Урок окружающего мира «Искусство России ХХ века». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Обоснование актуальности

Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности. В образах искусства содержится глубокий опыт духовного развития человечества Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через искусство дает ему ориентиры в развитии личностных качеств, помогает соотнести своё восприятие окружающего мира с образами искусства, социализируя себя в обществе. Встреча с искусством не делает человека сразу духовно богатым, но накапливается масса эстетических впечатлений. Такие уроки формируют способность воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать её.

Организационная и методическая информация

Раздел: «Человек – творец культурных ценностей»

Тема: «Искусство России 20 века»

На данную тему отводится 2 часа. Это 1 урок в теме.

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления новой информации по теме урока.

Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения.
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соблюдать правила общения.
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
  • развитие интереса и уважения к произведениям искусства; осознание своей принадлежности к великой русской культуре.

Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов:

  • создание условий для формирования у учащихся представление об архитектурном и изобразительном искусстве России
  • ознакомление с известными архитектурными сооружениями советского периода, произведениями художников А. А. Пластова, Ф.А. Малявина, Л. Малевича;
  • формирование понятий "реализм", "абстракционизм";
  • формирование способности видеть и понимать окружающий мир и ориентироваться в нём;
  • развитие умения ориентироваться в понятии "культура", "наполнять" его характеристику конкретными примерами;
  • продолжить формирование духовно-нравственной основы жизни.

Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов:

  • формирование умения принимать и сохранять цели и учебные задачи.
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • развитие операций мышления: высказывания предположений, сравнения, сопоставления, анализа, обобщения
  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью.

Основной метод обучения: учебный диалог: обсуждение предположений об особенностях произведений живописи 20 века.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, учебник, дидактический материал.

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Методический комментарий

1. Организационный момент

Приветствуют друг друга улыбкой

Рассуждают, высказывают своё мнение.

Встало солнышко давно, заглянуло к нам оно.
И мы стали добрее, умнее и внимательнее.
(На доске прикреплено солнышко)
Давайте подарим солнышку и друг другу свою улыбку и хорошее настроение.
Начинаю урок со слов Древнего философа Конфуция: "Три пути ведут кзнанию: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания — это путь самый легкий ипуть опыта — это путь самый горький.»
Как вы понимаете эти слова? Какой путь вы выберете для себя и почему?

Психологический настрой на сотрудничество.

2. Стадия вызова

Цель: побуждение учащихся к активной деятельности

Задачи:

актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по теме урока;
вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме;
– организовать ученика к постановке собственных целей обучения;
– побудить к активной работе

Высказывают предположения

Учащиеся заполняют первую часть таблицы. (Приложение 1)

Составляют список того, что они знают или думают о данной теме.
В ходе обсуждения на доске появляется кластер

После обсуждения учащиеся формулируют цели урока
Отвечают

В классе оформлена выставка картин художников 20 века.
Включаю классическую музыку, на доске появляются архитектурные сооружения

Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Если дети не догадываются, учитель открывает тему урока)

– Предлагаю заполнить таблицу "ЗХУ" (знаю – хочу узнать – узнал)

Знаю Хочу узнать Узнал
     

Прошу заполнить первую часть таблицы.

Предлагаю заполнить вторую часть таблицы
– Можем ли мы сейчас заполнить третью часть таблицы?

Очень важно в начале урока вызвать интерес к изучаемой теме

Чувство красоты создает в ребёнке особые эмоциональные состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление.

Прием технологии
развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) таблица «ЗХУ», которая помогает собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их
Заполняя первую часть таблицы, ученик через первичную деятельность определяет уровень собственных знаний
При заполнении второй части таблицы у учащихся проявляется интерес к новой информации

3. Стадия осмысления

Цель: активное получение информации.

Задачи:

– получить и осмыслить новую информацию;
– соотнести новые знания с уже имеющимися знаниями
– отследить процесс познания и собственного понимания.

Предлагают составить план работы.
Варианты детей.

1. Познание архитектуры России 20 века;
2. Живопись.
3. Литература
4. Музыка.

Дети наблюдают за архитектурными сооружениями на слайде, находят их в учебнике.

Дети предлагают найти точный ответ в учебнике.

Учащиеся работают в парах.
По необходимости пользуются дополнительным материалом и карточкой – помощницей.
Заполняют "Сводную таблицу", делают выводы. Сравнивают свои предположения
Карточка-помощница

Карточка-помощница

1. Прочитай текст.
2. Найди где расположено сооружение
3. Найди год постройки здания.
4. Найди и прочитай фамилию архитектора.

Работают в группах

Рассматривают иллюстрации картин, рассуждают и делят на группы.

1 группа

Отчет о проделанной работе.

2 группа

Отчет о проделанной работе

3 группа

Отчет о проделанной работе

Результаты работы в группе показывают на интерактивной доске.
Составляют кластер вместе с учителем "Художники 20века".
Делают выводы.

– Как нам построить работу на уроке? Ваши предложения.

Работаем по первому пункту плана. Прочитайте его. Какую цель вы здесь поставите для себя?
Предлагаю учащимся рассмотреть архитектурные сооружения и ответить на вопросы.
Что объединяет эти сооружения?
–Чем различаются?

От чего зависит внешний облик зданий ?
Прошу ответить на вопрос:
– Что было построено раньше, Останкинская телебашня, Дом правительства или Третьяковская галерея? и зафиксировать в таблицу. (Приложение 2)

Выясняет, кто сомневался при выполнении задания?
Как без сомнения ответить на вопрос, что построено раньше?

Организует работу в парах, используя приём "Сводная таблица» (Приложение 3).
Предлагает дополнительный материал к учебнику (Приложение 4), карточки-помощницы.

Для того, чтобы учащиеся запомнили некоторые имена архитекторов, прославивших 20 век, карточки с фамилиями вывешиваю на доску.

Обращаюсь вновь к плану.
– По какому пункту плана мы работали? Что нового узнали?
Предлагаю зачитать второй пункт плана и поставить цель.
Организую работу в группах по количеству рядов.
Предлагаю рассмотреть карточки с изображением картин художников 20 века и разделить их на группы. Для каждой группы задание:

Для первой группы иллюстрации картин с изображением пейзажа, портрета, натюрморта

Для второй группы иллюстрации картин с изображением портрета в направлениях реализма и абстракционизма

Для третьей группы иллюстрации картин с изображением пейзажа в направлениях реализма и абстракционизма

Подвожу к знакомству с понятиями "реализм", "абстракционизм".

Для того, чтобы учащиеся запомнили некоторые фамилии художников 20 века, карточки с фамилиями помещаю на доске.

Вновь обращается к плану работы на уроке.
– По каком пункте плана мы работали? Что нового узнали?
Достигли ли цели?

Закрепляем умение составлять план и работать по нему

Учителю необходимо заинтересовать учеников, вовлечь в поисковую работу, построить взаимодействие так, чтобы ученики захотели найти и сообщить информацию, обсудить её с классом и учителем.

Приём технологии РКМЧП "Сводная таблица"помогает систематизировать характеристики, по которым учащиеся сравнивают архитектурные сооружения.

Во время отчета о работе 1 группы учащиеся повторяют понятия "пейзаж"," натюрморт", "портрет",делают вывод что изображали художники 20 века.

Если учащиеся не указали на необычность изображения на некоторых картинах, то учитель обращает на это внимание.

В процессе общения ребёнка с явлениями искусства, накапливаются эмоциональные впечатления.

Встреча с искусством не делает ученика сразу духовно богатым или эстетически нравственным, но чувство эстетического переживания помнится долго и ученику захочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным.

4. Стадия рефлексии

Цель: осмысление и обобщение полученной информации.

Задачи:

– анализ процесса собственных мыслительных операций;
– выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
– осознание своей принадлежности к великой русской культуре.

Закрепляют знание фамилий художников и архитекторов 20 века.
( работают на интерактивной доске)

Учащиеся соотносят свою цель с результатами работы на уроке.
Ставят цель на следующий урок

Домашнее задание по выбору:

Узнать какие памятники архитектуры 20 века есть в нашем крае и селе.
Узнать фамилии знаменитых художников Алтайского края 20 века.
Подготовить рисунки "Если б я был художником..."

Организую работу с планом.
– Все ли пункты плана удалось рассмотреть?
– О чём узнали?

– О чём ещё хотелось бы узнать?

Вновь обращаюсь к таблице «ЗХУ» и предлагаю заполнить третью часть таблицы.

Предлагаю выполнить творческое задание "Если был бы я художником или архитектором.."

Предлагаю оценить свою и работу одноклассников на уроке.
На магнитной доске появляется "звездопад" знаний.
Благодарю за работу.

Приём РКМПЧ «ЗХУ», заполняем третью часть таблицы
При заполнении третьей части таблицы идёт осмысление и обобщение полученной информации, присвоение нового знания, определение собственного отношения к изучаемому материалу.
Этот вид задания:
– учит формулировать идею ;
– подготавливает к краткому пересказу;
– обогащает словарный запас;
– позволяет почувствовать себя творцом;

Список литературы:

1. Материалы курса "Реализация требований стандарта при изучении предмета"Окружающий мир" от предметных действий к универсальным: лекции 1-4/Н.Ф. Виноградова, О.А. Рыдзе. М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2013г.
2. Окружающий мир: 3-4 классы: методика обучения /Н,Ф. Виноградова.– М.: Вентана- Граф, 2011г.
3. Учимся продуктивно мыслить / И.Г. Агапов // Библиотечка журнала "Вестник образования". 2001г. №2 с. 3-15.

Интернет- ресурсы:

http://artansa.jimdo.com/новые-технологии-в-образовании/технология-развития-критического-мышления/приемы-ркмчп/
http://www.epwr.ru/quotation/txt_388_21.phpслова мысль Конфуция
http://www.bibliogorod.ru/img/afisha/42-4194-40894.jpg фасад Третьяковской галереи
http://www.etoretro.ru/data/media/4761/1357106907ba2.jpg музей Изобразительных искусств
http://img15.nnm.me/1/d/4/6/9/3880f87808d94979ab128793c56.jpg Останкинская телебашня
http://www.pereprava.org/uploads/posts/2014-02/1391497945_arkadiya-aleksandrovicha-plastova-pervyy-sneg..jpg Пластов "Первый снег"
http://900igr.net/datai/russkij-jazyk/Urok-Slozhnye-predlozhenija/0007-003-Vidy-slozhnykh-predlozhenij.jpg Пластов "Сенокос"
http://rexstar.ru/uploads/content/file6a62c916f498a93fafad9a809c2dd490.jpg Пластов " С граблями"
http://cp12.nevsepic.com.ua/65-3/1354566845-0374671-www.nevsepic.com.ua.jpg Пластов "Внук рисует"
http://data.photo.sibnet.ru/upload/imggreat/121661625801.jpg Пластов "Жницы"
http://paintingdb.com/art/xl/6/5791.jpg Малевич "Зима"
http://cultobzor.ru/wp-content/uploads/2012/11/157.jpg Малевич " Девушка в деревне"
http://berthemorisot.org/upload1/file-admin/images/new10/Kasimir%20Malevich-587894.jpg Малевич "Дачник"
http://images14.fotki.com/v777/photos/7/1454087/8061670/___1935-vi.jpg Грабарь" Портрет Чуковского"
http://babanata.ru/wp-content/uploads/2013/04/grabar-003.jpg Грабарь"Мартовский снег"
http://hydojniki.org/images/photos/medium/f38ed10c35bd5bf89a11bdd03750d889.jpgГрабарь"Яблоки"
http://01varvara.files.wordpress.com/2011/01/igor-grabar-a-portrait-of-olga-grabar-the-daughter-of-the-artist-1934.jpg Грабарь " Портрет О. Грабарь"
http://funforkids.ru/art/spring/spring097.jpg Грабарь "Майский вечер"
http://culinary-club.narod.ru/olderfiles/1/igor-grabar.jpg Грабарь "Натюрморт"
http://arts.in.ua/i/952/f_80780.jpg Грабарь "Березовая аллея"
http://data.photo.sibnet.ru/upload/imggreat/121743243192.jpg Грабарь"Васильки"
http://data.photo.sibnet.ru/upload/imggreat/121743243868.jpg Грабарь "Груши"
http://www.belygorod.ru/img2/RusskieKartinki/Used/0SychkovFV_KrestyanDevushGTG.jpg Малявин" Крестьянская девушка"
http://www.old.cinemamir.com/forum/uploads/attachment/2011-11/1321691942_malyavin.-filipp-andreevich-baba.jpg Малявин "Баба"
http://young.rzd.ru/dbmm/images/41/4080/4151094Малявин"Портрет крестьянки"