словарно-орфографические» упражнения, в процессе которых усваиваются слова с непроверяемыми написаниями; данные в специальных списках для каждого класса. Списки слов (словари для справок) с непроверяемыми гласными в корне даны также в учебниках для 1-4 класса. Многие слова, написание которых учащиеся должны запомнить внесены на поля учебников. Кроме этих форм подачи данного материала, он рассыпан по каждому из учебников.

Слова с непроверяемыми написаниями, которые должны усвоить младшие школьники, – это в основном имена существительные. Авторы учебников, давая для запоминания слова с непроверяемой безударной гласной, как правило, включают его в текст упражнения на той же странице. Это помогает учащимся быстрее запомнить его, научиться правильно, употреблять его в своей речи. Конечно упражнения, выполненные на уроке, прежде всего, должны быть направлены на выработку тех грамматико-орфографических умений и навыков, которые предусматриваются темой, изучаемой в данный момент. Но вместе с тем при выполнении таких упражнений следует обращать внимание учащихся и на написание слов с непроверяемыми безударными гласными. Если учащиеся будут видеть эти слова в тексте, они быстрее запомнят их написание. Известно, что при письме слов с непроверяемыми безударными гласными нельзя опереться на грамматическое правило, поэтому указанные слова усваиваются путем упражнений, рассчитанных на зрительно-моторную память. В тоже время словарно-орфографические занятия нельзя ограничивать только заучиванием правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Наибольший обучающий эффект достигается, если в процессе изучения правописания слов данной категории учащимся предлагаются задания, которые наряду с орфографическими целями преследуют и лексические цели. Например: задания, направленные на подбор к изучаемому слову однокоренных слов (работа – работать – рабочий); задания направленные на образование от какого-либо слова с непроверяемым написанием при помощи приставок или суффиксов новых слов с последующим наблюдением над их лексическим значением (медведь – медведица – медвежонок, береза – березка). Составление с полученными словосочетаниями предложений. Работу над словами с непроверяемыми написаниями я провожу ежедневно.

Русский язык – один из трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребёнку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны – это сложная школьная дисциплина, требующего большого труда, источник многочисленных неудач и огорчений. Воспитать любовь к родному языку – это прежде всего воспитать интерес к нему.

Интересно то, что вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять суть явления.

Для этого уделяю значительно внимание эффективности использования методов и приёмов изложения учебного материала, разнообразию письменных упражнений, направленных на формирование у младших школьников прочных навыков правописания и каллиграфии.

Для работы над каллиграфией ребята по трафарету на плёнке обводят буквы, сама до поступления в 1 кл. много пишу карандашом, а дети обводят ручкой. Ежедневно по образцам пишут буквы, соединения, слова, из слов составляют предложения. Уголки по каллиграфии. В них помещены плакаты: «Правильно сиди при письме», «Соединение строчных букв», «Пиши правильно». Образцы даю с учётом индивидуальных особенностей детей.

Занятия по чистописанию веду на материале, связанном с изучением или закреплением отдельных тем программы (правописание большой буквы в именах, фамилиях людей, в названиях городов, рек, гласных после шипящих, слов из словаря.

Эффективность урока я расцениваю не только по разнообразию методов и приёмов, используемых на уроках при объяснении или закреплении материала, но прежде всего по качеству выполненных учащимися работы, по безошибочному её написанию. Я добиваюсь чтобы каждая запись в тетради ученика была грамотной, это достигается формами работы по предупреждению ошибок. (например – лучше ошибку предупредить чем исправить.)

Ежедневно выполняем зрительные диктанты. В диктантах допущены ошибки на орфограммы. Учащиеся называют ошибку на данную орфограмму, исправляем ошибки, затем пишут по памяти.

Пишем зрительные диктанты на время.

  1. Дети пишут по памяти, а затем исправляют ошибки на доске.
  2. Любое задание, если ребятам непонятно объясняю сама или дети друг другу.
  3. Взаимопроверка, самопроверка «Поставь сам себе оценку»
  4. Проговаривание трудных по написанию слов, их звукобуквенный анализ, применение сигнальных карточек на правописание безударных гласных, парных согласных, окончание имен существительных и прилагательных, род, падеж существительных.
  5. Работа над ошибками. Ошибки выписываю каждому учащемуся на карточку и провожу работу с учетом его ошибок, над типичными ошибками работаем коллективно.

В этом году весь учебный материал я разделила по блокам, некоторые умения и навыки использую по опережающему методу обучения.

  • 1 блок Гласные и согласные звуки и буквы.
  • 2 блок Перенос слов
  • 3 блок Мягкий знак
  • 4 блок Правописание гласных после шипящих
  • 5 блок Ударные и безударные гласные
  • 6 блок Парные звонкие и глухие согласные.
  • 7 блок Имена собственные. Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Урок по теме имена собственные.

Зрительная, моторная память. Фамилии и имена детей на обложках тетрадей; фамилии, имена, отчества писателей, поэтов на обложках книг.

В словаре запись. Запись клички животных. Какие животные у вас есть дома? Назовите их. Как их зовут? Какие они имеют клички? Вывод, запись.

Знакомство с картой. Вывод. записывают сами свое село, реку, улицу.

Упражнения на списывание.

  1. Спишите, подчеркните безударно гласную, поставьте ударение.
    Кот спит на траве. Ира кладет мел у доски. Ребята идут домой.

  2. Назвать безударную гласную и проверочное слово.
    Коса, коза, сосна, мосты, река, нора, трава.

  3. Списать слова, написать проверочное.
    Шаги – , леса – , моря – .

  4. Списать предложение вставить пропущенную безударную гласную.
    На тр…ве еще блестит р..са. На дв..ре горой, а в …збе в…дой. На дв…ре тр…ва, на тр…ве др…ва.

  5. Найти проверяемое слово и проверочное.
    Козы гуляют по лугу. Одна коза ушла в лес.

  6. Выбрать и записать слова с безударной гласной, проверь по принципу «один-много».
    По утрам я завожу (часы). У оленя красивые (рога). Снег лежал на вершине (горы).

  7. Проверить безударную гласную.
    Хлеба – хлеб, хлебушек, хлебный.

  8. Послушайте загадки. Назвать слова с безударной гласной в корне.
    Я над речкой лежу,
    оба берега держу (мост).


    На месте – дворец,
    Во дворе – певец,
    а зовут его (скворец) 

  9. Привести и записать примеры с определённым корнем (-лие-, -лист-, -мед-, -миг-)

  10. Найти проверочное слово: мак, маковый, макушка, маковка, мигнуть, промокнуть, рискнуть, поникнуть

  11. К выделенным словам подобрать однокоренные слова. Указать корень

Часы чинит …… Садовник, часовщик, сторож, мастер, лесник
Лес охраняет …
За садом ухаживает …

Для выработки умения и навыка грамотного письма, стараюсь проводить игры.

Игра «Кто больше составит слов».

н о о
к ку ни
но т кА
ко ты к та
ки н ко то

Игра «Варим щи» Изучается буква щ. 

Давайте сегодня сварим щи!
Слова такие отыщи,
Чтоб в каждом
Было щей немножко!
Уже кастрюля на плите,
Берите буквы только те,
Что смотрят из лукошка!
(щипцы, ящик, клещи)

Игра «Следопыты».

Что изменилось в словах?

Сила – лиса, пар – дар, сел – лес, шорох – хорош.

Игра «Ремонт».

Мы обычные слова,
Всех нас знает каждый,
Мы содержим букву «а»
Трижды или дважды.
Иногда всего одну.
(Только не в начале).
Но сегодня.. – Ну и ну! –
Все они сбежали.

Брбн Стрт Сткн Нгрд Мрк

Игра «Кто самый внимательный?» 

У нас есть кшка Мурка. Она любит млоко. Мурка лвит мышей.

Игра в слова «Цепочка». 

Арбуз, завод, диван, народ…….

Разнообразные методы, и включение в образовательный процесс развивающих и познавательных игр, привлекает внимание школьников, и концентрирует их внимание на изучаемой теме или правиле, что в свою очередь «не принуждённо» откладывается в его памяти. Все это в совокупности обеспечивает грамотное письмо на уроках русского языка.

Список использованной литературы:

  1. Ш92 Русский язык в таблицах: Орфография и пунктуация – А.А. Штоль – 4-е изд., стер. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – 61 с. ISBN 5-94087-464-9
  2. П16 Панов М.В. Занимательная орфография: Кн. для внеклас. Чтения учащихся 7-8 кл. – М.: Просвещение, 1984 – 159 с., ил.