Обоснование актуальности
Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности. В образах искусства содержится глубокий опыт духовного развития человечества Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через искусство дает ему ориентиры в развитии личностных качеств, помогает соотнести своё восприятие окружающего мира с образами искусства, социализируя себя в обществе. Встреча с искусством не делает человека сразу духовно богатым, но накапливается масса эстетических впечатлений. Такие уроки формируют способность воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать её.
Организационная и методическая информация
Раздел: «Человек – творец культурных ценностей»
Тема: «Искусство России 20 века»
На данную тему отводится 2 часа. Это 1 урок в теме.
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления новой информации по теме урока.
Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения.
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соблюдать правила общения.
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
- развитие интереса и уважения к произведениям искусства; осознание своей принадлежности к великой русской культуре.
Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов:
- создание условий для формирования у учащихся представление об архитектурном и изобразительном искусстве России
- ознакомление с известными архитектурными сооружениями советского периода, произведениями художников А. А. Пластова, Ф.А. Малявина, Л. Малевича;
- формирование понятий "реализм", "абстракционизм";
- формирование способности видеть и понимать окружающий мир и ориентироваться в нём;
- развитие умения ориентироваться в понятии "культура", "наполнять" его характеристику конкретными примерами;
- продолжить формирование духовно-нравственной основы жизни.
Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов:
- формирование умения принимать и сохранять цели и учебные задачи.
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
- развитие операций мышления: высказывания предположений, сравнения, сопоставления, анализа, обобщения
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью.
Основной метод обучения: учебный диалог: обсуждение предположений об особенностях произведений живописи 20 века.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, учебник, дидактический материал.
Этап урока |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Методический комментарий |
||||||
1. Организационный момент |
Приветствуют друг друга улыбкой Рассуждают, высказывают своё мнение. |
Встало солнышко давно,
заглянуло к нам оно. |
Психологический настрой на сотрудничество. |
||||||
2. Стадия вызова Цель: побуждение учащихся к активной деятельности Задачи: – актуализировать и
обобщить имеющиеся у учащихся знания по теме
урока; |
Высказывают предположения Учащиеся заполняют первую часть таблицы. (Приложение 1) Составляют список того, что они знают
или думают о данной теме. После обсуждения учащиеся формулируют
цели урока |
В классе оформлена
выставка картин художников 20 века.
Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Если дети не догадываются, учитель открывает тему урока) – Предлагаю заполнить таблицу "ЗХУ" (знаю – хочу узнать – узнал)
Прошу заполнить первую часть таблицы. Предлагаю заполнить вторую часть
таблицы |
Очень важно в начале урока вызвать интерес к изучаемой теме Чувство красоты создает в ребёнке особые эмоциональные состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление. Прием технологии |
||||||
3. Стадия осмысления Цель: активное получение информации. Задачи: – получить и осмыслить новую
информацию; |
Предлагают составить
план работы. 1. Познание архитектуры России 20 века; Дети наблюдают за архитектурными сооружениями на слайде, находят их в учебнике. Дети предлагают найти точный ответ в учебнике. Учащиеся работают в парах. Карточка-помощница 1. Прочитай текст. Работают в группах Рассматривают иллюстрации картин, рассуждают и делят на группы. 1 группа Отчет о проделанной работе.
2 группа Отчет о проделанной работе 3 группа Отчет о проделанной работе Результаты работы в группе показывают на
интерактивной доске. |
– Как нам построить работу на
уроке? Ваши предложения. Работаем по
первому пункту плана. Прочитайте его. Какую цель
вы здесь поставите для себя? Выясняет, кто сомневался при выполнении
задания? Организует работу в парах, используя
приём "Сводная таблица» (Приложение
3). Для того, чтобы учащиеся запомнили некоторые имена архитекторов, прославивших 20 век, карточки с фамилиями вывешиваю на доску. Обращаюсь вновь к плану. Для первой группы иллюстрации картин с изображением пейзажа, портрета, натюрморта Для второй группы иллюстрации картин с изображением портрета в направлениях реализма и абстракционизма Для третьей группы иллюстрации картин с изображением пейзажа в направлениях реализма и абстракционизма Подвожу к знакомству с понятиями "реализм", "абстракционизм". Для того, чтобы учащиеся запомнили некоторые фамилии художников 20 века, карточки с фамилиями помещаю на доске. Вновь обращается к плану работы на
уроке. |
Закрепляем умение составлять план и работать по нему Учителю необходимо заинтересовать учеников, вовлечь в поисковую работу, построить взаимодействие так, чтобы ученики захотели найти и сообщить информацию, обсудить её с классом и учителем. Приём технологии РКМЧП "Сводная таблица"помогает систематизировать характеристики, по которым учащиеся сравнивают архитектурные сооружения. Во время отчета о работе 1 группы учащиеся повторяют понятия "пейзаж"," натюрморт", "портрет",делают вывод что изображали художники 20 века. Если учащиеся не указали на необычность изображения на некоторых картинах, то учитель обращает на это внимание. В процессе общения ребёнка с явлениями искусства, накапливаются эмоциональные впечатления. Встреча с искусством не делает ученика сразу духовно богатым или эстетически нравственным, но чувство эстетического переживания помнится долго и ученику захочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным. |
||||||
4. Стадия рефлексии Цель: осмысление и обобщение полученной информации. Задачи: – анализ процесса собственных
мыслительных операций; |
Закрепляют знание
фамилий художников и архитекторов 20 века. Учащиеся соотносят свою цель с
результатами работы на уроке. Домашнее задание по выбору: Узнать какие памятники архитектуры 20
века есть в нашем крае и селе. |
Организую работу с
планом. – О чём ещё хотелось бы узнать? Вновь обращаюсь к таблице «ЗХУ» и предлагаю заполнить третью часть таблицы. Предлагаю выполнить творческое задание "Если был бы я художником или архитектором.." Предлагаю оценить свою и работу
одноклассников на уроке. |
Приём РКМПЧ «ЗХУ»,
заполняем третью часть таблицы |
Список литературы:
1. Материалы курса "Реализация требований
стандарта при изучении предмета"Окружающий
мир" от предметных действий к универсальным:
лекции 1-4/Н.Ф. Виноградова, О.А. Рыдзе. М.:
Педагогический университет "Первое
сентября", 2013г.
2. Окружающий мир: 3-4 классы: методика обучения
/Н,Ф. Виноградова.– М.: Вентана- Граф, 2011г.
3. Учимся продуктивно мыслить / И.Г. Агапов //
Библиотечка журнала "Вестник образования".
2001г. №2 с. 3-15.
Интернет- ресурсы:
http://artansa.jimdo.com/новые-технологии-в-образовании/технология-развития-критического-мышления/приемы-ркмчп/
http://www.epwr.ru/quotation/txt_388_21.phpслова
мысль Конфуция
http://www.bibliogorod.ru/img/afisha/42-4194-40894.jpg
фасад Третьяковской галереи
http://www.etoretro.ru/data/media/4761/1357106907ba2.jpg
музей Изобразительных искусств
http://img15.nnm.me/1/d/4/6/9/3880f87808d94979ab128793c56.jpg
Останкинская телебашня
http://www.pereprava.org/uploads/posts/2014-02/1391497945_arkadiya-aleksandrovicha-plastova-pervyy-sneg..jpg
Пластов "Первый снег"
http://900igr.net/datai/russkij-jazyk/Urok-Slozhnye-predlozhenija/0007-003-Vidy-slozhnykh-predlozhenij.jpg
Пластов "Сенокос"
http://rexstar.ru/uploads/content/file6a62c916f498a93fafad9a809c2dd490.jpg
Пластов " С граблями"
http://cp12.nevsepic.com.ua/65-3/1354566845-0374671-www.nevsepic.com.ua.jpg
Пластов "Внук рисует"
http://data.photo.sibnet.ru/upload/imggreat/121661625801.jpg
Пластов "Жницы"
http://paintingdb.com/art/xl/6/5791.jpg
Малевич "Зима"
http://cultobzor.ru/wp-content/uploads/2012/11/157.jpg
Малевич " Девушка в деревне"
http://berthemorisot.org/upload1/file-admin/images/new10/Kasimir%20Malevich-587894.jpg
Малевич "Дачник"
http://images14.fotki.com/v777/photos/7/1454087/8061670/___1935-vi.jpg
Грабарь" Портрет Чуковского"
http://babanata.ru/wp-content/uploads/2013/04/grabar-003.jpg
Грабарь"Мартовский снег"
http://hydojniki.org/images/photos/medium/f38ed10c35bd5bf89a11bdd03750d889.jpgГрабарь"Яблоки"
http://01varvara.files.wordpress.com/2011/01/igor-grabar-a-portrait-of-olga-grabar-the-daughter-of-the-artist-1934.jpg
Грабарь " Портрет О. Грабарь"
http://funforkids.ru/art/spring/spring097.jpg
Грабарь "Майский вечер"
http://culinary-club.narod.ru/olderfiles/1/igor-grabar.jpg
Грабарь "Натюрморт"
http://arts.in.ua/i/952/f_80780.jpg
Грабарь "Березовая аллея"
http://data.photo.sibnet.ru/upload/imggreat/121743243192.jpg
Грабарь"Васильки"
http://data.photo.sibnet.ru/upload/imggreat/121743243868.jpg
Грабарь "Груши"
http://www.belygorod.ru/img2/RusskieKartinki/Used/0SychkovFV_KrestyanDevushGTG.jpg
Малявин" Крестьянская девушка"
http://www.old.cinemamir.com/forum/uploads/attachment/2011-11/1321691942_malyavin.-filipp-andreevich-baba.jpg
Малявин "Баба"
http://young.rzd.ru/dbmm/images/41/4080/4151094Малявин"Портрет
крестьянки"