Обобщение знаний о типах склонения имен существительных

Разделы: Начальная школа


УМК «Перспективная начальная школа». 

Цель: совершенствовать умение определять тип склонений у существительных в начальной форме и косвенных падежах.

Задачи:

Познавательные УУД:

  • Учить осознанно применять полученные грамматические знания в процессе устной и письменной речи и на практике.
  • Развивающие:
  • развивать орфографическую зоркость учащихся, письменную речь, логическое мышление, память, наблюдательность;
  • развивать умение анализировать и делать выводы;
  • развивать самостоятельность при выполнении заданий.

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение работать в парах, группе;
  • стимулировать интерес учащихся к самостоятельному поиску ответов на вопросы;
  • развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

  • формировать умения выполнять свои действия по образцу (правило);
  • формирование умения адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.

Личностные результаты:

  • учить осознавать смысл учения, важность изучаемого материала.

Тип урока: комбинированный.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично поисковый.

Приемы реализации методов: беседа, анализ, самостоятельная работа.

Система контроля: контроль учителя с элементами самоконтроля.

Оборудование: Учебник «Русский язык 3 класс». Чуракова Н.А.

ТСО: мультимедийный проектор (презентация).

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

I. Организация начала урока

Слайд 1, 2 

 

 

Слайд 3

Учитель:

Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнем скорей урок!

Учитель: К нам на урок пришли гости. Повернитесь, поприветствуйте их кивком головы.

Учитель: Повернитесь друг к другу, улыбнитесь мне и себе. Присаживайтесь.

II. Определение темы урока.

Слайд 4

Буквенный кроссворд.

Минутка чистописания. 

Учитель: Я буду говорить задание, вы угадываете букву, о которой идет речь. Красиво и правильно записываете в тетрадь. Если забыли, то можете обратиться к верному помощнику – Алфавиту.

Угадав правильно буквы, мы узнаем тему нашего урока.

  • С – буква после Р(эр)
  • К – буква перед Л (эль)
  • Л – буква между КА и ЭМ
  • 0 – круглая буква алфавита
  • Н – буква перед О
  • Е – шестая буква алфавита
  • Н – буква между ЭМ и О
  • И – буква после ЗЭ
  • Е – буква перед ё

Учитель: Прочитайте слово, которое у вас получилось. (склонение)

Слайд 5

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Предполагаемые ответы детей.

Учитель: Сегодня на уроке мы обобщим знания о типах склонения имен существительных и умение правильно определять склонение у существительных.

Целеполагание

Учитель: Какую учебную цель поставим на уроке?

Предполагаемые ответы детей.

Учитель:Какие личные цели поставите каждый для себя?

Предполагаемые ответы детей.

III. Основная часть

На доске карточки со словами: песок, дорога, метро, завод, кровать, дерево, Вася, улица, яблоко

Учитель: Что обозначают эти слова?

Обучающиеся: предметы

Учитель: Какой частью речи являются слова?

Обучающиеся: Имена существительные

Учитель: На какие буквы можно разделить эти существительные?

Обучающиеся: по родам.

Учитель: Как определить род существительных?

Предполагаемые ответы детей.

Работа в тетрадях.

Учитель: Запишите все имена существительные по родам в 3 столбика.

Проверка у доски. (1 человек с каждого ряда)

Учитель: Какое слово лишнее в каждом столбике? Почему?

Обучающиеся: Вася – 1 склонение, мебель – 3 скл., метро – несконяемое.

Слайд 6.

Микроитог:

Учитель: Что мы называем склонением?

Предполагаемые ответы детей.

Учитель: Сколько падежей в русском языке?

Учитель: К какому падежу относятся существительные в начальной форме? (И.п.)

Работа в парах

Слайд 7.

Работа по карточкам

Со…нце греет землю слабо.
По н…ч…м тр…щит моро…
Во дв…ре у снежной бабы
Поб…лел морковный но… 

Учитель: Прочитайте про себя стихотворение.

Прочитайте вслух. Вспомните правила, вставьте пропущенные буквы.

Проверка.

Учитель: Найдите в тексте имена существительные в именительном падеже. Определите склонение.

Постановка проблемы. 

Слайд 8.

Слайд 9.

Учитель: Как определить склонение существительных, если они стоят не в И.п.?

Предполагаемые ответы детей.

Учитель: Давайте создадим алгоритм действий при определении склонений имен существительных.

  1. Поставить слово в И.п., ед.ч.
  2. Определить род имени существительного.
  3. Посмотреть на окончание имени существительного.
  4. Определить склонение.

Работа в парах.

Слайд 10.

Работа по карточкам

Учитель: Определите склонение у выделенных имен существительных

Предполагаемые ответы детей.

Проверка.

Микроитог.

Учитель: Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

Слайд 11.

Физкультминутка

Слайд 12.

Учитель: Откройте учебник на стр. 118, прочитайте правило.

Релаксация.

Учитель: Примите удобную позу, расслабьтесь и представьте, что вы в лесу. Насладитесь красотой зимней природы Севера и ее обитателей.

Учитель:

Пришла, рассыпалась,
Клоками повисла на суках дубов.
Легла волнистыми коврами,
Среди полей, вокруг холмов.

Учитель: О каком времени года идет речь?

Обучающиеся: Речь идет о зиме.

Учитель: Сейчас идет первый месяц зимы. Какой?

Обучающиеся: Декабрь.

Учитель: Какую пословицу про этом месяц знаете?

Декабрь год кончает – зиму начинает.

Учитель: Как вы ее понимаете?

Предполагаемые ответы детей.

Учитель: Кто из вас знает про китайский гороскоп?

Предполагаемые ответы детей.

Слайд 8

На доске слова:

Учитель: Допишите в письме правильно буквы.

(Проверка написания)

Микроитог:

Учитель: Каким правилом вы пользовались?

Предполагаемые ответы детей.

Слайд 13

Учитель: В китайском гороскопе – вся мудрость Востока. По легенде, его создал сам Будда под руководством Небесного императора. Китайский гороскоп может рассказать все о вашем характере, наклонностях и способностях. Каждый год имеет название определенного животного. На Дальнем Востоке широко известно о том, что эти 12 животных обладают способностью наделять определенными чертами того, кто родился в этот год.

Слайд 14

 

Слайд 15

 

Слайды 16–20

Учитель: Год какого животного мы провожаем?

Обучающиеся: Мы провожаем год лошади.

Учитель: Год какого животного наступает?

Обучающиеся: Наступает год козы.

Учитель: Существуют года животных: свиньи, кота, тигра, обезьяны, мыши, петуха, дракона, собаки, змеи, быка.

Учитель: Кто знает, в год какого животного родился?

Ответы детей.

Работа в группах

Слайд 21

Слайды 22-24

Игра «Китайский гороскоп».

Даны 3 конверта. Нужно распределить карточки с животными по склонениям. У каждой группы – научный консультант (выбрать из присутствующих учителей).

Проверка.

Микроитог:

Учитель: Какими правилами пользовались, чтобы распределить слова по склонениям?

Дели проговаривают правило.

Слайд 25

Учитель: Хотите узнать в преддверии Нового года, что нас всех ожидает в следующем году?

Чтение стихотворений учащимися.

Коза рогатая идет
И все вокруг преображает.
Она вам счастья принесет
И все проблемы забодает.

Пускай исполнятся мечты.
Печаль и грусть к нулю сведутся.
Любой добьется высоты.
Успех с удачей улыбнутся.

Пуска коза, хозяйка года,
Вам море счастья принесет.
В любое время и погоду
Пусть только лучшее вас ждет.

Здоровы будьте непременно
И улыбайтесь каждый день.
К мечте стремитесь вдохновенно,
Оставив в прошлом грусти тень.

Взмахнет лошадка гривой.
Умчится в даль от нас.
И козочка красиво
Нагрянет к нам сейчас.

Работа в парах.

На листочках записаны пословицы и простые предложения.

Нужно расставить их в такой последовательности, чтобы слово ТРУД изменялось по падежам последовательно.

Учитель: Вспомните порядок падежей.

Слайд 26

  • Человек трудом красен.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  • По труду о человеке судят.
  • Человек воспевает труд.
  • Есть много пословиц о труде.

Проверка.

Работа в тетради

Учитель: Какая пословица вам больше всех понравилась? Объясните смысл.

Запишите пословицу в тетрадь.

Микроитог.

Учитель: Если мы не будем трудиться – не получим знания. Они нам просто необходимы, чтобы хорошо учиться.

Итог урока.

Слайд 27

Учитель:

Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.

– Над какой темой мы работали?

– Какую учебную цель мы ставили в начале урока?

– Достигли поставленной цели?

– Какие личные цели ставили?

– Что нового узнали для себя?

– С какими затруднениями столкнулись на уроке?

– Как вы думаете, вам эти знания пригодятся в жизни?

Предполагаемые ответы детей после каждого вопроса.

Слайд 28

Учитель: Оцените итоги работы на «Лестнице успеха».

Поместите смайлик на ту ступеньку, которая покажет усвоение данной темы. (1 ступенька – очень нуждаюсь в помощи, 2 ступенька – нуждаюсь в помощи, 3 – нужно еще повторить, 4 – в основном уверен в своих знаниях, 5 – уверен в своих знаниях) 

Учитель: Всем спасибо, вы хорошо потрудились.