Методические рекомендации к проведению тренинга толерантности с подростками с ОВЗ

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этики и стратегии ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

Интеграционная социально-культурная программа «Тренинг толерантности» предназначена для подростков с ограниченными возможностями и без ограничений в здоровье и направлена на социализацию и интеграцию молодых инвалидов в обществе, на формирование толерантных установок и моделей поведения по отношению к окружающему миру.

Программа «Тренинг толерантности» ориентируется на содействие распространению идей и социальных образцов толерантного взаимодействия, на развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство другого, на воспитание у молодежи заботы и терпимого отношения друг к другу в среде социального взаимодействия, развитие навыков общения с другими путем организации позитивного развивающего досуга молодежи с ограниченными возможностями в здоровье, так и без ограничений.

Толерантное поведение молодого инвалида является одновременно необходимым условием и показателем степени его адаптивности и социализации. Толерантные установки и способы поведения помогают молодым инвалидам найти адекватные ситуации, резервы собственного развития, получить помощь и одобрение других, быстрее социализироваться и интегрировать в обществе.

Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий «толерантность» и «толерантная личность». В программе, через развитие таких составляющих толерантности как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание раскрывается суть "инаковости", отличности от других. Занятия тренинга посвящены формированию у молодых людей толерантности по отношению к самим себе, в первую очередь чувства собственного достоинства и способности к самопознанию. Эти качества личности рассматриваются в контексте группы, когда терпимое отношение к себе выступает как необходимое условие толерантности по отношению к другим. Участники группы должны осознать, что позитивное отношение к себе является важнейшим элементом толерантности в целом, сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

Важным в период проведения программы является приобретение молодым человеком опыта психологически компетентного, конструктивного, толерантного взаимодействия с самим собой, другими и окружающим его миром. Выработка такого стиля поведения способствует дальнейшему позитивному развитию его как субъекта социального взаимодействия, повышает уверенность в своих возможностях и перспективах, позволяя успешно интегрироваться в обществе.

Цель, задачи, особенности реализации программы.

Данная интеграционная социально-культурная программа «Тренинг толерантности» для подростков с ограничениями в здоровье и без них направлена на формирование и развитие культуры общения, межэтнической толерантности, профилактику ксенофобии и экстремизма в молодежной среде.

Социально-психологический аспект программы по формированию толерантных установок и моделей поведения по отношению к окружающему миру заключен в преодолении молодыми инвалидами фобий, психических барьеров и стимулировании социальной солидарности.

Предлагаемая программа включает систему занятий, где в различных формах молодые инвалиды апробирует способы толерантного взаимодействия в различных плоскостях: "Я - другие", "Я - Я", "Я - культура" и "Я - мир".

Цель программы: создание условий, наиболее благоприятных для выработки каждым подростком собственной, самостоятельной и независимой позиции для естественного, рефлексивного и индивидуального становления толерантности во всех основных измерениях.

Задачи:

  • формирование умений толерантного взаимодействия с окружающим миром, составляющих поведенческую культуру межличностного внеконфликтного взаимодействия;
  • воспитание эмоционального, положительного отношения к культурному многообразию окружающего социума;
  • моделирование пространства конструктивного взаимодействия для совместной деятельности и досуга молодых людей с ОВЗ и без таковых;
  • развитие позитивной «Я-концепции» (отношения к себе, к другим, с миром) и чувства собственного достоинства, умения уважать достоинство другого;
  • создание условий для саморефлексии участников встречи в контексте понятий «гармоничные отношения» и «терпимость»;
  • активизация процесса самопознания, самообразования и самоактуализации;
  • выработка адекватной модели поведения, позволяющей в дальнейшем успешно реализовать себя в профессиональной деятельности.

Организация пространства: все занятия проходят в хорошо проветриваемом помещении, стулья для участников стоят по кругу.

Методы: групповой психологический тренинг, психотехнические игры, ролевая игра, релаксационные упражнения, арттерапия.

Форма проведения: групповые занятия.

Формат: тренинг состоит из серии занятий, длительность каждого занятия 1-2 часа. Время занятий может варьироваться с учетом особенностей контингента.

Целевая группа программы – подростки с ограниченными возможностями здоровья и без ограничений.

Методологическую основу программы составили теоретические положения, разработанные в отечественной и зарубежной науке: на общенаучном уровне - теории личности и ее развития (А. Бандура, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм.); теории социализации (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Д. Мид, Г.В. Осипов, Т. Парсонс, В.А. Ядов и др.); социальные теории адаптации личности (В.Т Лисовский, А. Маслоу, Ю.А. Миславский, A.B.Петровский); принципы и методы системного подхода (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько и др.), общенаучные принципы исследования различных аспектов социокультурной анимации в России (И.И. Булыгина, Л.И. Горбенко, А.В. Дегтяренко, Т.Г. Киселева, Е.Б. Мамбеков,Е.М. Приезжева, Л.В. Сайкина, JI.В. Тарасов, В.В. Туев, И.И. Шульга, Н.Н. Ярошенко), базовые положения теории профилактической и реабилитационной работы (Е.В. Алексеева, A.B. Быкова, А.Г. Грецова, М.А. Ковальчук, Л.Я. Олиференко, A.A. Реан, Л.А. Регуш, Е.Б. Рогалева, C.А. Соколова, X. Спаниярд, Т.И. Шульга и др.), этический и социокультурный аспекты проблемы толерантности (A.B. Зимбули, Г.У. Солдатовой, В.В. Шалина, Е.Ю. Клепцова и др.), психологический аспект толерантности (А.Г. Асмоловым, С.Ю. Головиным, К. Роджерсом и др.).

Ожидаемые результаты реализации программы

  • расширение образа мира молодых людей,
  • приобретение навыков толерантного взаимодействия,
  • гармонизация самопонимания,
  • гармонизация понимания окружающей действительности,
  • изменение нетолерантных паттернов общения и взаимодействия на более толерантные, что выражается в готовности конструктивно и доброжелательно взаимодействовать друг с другом.

Предполагается, что результатом реализации программы будет расширение образа мира в представлениях молодых инвалидов, приобретение навыков толерантного взаимодействия, гармонизация самопонимания и понимания окружающей действительности, изменение нетолерантных паттернов общения и взаимодействия на более толерантные, что выражается в готовности конструктивно и доброжелательно взаимодействовать друг с другом. Итогом работы по этой программе должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма.

В программе формирование толерантности предполагает воспитание уважения к себе и окружающим, отказ от противоположности "меньшинство-большинство", принятие другого вне зависимости от его внешнего вида, национальности и вероисповедания, понимание непохожести и единства как двух сторон одного и того же процесса. 

Требования к специалистам по работе с молодежью.

Для успешного и результативного проведения занятий специалист по работе с молодежью должен создать у молодых людей позитивную установку на сотрудничество, обеспечить эмоциональный комфорт, психологическую защищенность каждого, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности, предоставить возможность апробировать приобретенные знания на уровне поведения в реальных ситуациях общения.

При работе с молодежью специалисту по работе с молодежью необходимо знать и учитывать специфические проявления данной возрастной группы. К основным из них традиционно относятся половое созревание, развитие образа «Я» и построение зрелой идентичности, противопоставление собственного «Я» авторитетам в семье и обществе. Эти особенности часто создают проблемы в практике психосоциальной работы с молодыми людьми. В качестве общих трудностей можно отметить следующие:

  • Молодые люди часто не проявляют жалоб, их трудно мотивировать на оказание помощи;
  • Молодость часто характеризуется специфическим отстранением от прошлого, что затрудняет процесс работы;
  • Молодой человек часто склонен объяснять свои проблемы внешними, а не внутренними причинами;
  • «Я» в молодом возрасте слишком вовлечено в процесс психологической защиты;
  • Способность к самоанализу не развита или ограничена;
  • Молодые люди слишком центрированы на актуальных проблемах и часто отказываются от ретроспективных оценок собственного опыта;
  • Молодежи свойственно отказываться от помощи, советов, авторитетов и т.д.

Специалист, работающий с молодежью, должен обладать высокой степенью профессионализма и быть очень гибким при работе с молодыми инвалидами. 

Условия формирования групп

Группа формируются по желанию самих молодых людей. Оптимальный количественный состав группы 12-15 человек. Внутренняя содержательная наполненность каждого занятия может варьироваться с учетом особенностей контингента.

Технико-методическое оснащение

Наборы цветных карандашей (6 цветов), простые карандаши, аудиозаписи, листы ватмана, ручки, клей-карандаш, ножницы, бумага формата А4, мяч детский мягкий.

Для решения поставленных цели и задач используются различные методы: социально-перцептивные, ситуационные, импровизационные, моделирующие и ролевые игры; когнитивные и экспрессивные методы; упражнения, предполагающие обратную связь, обмен чувствами; техники присоединения, которые формируют навыки ведения позитивного диалога, умения выслушивать собеседника, а также техники, фиксирующие состояние "здесь и теперь". 

Содержание программы тренинговых занятий

Занятие Цель Время

Занятие 1. Толерантность: что это?

  • Ознакомление с понятиями «толерантность», «толерантная личность», «границы толерантности»;
  • Стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности.

1-2 ч.

Занятие 2. Черты толерантной личности.

  • Дать возможность молодым людям осознать свои способности, личностные черты и сопоставить свой портрет с тем, как его видят окружающие.
  • Повышение сплоченности группы.

1-2 ч.

Занятие 3. Толерантность к себе и другим. Причины интолерантности.

  • Показать, как толерантность к другим вырастает из толерантности к себе и толерантности по отношению к партнерам по группе;

1-2 ч.

Занятие 4. Я и группа: толерантность к себе и к другим.

  • Показать, как отношение к себе связано с толерантностью к другим.

1-2 ч.

Занятие 5. Я и группа: толерантность к себе. Толерантное общение.

  • Показать, как толерантность к другим вырастает из толерантности к себе и толерантности по отношению к партнерам по группе;
  • Дать возможность осознать свои способности, личностные черты и сопоставить свой портрет с тем, каким его видят окружающие;
  • Показать, какими способами можно сделать общение толерантным;
  • Развитие способности к пониманию, сопереживанию и сочувствию

1-2 ч.

Занятие 6. Я и группа: толерантность к себе и к другим.

1-2 ч.

Занятие 7. Я и группа: толерантность к себе и к другим. Завершение.

  • Совместное обсуждение результатов тренинга;
  • Получение обратной связи от группы;
  • Подведение итогов, прощание с участниками тренинга

1-2 ч.

Полностью текст статьи приведен в Приложении.