Звуки [д, д׳], буква "Д, д"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Форма урока: урок открытия новых знаний.

Формы организации учебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический.

Технологии: здоровьесберегающая, игровая, информационно-коммуникационная, технология дифференцированного обучения, исследовательский метод обучения, учебный диалог.

Оборудование: презентация; лист А-4 с текстом предложений; карточки со словами; модели звуков; касса букв, ёлочки и кружки для самооценки; песня «Доброта», электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой 1(СD)

Педагогическая цель:создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [д, д'], буквой Дд; обучение чтению слогов, слов с изученными буквами; развития речи.

Задачи:

  • Познакомить со звуками [д,д'], буквой Д д.
  • Овладение умением давать характеристику звукам; формировать навыки чтения слов, предложений с изученными буквами.
  • Развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.
  • Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
  • Формировать навыки работы в коллективе, навыки самостоятельной работы.
  • Воспитывать культуру учебного труда.
  • Воспитывать любознательность в процессе учения.

Планируемые результаты.

Предметные. Овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умеют использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; знают особенности произнесения звуков [д, д'] и их характеристику; называют букву Дд как знак звука [д или д']; различают печатную и письменную, заглавную и строчную букву; анализируют слова по модели; озаглавливают текст.

Личностные. Эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции. Самоопределение – система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет.

Метапредметные:

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
эмоционально-положительный настрой на уроке; создание ситуации успеха.
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебных задач; осуществляют сранение, выполняют звуковой анализ слов, делают вывод. Смысловое чтение.
Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; сотрудничество с учителем и детьми

Ход урока

Формируемые УУД
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (Приложение 3. Слайд 1)

(Звучит спокойная мелодия.)

Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Улыбнулись все учтиво,
Вижу: класс наш хоть куда,
Мы начнём урок, друзья.

– Сегодня у нас необычный день, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. (Дети, поворачиваются к гостям и произносят)

Дети: «В добрый день и в добрый час, очень рады видеть Вас!»

– Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра.

Дети повторяют за учителем:

Я желаю тебе добра.
Ты желаешь мне добра.
Мы желаем друг другу добра.
Если будет трудно – я тебе помогу.

– Сегодня мне бы хотелось увидеть, как вы сами умеете добывать знания. А чтобы урок был удачным – мы будем внимательны, активны и точны.
– Начинаем работать, а свою работу оценивать нам поможет ёлочка. Ведь за окном зима. А значит скоро Новый год. А знаете ли вы, что более 300 лет назад царь Пётр I издал указ, в котором велел наряжать под Новый год ёлки. А т.к. игрушек не было, то люди украшали ёлку бусами, серёжками, кулонами. А мы будем украшать наши ёлочки цветными кружками. Но кружки необычные:
красного цвета – за правильно выполненное задание
синего цвета – за задание выполненное с ошибками; вы сами нашли ошибку и исправили её
жёлтого цвета – за неудачно выполненное задание, когда вам потребовалась помощь учителя или ребят. (Приложение 1)

Регулятивные УУД (эмоционально-положительный настрой на уроке)
2. Актуализация знаний

– Мы продолжаем с вами исследовать звуки и буквы русского алфавита.
– Чем отличаются звуки от букв?
– Давайте вспомним, какие бывают звуки. (Слайд 2 )

Личностные УУД (самоопределение – система заданий)
3. Постановка учебной проблемы

– Ребята, я сегодня шла на работу и думала, что всего дороже на свете? И вспомнила песню из мультфильма про Фунтика. – Хочу, чтоб вы её послушали. (Слайд 3 )
(Звучит 1 куплет песни «Доброта», он оканчивается словами «… всех дороже доброта.»)
– А вы согласны?
– Как вы понимаете, что такое доброта? (ответы детей)
– Каких людей мы называем добрыми?
– Послушайте предложение: « Друзья, давайте делать добрые дела!»
– Какой звук вы услышали в начале каждого слова? ( [д или д'])

– Давайте вместе сформулируем тему нашего урока.
(Звуки [д, д'], буква Д.)
– Возьмите планшет и обозначьте звук [д, д'] буквой.

Выявление причины затруднения

– Поднимите руку, кто не смог выполнить задание.
– Почему у вас вызвало затруднение выполнение этого задания?

Личностные УУД
(самоопределение – система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет.)
4. Целеполагание

– Давайте определим для себя цели.
На доске схема с буквами: З Н П В А

  • Повторить уже известное…
  • Познакомиться с … (буквой Дд)
  • Учиться … (характеризовать звуки [д,д'], выделять их в словах)
  • Упражняться … ( в чтении слов с этой буквой)
  • Быть внимательными, активными.
  • Помогать друг другу.
Регулятивные УУД (планировать свою деятельность в начале урока),
5. Открытие новых знаний.

– Давай проведём исследовательскую работу и узнаем особенности новых звуков. Работать будете в парах.

Вспомним правила сотрудничества. (Учитель начинает, дети заканчивают предложение.)

а) Одна голова хорошо, … (а две лучше).
б) Не будь тороплив, … (а будь терпелив).
в) Ошибиться … (может каждый).
г) Сначала подумай, … (а потом скажи).
д) Умеешь сам … (научи другого).

Задание: составьте звуковые схемы слов ДОБРО, ДЕТИ и проанализируйте первый звук каждого слова. Разделите слова на слоги.

– Закончив исследовательскую работу, давайте сделаем вывод: (Слайд 4 )
– Назовите 1-й звук в слове ДОБРО
– Какой он?  (Звук [д] – согласный)
– Почему? (1. Воздух при произношении встречает преграду: зубы, язык
2. Произносится с шумом и голосом
3. Cлога не образует доб-ро)

– Звонкий
– Почему?
(Дети прикладывают ладонь к горлу. Чувствуем дрожание . Слышим гудение, звон)
– Твёрдый

Аналогичная работа со звуком [д']

Самооценка Оцените свою работу в парах. (Слушаем детей). Раскрасьте шарик, опираясь на наши критерии.
Оценка учителя. Учитель вывешивает на ёлочку кружок того цвета, которых больше всего раскрасили дети.

Познавательные УУД (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.
Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в группах); участие в коллективном обсуждении.

Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте, анализировать собственную работу.

6. Физминутка

а) Упражнения под музыку.
б) Упражнения для глаз (Cлайд 5)

Личностные УУД:
установка на здоровый образ жизни
7. Усвоение новых знаний и способов действий.

Работа со звуками [д,д'].

Игра «Поймай звук».

– Найди место новых звуков в словах (учитель бросает мяч ребёнку и называет слово, дети определяют, где находится новый звук):

Деревня, победа, родители, дорога, соседи, день, дыра, водопад, диван, сосе [т],

Игра «Доскажи словечко» (Cлайд 6)

1) Ёжик вырос в 10 раз
Получился … ДИКОБРАЗ

2) Как бревно с большою пастью.
Ты не встреть его к несчастью.
Чтоб тебя не проглотил.
Он зовётся … КРОКОДИЛ

3) Архитекторы – творцы
Строят чудные … ДВОРЦЫ

4) Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует цветная … РАДУГА

1. Работа с электронным приложением «Азбука» 1 класс Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева.

Найди в словах звук [д, или д'].

Дети, работая в парах, выполняют упражнение «Найди в словах звуки», а если осталось время, могут поиграть в игру «Найди слова со звуками [д,д'

2. Самостоятельно. Составь звуковую схему слова.

Дети работают по вариантам, затем выполняется взаимопроверка. Кто быстро справился с работой, могут поиграть: упражнение «Отгадай загадку и составь звуковую схему слова – отгадки»
Ребята, которые не успели поиграть, а очень хочется, могут это сделать дома.

Самооценка. Оценка учителя.

Познавательные УУД (логические ):
построение логической цепи рассуждений;
самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера

Познавательные УУД:
доказательство, самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера
Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах).
Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте, анализировать собственную работу.

8. Знакомство с буквой Д,д

1. – На письме звуки [д, д'] обозначаются буквой Д,д.
– Где нужна заглавная буква Д?

2. – Давайте пофантазируем. На что похожа буква Д? (Cлайд 7)

Вот стоит дымок пуская
Буква Д – труба печная.
Буква Д – добротный дом,
Детский садик в доме том.
Д – корабликом плывёт,
Д – печной трубой встаёт.

3. Сложи букву из счётных палочек.

Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков:формирование понятия «буква – знак для звука»
9. Игра «Слово рассыпалось» (Cлайд 8 )

Работа с кассой букв. (дерево, дорога ) 2 ученика работают у доски.

– Назовите новый звук в слове. (дерево – буквой д обозначили [д'], дорога – буквой д обозначили [д] )

Самооценка. Оценка учителя

Познавательные УУД:
построение логической цепи рассуждений;
самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера

Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте, анализировать собственную работу.

10. Работа с текстом. Дифференцированная работа в группах.

2-5 группы – работают с предложениями. (карточки) (Приложение 2)

– Прочитать предложения , вставить нужные по смыслу слова.

…(Дети) играли в лесу. Они увидели около … (дуба) росток. Это из жёлудя вырос … (дубок). Старые .. (дубы) береглu дубок.

1 группа (слабочитающие дети работают с учителем по учебнику с. 12)

– Повторим правила чтения. Как надо читать? (громко, плавно, чётко произносить звуки)
– Плавное чтение слогов; слов (сначала чтение по слогам, потом слово прочитывается целиком с правильной постановкой ударения)

Проверка работы в группах : чтение предложений.
Критерии: Читать громко, чётко.
Показать голосом, интонационно начало и конец предложения.
Выделить голосом значимое слово.

(Дети 1 группы следят за чтением детей по «Азбуке»)

Беседа.

– Что нашли дети в лесу?
– Из чего вырос маленький дубок?
– Как же дубы берегли дубок? (Предположения детей)
– Чтобы проверить, верно ли мы рассуждали, откройте учебник на с. 12.и прочитаем рассказ ещё раз до конца.
– О чём же этот рассказ? (О маленьком дубке)
– Какой заголовок мы выберем к рассказу?

Самооценка, взаимооценка. Оценка учителя

Познавательные УУД информационные: работа с текстом;
смысловое чтение;
построение логической цепи рассуждений,
установление причинно- следственных связей

Коммуникативные УУД:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении, строить сотрудничество со сверстниками и взрослыми, управление поведением партнёра

РегулятивныеУУД:
оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте, анализировать собственную работу.

11. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке

а) – Вспомним цели, которые вы для себя поставили.

  • С чем мы познакомились…(со звуками [д, д'] и буквой Дд) (Слайд 9)
  • Чему учились…(характеризовать звуки [д, д'], выделять новые звуки в словах) (Cлайд 10)
  • Мы упражнялись…(в чтении слов по звуковой модели с этой буквой, в составлении предложений и др.)

– Что особенно понравилось?
– Что вызвало затруднение?
– Мы выполнили поставленные цели?

б) Самооценка знаний обучающимися.

– Как вы отработали на уроке? (Слайд 11)

  • На уроке мне было интересно (неинтересно, скучно).
  • Я был внимателен, активен, всё понял, помогал другим ребятам.
  • Я был невнимателен, мало поднимал руку, затруднялся, мне помогали ребята.

в) – Оцените, пожалуйста, себя по следующим критериям:

  • Справился со всеми задачами уверенно, могу помочь другим
  • Справился со всеми задачами
  • Справился со всеми задачами, но мне нужна помощь в …

(Дети раскрашивают шарик на ёлочке) (Слайд 12)

– Спасибо, ребята, за работу. Я увидела, что вы умеете сами добывать знания, помогаете друг другу.
– Я в течение урока наблюдала и увидела, что вы хорошо научились оценивать себя и своих товарищей. Покажите, какие нарядные ёлочки у вас получились. Я благодарю вас за работу.

Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины (итог урока).