Ошибки на правописание безударных гласных, как известно, относятся к числу массовых ошибок, характерных для учащихся 1-4 классов. Половину числа слов русского языка с безударными гласными составляют слова с непроверяемыми написаниями. Многие из этих слов входят в активный словарь младших школьников, от усвоения их правописания в значительной мере зависит грамотность учащихся.
Программа по русскому языку для начальных классов указывает, что на каждом году обучения должны проводиться «словарно-орфографические» упражнения, в процессе которых усваиваются слова с непроверяемыми написаниями; данные в специальных списках для каждого класса. Списки слов (словари для справок) с непроверяемыми гласными в корне даны также в учебниках для 1-4 класса. Многие слова, написание которых учащиеся должны запомнить внесены на поля учебников. Кроме этих форм подачи данного материала, он рассыпан по каждому из учебников.
Слова с непроверяемыми написаниями, которые должны усвоить младшие школьники, – это в основном имена существительные. Авторы учебников, давая для запоминания слова с непроверяемой безударной гласной, как правило, включают его в текст упражнения на той же странице. Это помогает учащимся быстрее запомнить его, научиться правильно, употреблять его в своей речи. Конечно упражнения, выполненные на уроке, прежде всего, должны быть направлены на выработку тех грамматико-орфографических умений и навыков, которые предусматриваются темой, изучаемой в данный момент. Но вместе с тем при выполнении таких упражнений следует обращать внимание учащихся и на написание слов с непроверяемыми безударными гласными. Если учащиеся будут видеть эти слова в тексте, они быстрее запомнят их написание. Известно, что при письме слов с непроверяемыми безударными гласными нельзя опереться на грамматическое правило, поэтому указанные слова усваиваются путем упражнений, рассчитанных на зрительно-моторную память. В тоже время словарно-орфографические занятия нельзя ограничивать только заучиванием правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Наибольший обучающий эффект достигается, если в процессе изучения правописания слов данной категории учащимся предлагаются задания, которые наряду с орфографическими целями преследуют и лексические цели. Например: задания, направленные на подбор к изучаемому слову однокоренных слов (работа – работать – рабочий); задания направленные на образование от какого-либо слова с непроверяемым написанием при помощи приставок или суффиксов новых слов с последующим наблюдением над их лексическим значением (медведь – медведица – медвежонок, береза – березка). Составление с полученными словосочетаниями предложений. Работу над словами с непроверяемыми написаниями я провожу ежедневно.
Русский язык – один из трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребёнку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны – это сложная школьная дисциплина, требующего большого труда, источник многочисленных неудач и огорчений. Воспитать любовь к родному языку – это прежде всего воспитать интерес к нему.
Интересно то, что вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять суть явления.
Для этого уделяю значительно внимание эффективности использования методов и приёмов изложения учебного материала, разнообразию письменных упражнений, направленных на формирование у младших школьников прочных навыков правописания и каллиграфии.
Для работы над каллиграфией ребята по трафарету на плёнке обводят буквы, сама до поступления в 1 кл. много пишу карандашом, а дети обводят ручкой. Ежедневно по образцам пишут буквы, соединения, слова, из слов составляют предложения. Уголки по каллиграфии. В них помещены плакаты: «Правильно сиди при письме», «Соединение строчных букв», «Пиши правильно». Образцы даю с учётом индивидуальных особенностей детей.
Занятия по чистописанию веду на материале, связанном с изучением или закреплением отдельных тем программы (правописание большой буквы в именах, фамилиях людей, в названиях городов, рек, гласных после шипящих, слов из словаря.
Эффективность урока я расцениваю не только по разнообразию методов и приёмов, используемых на уроках при объяснении или закреплении материала, но прежде всего по качеству выполненных учащимися работы, по безошибочному её написанию. Я добиваюсь чтобы каждая запись в тетради ученика была грамотной, это достигается формами работы по предупреждению ошибок. (например – лучше ошибку предупредить чем исправить.)
Ежедневно выполняем зрительные диктанты. В диктантах допущены ошибки на орфограммы. Учащиеся называют ошибку на данную орфограмму, исправляем ошибки, затем пишут по памяти.
Пишем зрительные диктанты на время.
- Дети пишут по памяти, а затем исправляют ошибки на доске.
- Любое задание, если ребятам непонятно объясняю сама или дети друг другу.
- Взаимопроверка, самопроверка «Поставь сам себе оценку»
- Проговаривание трудных по написанию слов, их звукобуквенный анализ, применение сигнальных карточек на правописание безударных гласных, парных согласных, окончание имен существительных и прилагательных, род, падеж существительных.
- Работа над ошибками. Ошибки выписываю каждому учащемуся на карточку и провожу работу с учетом его ошибок, над типичными ошибками работаем коллективно.
В этом году весь учебный материал я разделила по блокам, некоторые умения и навыки использую по опережающему методу обучения.
- 1 блок Гласные и согласные звуки и буквы.
- 2 блок Перенос слов
- 3 блок Мягкий знак
- 4 блок Правописание гласных после шипящих
- 5 блок Ударные и безударные гласные
- 6 блок Парные звонкие и глухие согласные.
- 7 блок Имена собственные. Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Урок по теме имена собственные.
Зрительная, моторная память. Фамилии и имена детей на обложках тетрадей; фамилии, имена, отчества писателей, поэтов на обложках книг.
В словаре запись. Запись клички животных. Какие животные у вас есть дома? Назовите их. Как их зовут? Какие они имеют клички? Вывод, запись.
Знакомство с картой. Вывод. записывают сами свое село, реку, улицу.
Упражнения на списывание.
-
Спишите, подчеркните безударно гласную, поставьте ударение.
Кот спит на траве. Ира кладет мел у доски. Ребята идут домой. -
Назвать безударную гласную и проверочное слово.
Коса, коза, сосна, мосты, река, нора, трава. -
Списать слова, написать проверочное.
Шаги – , леса – , моря – . -
Списать предложение вставить пропущенную безударную гласную.
На тр…ве еще блестит р..са. На дв..ре горой, а в …збе в…дой. На дв…ре тр…ва, на тр…ве др…ва. -
Найти проверяемое слово и проверочное.
Козы гуляют по лугу. Одна коза ушла в лес. -
Выбрать и записать слова с безударной гласной, проверь по принципу «один-много».
По утрам я завожу (часы). У оленя красивые (рога). Снег лежал на вершине (горы). -
Проверить безударную гласную.
Хлеба – хлеб, хлебушек, хлебный. -
Послушайте загадки. Назвать слова с безударной гласной в корне.
Я над речкой лежу,
оба берега держу (мост).
На месте – дворец,
Во дворе – певец,
а зовут его (скворец) -
Привести и записать примеры с определённым корнем (-лие-, -лист-, -мед-, -миг-)
-
Найти проверочное слово: мак, маковый, макушка, маковка, мигнуть, промокнуть, рискнуть, поникнуть
-
К выделенным словам подобрать однокоренные слова. Указать корень
Часы чинит …… | Садовник, часовщик, сторож, мастер, лесник |
Лес охраняет … | |
За садом ухаживает … |
Для выработки умения и навыка грамотного письма, стараюсь проводить игры.
Игра «Кто больше составит слов».
н о о
к ку ни
но т кА
ко ты к та
ки н ко то
Игра «Варим щи» Изучается буква щ.
Давайте сегодня сварим щи!
Слова такие отыщи,
Чтоб в каждом
Было щей немножко!
Уже кастрюля на плите,
Берите буквы только те,
Что смотрят из лукошка!
(щипцы, ящик, клещи)
Игра «Следопыты».
Что изменилось в словах?
Сила – лиса, пар – дар, сел – лес, шорох – хорош.
Игра «Ремонт».
Мы обычные слова,
Всех нас знает каждый,
Мы содержим букву «а»
Трижды или дважды.
Иногда всего одну.
(Только не в начале).
Но сегодня.. – Ну и ну! –
Все они сбежали.
Брбн | Стрт | Сткн | Нгрд | Мрк |
Игра «Кто самый внимательный?»
У нас есть кшка Мурка. Она любит млоко. Мурка лвит мышей.
Игра в слова «Цепочка».
Арбуз, завод, диван, народ…….
Разнообразные методы, и включение в образовательный процесс развивающих и познавательных игр, привлекает внимание школьников, и концентрирует их внимание на изучаемой теме или правиле, что в свою очередь «не принуждённо» откладывается в его памяти. Все это в совокупности обеспечивает грамотное письмо на уроках русского языка.
Список использованной литературы:
- Ш92 Русский язык в таблицах: Орфография и пунктуация – А.А. Штоль – 4-е изд., стер. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – 61 с. ISBN 5-94087-464-9
- П16 Панов М.В. Занимательная орфография: Кн. для внеклас. Чтения учащихся 7-8 кл. – М.: Просвещение, 1984 – 159 с., ил.