Программа составлена на основе | Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. |
Количество часов в неделю | 2 |
Количество часов в I триместре | 20 |
Количество часов во II триместре | 24 |
Количество часов в III триместре | 24 |
Всего часов | 68 |
Плановых практических работ | Каждое занятие |
Учебно-методический комплекс | Глозман Е.С., Глозман А.Е., Ставрова
О.Б. «Технология – 5 класс», Мнемозина Симоненко В.Д., Тищенко Т.А., Самородский П.С. «Технология – 5 класс», Просвещение |
Дополнительная литература | Н.Ф. Якубин «Учебные задания по труду для программированного обучения», 1991 г. |
Программа по технологии на 2014–2015 учебный год (раздел «Обработка древесины»). 5-й класс
- Харитонов Василий Зосимович, учитель технологии
Разделы: Технология
Класс: 5
1. Пояснительная записка:
Рабочая программа по разделу «Обработка
древесины» составлена на основе
Фундаментального ядра содержания общего
образования и Требований к результатам освоения
основной общеобразовательной программы
основного общего образования, представленных в
федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования второго
поколения.
Основной целью изучения учебного предмета
«Технология» в системе общего образования
является формирование представлений о
составляющих техносферы, о современном
производстве и о распространенных в нем
технологиях. Освоение технологического подхода
как универсального алгоритма преобразующей и
созидательной деятельности определяет общие
цели учебного предмета «Технология». Предмет
обеспечивает формирование представлений о
технологической культуре производства, развитие
культуры труда подрастающих поколений,
становление системы технических и
технологических знаний и умений, воспитание
трудовых, гражданских и патриотических качеств
личности. Предмет «Технология» является
необходимым компонентом общего образования
школьников. Его содержание предоставляет
молодым людям возможность бесконфликтно войти в
мир искусственной, созданной людьми среды
техники и технологий, которая называется
техносферой и является главной составляющей
окружающей человека действительности.
Искусственная среда — техносфера — опосредует
взаимодействие людей друг с другом, со сферой
природы и с социумом. Технология как учебный
предмет способствует профессиональному
самоопределению школьников в условиях рынка
труда, формированию гуманистически и
прагматически ориентированного мировоззрения,
социально обоснованных ценностных ориентаций. В
основной школе учащийся должен овладеть
необходимыми в повседневной жизни базовыми
приемами ручного и механизированного труда с
использованием распространенных инструментов,
механизмов и машин, способами управления
отдельными видами распространенной в быту
техники, необходимой в обыденной жизни и будущей
профессиональной деятельности; научиться
применять в практической деятельности знания,
полученные при изучении основ наук. Примерная
программа предмета «Технология» составлена с
учетом полученных учащимися при обучении в
начальной школе технологических знаний и опыта
трудовой деятельности.
2. Общая характеристика учебного раздела «Обработка древесины»:
Обучение школьников строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования древесины и древесных материалов.
Задачи: формирование политехнических знаний и экологической культуры; воспитание трудолюбия, предприимчивости, обдуманности, культуры поведения
Цели:
– формирование у учащихся
техническо-технологической грамотности,
технологической культуры и деловых
межличностных отношений;
– приобретение умения в прикладной творческой
деятельности.
Учащиеся должны знать:
– свойства наиболее распространённых
конструкционных материалов;
– общее устройство столярного верстака;
– назначение, устройство и принцип действия
простейшего столярного инструмента,
приспособлений для пиления;
– основные понятия, термины графики, правила
выполнения чертежей;
– пути предупреждения негативных последствий
трудовой деятельности человека на окружающую
среду и здоровье человека.
Учащиеся должны уметь:
– рационально организовать своё
рабочее место, соблюдать правила техники
безопасности и охраны труда;
– выполнять разработку технических проектов,
конструировать простые изделия с учётом
требования дизайна;
– читать инструкционно-технологические карты,
схемы, эскизы, чертежи деталей и пользоваться ими
при выполнении работ;
– выполнять основные технологические операции и
осуществлять подбор материалов, заготовок,
инструмента, приспособлений, орудий труда по
инструкционно – технологическим картам;
– осуществлять контроль качества
изготавливаемых изделий.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане школы:
Изучение раздела «Обработка древесины и
древесных материалов» производится в 5-7-х
классах. В 5 классе на данный раздел отводится 26
часов из 68, отведённых на предмет «Технология» в
Учебном плане школы.
Базисный учебный (образовательный) план
образовательного учреждения на этапе основного
общего образования должен включать 170 учебных
часов для обязательного изучения курса
«Технология». В том числе: в 5 и 6 классах — по 68 ч,
из расчета 2 ч в неделю, в 7 классе — 34 ч, из расчета
1 ч в неделю. Дополнительное время для обучения
технологии может быть выделено за счет резерва
времени в базисном учебном (образовательном)
плане. К сожалению, как правило, дополнительное
время выделяется на те предметы, которые
необходимо обязательно сдавать в ходе
проведения государственной итоговой аттестации.
4. Личностные, метапредметные, предметные
результаты освоения раздела «Обработка
древесины»:
4. Изучение раздела «Обработка древесины» в 5 классе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися 5 класса раздела «Обработка древесины» являются:
• проявление познавательных интересов и
активности в данной области предметной
технологической деятельности;
• развитие трудолюбия и ответственности за
качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами
научной организации умственного и физического
труда;
• осознание необходимости общественно
полезного труда как условия безопасной и
эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и
хозяйственным ресурсам;
• проявление технико-технологического и
экономического мышления при организации своей
деятельности.
Метапредметными результатами» являются:
• алгоритмизированное планирование процесса
познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся
организационным и материально-техническим
условиям способов решения учебной или трудовой
задачи на основе заданных алгоритмов;
• самостоятельная организация и выполнение
различных творческих работ по созданию
технических изделий;
• приведение примеров, подбор аргументов,
формулирование выводов по обоснованию
технико-технологического и организационного
решения; отражение в устной или письменной форме
результатов своей деятельности;
• согласование и координация совместной
познавательно-трудовой деятельности с другими
ее участниками; коллективе требованиям и
принципам;
• соблюдение норм и правил культуры труда в
соответствии с технологической культурой
производства;
• соблюдение норм и правил безопасности
познавательно-трудовой деятельности и
созидательного труда.
Предметными результатами являются:
в познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и
дополнительной технической и технологической
информации для проектирования и создания
объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья,
материалов и областей их применения;
• владение алгоритмами и методами решения
организационных и технико-технологических
задач;
• классификация видов и назначения методов
получения и преобразования материалов,
• распознавание видов, назначения материалов,
инструментов и оборудования, применяемого в
технологических процессах;
в трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и
процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта
труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований
при подборе сырья, материалов и проектировании
объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом
требований технологии и
материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и
составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с
соблюдением установленных норм, стандартов и
ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда,
пожарной безопасности, правил санитарии и
гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической
дисциплины; • обоснование критериев и
показателей качества промежуточных и конечных
результатов труда;
• контроль промежуточных и конечных результатов
труда по установленным критериям и показателям с
использованием контрольных и измерительных
инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и
обоснование способов их исправления;
в мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к
труду в конкретной предметной деятельности;
• осознание ответственности за качество
результатов труда;
• наличие экологической культуры при
обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в
расходовании времени, материалов, денежных
средств и труда.
в эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или
рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления
объекта труда и оптимальное планирование работ.
в коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения
проекта с учетом общности интересов и
возможностей будущих членов трудового
коллектива;
в физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук
при работе с ручными инструментами и выполнении
операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при
выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия,
прикладываемого к инструменту, с учетом
технологических требований.
5. Содержание раздела программы «Обработка древесины» предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
• технологическая культура производства;
• распространенные технологии современного
производства; • культура, эргономика и эстетика
труда;
• получение, обработка, хранение и использование
технической и технологической информации;
• основы черчения, графики, дизайна.
В процессе изучения раздела учащиеся:
- познакомятся с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной.
овладеют навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности; навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, основными методами и средствами преобразования и использования древесины; умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов; умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений; навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда; навыками организации рабочего места.
Раздел рабочей программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений.
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в примерной программе направлены на освоение различных технологий. Для практических работ учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект, процесс или тему проекта для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом педагог должен учитывать посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.
6. Тематическое планирование:
№ урока |
Тема урока |
Дата | Кол-во часов |
Примечание вид УУД |
Обработка конструкционных материалов (древесины) – 26 часов |
||||
1. |
Правила внутреннего трудового распорядка в учебных мастерских. Правила техники безопасности и охраны труда при ручной обработке конструкционных материалов. Организация рабочего места столяра. Устройство столярного верстака. |
|
2ч |
|
2. |
Основные сведения о древесине. Виды пиломатериалов. Искусственные древесные материалы. Практическая часть: лабораторно-практическая работа. |
|
2ч |
Лабораторно – практическая работа. Познавательные |
3. |
Технологический процесс создания изделий. Чертёж, эскиз, технический рисунок. Линии, применяемые на чертежах. Масштаб. |
|
2ч |
Регулятивные и познавательные |
4. |
Разметка. Виды инструмента, применяемые при разметке, приёмы выполнения разметки. Практическая часть: изготовление изделий из древесины. |
|
2ч |
регулятивные |
5. |
Инструменты, приспособления для пиления. Устройство, наладка и приёмы работы. Практическая часть: изготовление изделий из древесины |
|
2ч |
---//---- |
6. |
Инструменты, приспособления для строгания. Устройство, наладка, приёмы работы. Практическая часть: изготовление изделий из древесины. |
|
2ч |
---//--- |
7. |
Сверление. Инструмент.
Устройство сверлильного станка. Приёмы работы.
Правила ОТ и ТБ. |
|
2ч |
Коммуникативные – работа на станке в парах |
8. |
Виды соединений изделий из
древесины. Технологии их выполнения. |
|
2ч |
регулятивные |
9. |
Отделка поверхности изделий из древесины. Практическая часть: изготовление изделий из древесины. |
|
2ч |
---//--- |
10. |
Инструктаж по ОТ и ТБ. Сборка и отделка изделий из древесины. Практическая часть: изготовление изделий из древесины. |
|
2ч |
|
11, 12 |
Отработка навыков выполнения столярных операций. |
|
4 ч |
|
13. |
Подведение итогов работы по разделу «Обработка древесины» (самостоятельная письменная работа). Практическая часть: изготовление изделий из древесины. |
|
2ч |
регулятивные |
Объекты труда: деревообработка:
– указки классные
– детские лопаты для уборки снега
– номерки для гардероба
– модель парохода.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. При этом возможно проведение интегрированных занятий, создание интегрированных курсов или отдельных комплексных разделов.
7. Описание учебно-методического комплекта и материально – технического обеспечения предмета:
В работе планируется использование УМК,
включающий: допущенные к использованию в
образовательном процессе 2014-2015 учебного года,
содержание которых соответствует федеральному
компоненту государственного образовательного
стандарта общего образования (Симоненко В.Д.,
Тищенко А.Т., Самородский П.С. / Технология,
Просвещение) и рекомендованные, содержание
которых соответствует ФГОС ООО (Глозман Е.С.,
Глозман А.Е., Ставрова О.Б. и др./ под ред. Хотунцева
Ю.Л./Технология 5 класс, Мнемозина).
Материально – техническая база, в – основном,
укомплектована. Поданы заявки в октябре 2011 г на
доукомплектование учебных мастерских
инструментами, оборудованием, станками. Но, к
сожалению, данная работа проводится достаточно
слабо, т. к. предмет «Технология» не входит в
первую пятерку социально значимых учебных
дисциплин. Частично производим изготовление
инструмента своими руками, восстанавливаем
старое и т.д.
8. Планируемые результаты освоения учебного материала:
В результате обучения учащиеся овладеют:
• трудовыми и технологическими знаниями и
умениями по преобразованию и использованию
древесины и древесных материалов, необходимыми
для создания продуктов труда в соответствии с их
предполагаемыми функциональными и
эстетическими свойствами;
• умениями ориентироваться в мире профессий;
• навыками использования распространенных
ручных инструментов и приборов, культуры труда,
уважительного отношения к труду и результатам
труда.
В результате изучения раздела ученик получает возможность: познакомиться:
• с основными технологическими понятиями и
характеристиками;
• с назначением и технологическими свойствами
древесины и древесных материалов;
• с назначением и устройством применяемых
ручных инструментов, приспособлений, машин и
оборудования;
• с видами, приемами и последовательностью
выполнения технологических операций, влиянием
различных технологий обработки материалов и
получения продукции на окружающую среду и
здоровье человека;
• с профессиями и специальностями, связанными с
обработкой материалов, созданием изделий из них,
получением продукции;
научиться:
• рационально организовывать рабочее место;
• находить необходимую информацию в различных
источниках;
• применять конструкторскую и технологическую
документацию;
• составлять последовательность выполнения
технологических операций для изготовления
изделия или выполнения работ;
• конструировать, моделировать, изготавливать
изделия;
• выполнять по заданным критериям
технологические операции с использованием
ручных инструментов, приспособлений, машин,
оборудования, электроприборов;
• соблюдать безопасные приемы труда и правила
пользования ручными инструментами, машинами и
электрооборудованием;
• осуществлять доступными мерительными
средствами, измерительными приборами и
визуально контроль качества изготавливаемого
изделия (детали);
• находить и устранять допущенные дефекты;
• планировать работы с учетом имеющихся
ресурсов и условий;
• распределять работу при коллективной
деятельности; использовать приобретенные знания
и умения в практической деятельности и
повседневной жизни
Общие результаты технологического образования состоят:
• в сформированности целостного представления
о техносфере, которое основано на приобретенных
школьниками соответствующих знаниях, умениях и
способах деятельности;
• в приобретенном опыте разнообразной
практической деятельности, познания и
самообразования; созидательной, преобразующей,
творческой деятельности;